Кто разваливал Союз - Израильская спецслужба "Натив" ч.4

Большая алия

   В годы перестройки, начиная с 1987г., в советском руководстве происходит изменение отношения к еврейскому вопросу. Освобождаются из тюрем узники Сиона, разрешается выезд отказников-ветеранов и отменяются препятствия к выезду на постоянное место жительства для советских евреев. С другой стороны в стране происходит резкая активизация антисемитских сил, возникает серия кровопролитных межнациональных конфликтов, резко ухудшается экономическое положение, воцаряются угрожающая нестабильность и погромные ожидания. Начинается массовая эмиграция евреев.
   Из-за отсутствия прямых рейсов в Израиль до 1973г. выезд из СССР по израильской визе осуществлялся по следующей схеме. Бывшие советские граждане прибывали в Вену (главный пункт советской эмиграции) , там их содержали в замке Шенау, а потом самолетом из Вены их доставляли в Тель-Авив. Но в 1973-м Бруно Крайский, канцлер Австрии, "человек с типичным комплексом еврея при власти", потребовал у израильтян открыть Шенау и дать людям свободу выбора. Это решение разделило эмиграцию на два потока. Основной из Вены летел в Рим. В Остии, в 40 км от Рима, эмигранты подавали прошение об эмиграции и ожидали разрешение на въезд в США и другие западные страны. Другой, постоянно сокращающийся поток по старой схеме из Вены направлялся в Израиль. К 1989 году только 10% отъезжающих приезжали в Израиль.
   Израиль не мог смириться с таким положением и в преддверие большой алии были предприняты интенсивные дипломатические шаги для того, чтобы замкнуть всю еврейскую эмиграцию из СССР на себя. Благодаря еврейскому лобби и ряду других факторов израильтяне добились своего, и уже 1 октября 1989 г. Конгрессом США была принята поправка Лаутенберга-Моррисона к Закону о беженцах, в соответствии с которым претендовать на получение статуса беженца могли почти исключительно лица, имеющие в США близких родственников. Была определена квота для советских евреев ( около 40 тыс. в год ). Американские власти приняли решение о том, что оформление документов для эмиграции из СССР в США выполнялось в только в Москве. Аналогичные ограничения ввели и другие страны Запада.
   Однако у "Натива" существовало опасение, что пока транзитным пунктом советских евреев будет оставаться Вена, введенные ограничения не сработают. Я. Кедми полагал, что "достаточно, чтобы в течение трех недель набралось десять тысяч человек, которые нигде не будут приняты. На улицах они устроят демонстрацию - и сердобольные евреи США, а также все американское общественное мнение потребуют от властей изменить решение."
   Поэтому вместо Вены в 1990г.

были созданы транзитные лагеря в Будапеште и Бухаресте. "Натив" по согласованию с правительствами Венгрии и Румынии организовал доставку евреев через эти лагеря таким образом, чтобы сделать невозможным как отклонение от маршрута, так и террористические акты палестинцев. Когда поезд прибывал в Будапешт или Бухарест в него входили агенты Натив, собирали эмигрантов сажали их в автобусы и в сопровождении вооруженной охраны везли их в спецгостиницу. После короткого отдыха садились в автобус, где их уже ждали представители полетной службы и таможни, и, минуя зал ожидания, без всякой волокиты, поднимались на борт самолета. Таким образом, получателей израильских виз ждал только один путь - в Тель-Авив!
   Все это привело к резкому увеличению числа репатриирующихся в Израиль. С 1989 по 1991 гг. из СССР выехало рекордное количество еврейских эмигрантов 469 044 чел. Почти 74% из них отправились в Израиль, что было результатом изменения схемы еврейской эмиграции из СССР.
   После начала массовой эмиграции евреев эмиграционный отдел посольства Израиля в Москве, превратился в самый крупный в диппредставительстве по численному составу. Отдел был полностью укомплектован кадровыми сотрудниками "Натив", которые пользовались дипломатическим иммунитетом. Он был автономен как от посла, так и от МИД Израиля. Его сотрудники работали чрезвычайно оперативно и эффективно.
   "Натив" устанавливал контакты и решал процедурные вопросы с советскими властями и спецслужбами, проверял принадлежность к еврейству, оформлял документы на выезд, организовывал отправку репатриантов, открывал сборные пункты для репатриантов на территории СССР, создавал еврейские организации, открывал свои филиалы по всей стране. 
   Начало 90-х годов было отмечено кровавыми событиями в странах бывшего СССР – гражданские войны в Молдавии, Грузии, Таджикистане, война в Нагорном Карабахе... Одной из важнейших задач "Натива" в этот период являлась эвакуация евреев из районов военных действий в Израиль. Иногда сотрудникам "Натива" приходилось это делать это под обстрелом, с риском для жизни. Для решения задачи использовались старые методы связей с властями в центре и на местах и взяток на всех уровнях.
   С конца 1980-ых более миллиона человек иммигрировали в Израиль из республик бывшего СССР. Большая Алия значительно укрепила оборонный и экономический потенциал еврейского государства.