Тонька-Пулеметчица - последняя женщина расстреляная в СССР
Антони́на Мака́ровна Мака́рова, родилась в 1921г. в бедной рабочей семье.
На фронт ее призвали из Москвы, куда Антонина незадолго до войны приехала из глухой деревушки , что под Смоленском, учиться и работать. Курсы пулеметчиков, затем короткие санитарные курсы и - вперед, на оборону столицы. Вскоре молодая санитарка попадает в страшный Вяземский "котел", где в окружение попали более полумиллиона солдат.
Затем следуют бесконечные голодные блуждания по брянским лесам со случайными попутчиками, выбиравшимися, как и она, из окружения. В конце - концов Антонина остается совсем одна и идет, не разбирая дороги, побираясь по деревням Христа ради. В селе Локоть она попадает в руки полицаев. Хотя правильнее сказать, что в селе сначала не было полицаев..но она их нашла.
Сначала ее пустили по кругу, а потом дали стакан самогону , а после посадили за пулемет....
"Макарова-Гинзбург рассказывала на допросах, что первый раз ее вывели на расстрел партизан совершенно пьяной, она не понимала, что делала, - вспоминает следователь по ее делу Леонид Савоськин. - Но заплатили хорошо - 30 марок, и предложили сотрудничество на постоянной основе. Ведь никому из русских полицаев не хотелось мараться, они предпочли, чтобы казни партизан и членов их семей совершала женщина. Бездомной и одинокой Антонине дали койку в комнате на местном конезаводе, где можно было ночевать и хранить пулемет. Утром она добровольно вышла на работу".
Из допроса Антонины Макаровой-Гинзбург, июнь 78-го года:
"Я не знала тех, кого расстреливаю. Они меня не знали. Поэтому стыдно мне перед ними не было. Бывало, выстрелишь, подойдешь ближе, а кое-кто еще дергается. Тогда снова стреляла в голову, чтобы человек не мучился. Иногда у нескольких заключенных на груди был подвешен кусок фанеры с надписью "партизан". Некоторые перед смертью что-то пели. После казней я чистила пулемет в караульном помещении или во дворе. Патронов было в достатке..."
..."Все приговоренные к смерти были для меня одинаковые. Менялось только их количество. Обычно мне приказывали расстрелять группу из 27 человек - столько партизан вмещала в себя камера. Я расстреливала примерно в 500 метрах от тюрьмы у какой-то ямы. Арестованных ставили цепочкой лицом к яме. На место расстрела кто-то из мужчин выкатывал мой пулемет. По команде начальства я становилась на колени и стреляла по людям до тех пор, пока замертво не падали все..."
По официальным данным она казнила около 1500 человек.
В 1943 году при подходе Красной армии к селу Локоть Антонина ушла вместе с гитлеровцами, начала работать в немецком госпитале. Затем была перемещена в концентрационный лагерь и отправлена в Чехословакию. После освобождения Антонина раздобыла где-то советские документы на чужое имя и устроилась санитаркой теперь уже в красноармейский госпиталь. Там познакомилась с будущим мужем, расписалась и взяла его фамилию.
Ее искали почти сорок лет...
А Антонина вовсе и не скрывалась (если не считать смены фамилии). Жила себе тихонько в белорусском поселке Лепель вместе с мужем и двумя родившимися уже после войны дочерьми. Ее портрет висел на центральной доске почета, ее приглашали в школы, чествовали, награждали памятными медалями. Это была крепкая, спокойная, заслуженная и уважаемая семья ветеранов.
Позже выяснилось, почему найти ее оказалось так сложно.
Дело в том, что еще в детстве, когда Антонина поступала в школу, учительница записала ее отчество в метрику как фамилию, так с тех пор и осталось. Все ближайшие родственники Антонины были Парфеновы, а она оказалась Макаровой (так звали ее отца).
Целый год следователи проверяли Антонину Макарову - сомнения терзали, все-таки человек в городе уважаемый, фронтовичка, прекрасная семья. Но когда начали привозить в Лепель оставшихся в живых полицаев и тайно показывать им "заслуженную фронтовичку", все они как один признали - да, это она, Тонька-пулеметчица. Когда ее арестовали, Антонина не стала ни врать, ни сопротивляться.
"Арестованная мужу из СИЗО не передала ни строчки. И двум дочерям, которых родила после войны, кстати, тоже ничего не написала и свидания с ним не попросила, - рассказывает следователь Леонид Савоськин. - Когда с нашей обвиняемой удалось найти контакт, она начала обо всем рассказывать. О том, как спаслась, бежав из немецкого госпиталя и попав в наше окружение, выправила себе чужие ветеранские документы, по которым начала жить. Она ничего не скрывала, но это и было самым страшным. Создавалось ощущение, что она искренне недопонимает: за что ее посадили, что ТАКОГО ужасного она совершила? У нее как будто в голове блок какой-то с войны стоял, чтобы самой с ума, наверное, не сойти. Она все помнила, каждый свой расстрел, но ни о чем не сожалела. Мне она показалась очень жестокой женщиной. Я не знаю, какой она была в молодости. И что заставило ее совершать эти преступления. Желание выжить? Минутное помрачение? Ужасы войны? В любом случае это ее не оправдывает. Она погубила не только чужих людей, но и свою собственную семью. Она просто уничтожила их своим разоблачением. Психическая экспертиза показала, что Антонина Макаровна Макарова вменяема".
"Опозорили меня на старости лет, - жаловалась она по вечерам, сидя в камере, своим тюремщицам. - Теперь после приговора придется из Лепеля уезжать, иначе каждый дурак станет в меня пальцем тыкать. Я думаю, что мне года три условно дадут. За что больше-то? Потом надо как-то заново жизнь устраивать. А сколько у вас в СИЗО зарплата, девчонки? Может, мне к вам устроиться - работа-то знакомая..."
Антонину Макарову-Гинзбург расстреляли в шесть часов утра 11 августа 1978 года, почти сразу после вынесения смертного приговора. Решение суда стало абсолютной неожиданностью даже для людей, которые вели расследование, не говоря уж о самой подсудимой. Все прошения 55-летней Антонины Макаровой-Гинзбург о помиловании в Москве были отклонены.
В Советском Союзе это было последнее крупное дело об изменниках Родины в годы Великой Отечественной войны, и единственное, в котором фигурировала женщина-каратель. Никогда позже женщин в СССР по приговору суда не казнили.
p/s/ На сегодняшний день, согласно УК РФ ВЫСШАЯ МЕРА наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.
Женщины ВЫСШЕЙ МЕРЕ НАКАЗАНИЯ не подлежат.
Комментарии
За одну разгрузку, они растреливали весь эшелон. Особо не церемонясь, Сгружали народ, поезд уходил, охрана оттягивалась, после шли в ход пулемёты.
Где-то 1200-1500 чел с эшелона.
Данная дама, попала под раздачу "справедливым советским судом" только за то что растреливала по приказу немцев.
Но, будьте уверены, что точно такие же бойцы, а может быть и дамы, жили в здравии и довольстве и никакая вышка ими не грозила. А может ещё живы.
Есть такое понятие как заказная чернуха. Думаю это один из тех случаев.
Средний уровень смертности в ГУЛАГе (а это по-сути нынешняя ФСИН) - 4,99%.
А эшелонами переводить рабочую силу - это, мягко говоря, носенс.
p/s/ Те, кто массово расстреливал в 36-37г., позже были выпелины товарищем Берией в 38-39г. Им же была проведена самая крупная амнисития - около 200 000 чел.
Нет, это были 2000-2003 года.
В том же Норильске, как показывают, соверменные ииследрвания смертность была куда ниже чем в целом по ГУЛАГу, а в 90-х говорили, что он на костях стоит...
Ссылку на "воспоминания" или название с автором - могете бросить?
Из воспоминаний Оруэлла про гражданскую войну в Испании. Когда власть менялась много раз в году. Одни и теже события и битвы - интерпритировались каждой стороной как предмет национальной гордости и победы и одновременно - другой стороной как геноцид и тяжёлое преступление против человечности.
Так что здесь, поиск участников - вопрос политический.
Вопрос действующей (читай победившей стороны). Пойти против её интерпритации события.
Много придётся пересадить если привлекать всех полицаев и с той и с другой стороны. Кто же тогда воевать то осмелиться, если будет знать что рано или поздно его привлекут к "ответственности за приступления", а не "наградят за службу"...
http://scepsis.ru/library/id_1221.html
Если кратко, то...
Вначале доктор филологии старается использовать данные о безвозвратных потерях офицерского состава Красной Армии. Приняв, как он пишет, "по доступным нам донесениям сухопутных войск", что доля командиров в безвозвратных потерях составляла 3,36%, г-н Соколов разделил на последнюю цифру число безвозвратных потерь офицеров (973 тыс.) и получил общие безвозвратные потери Красной Армии в 28,9 млн. человек. Что же это за "доступные нам донесения сухопутных войск"? Оказывается, речь идет о донесениях 323-й стрелковой дивизии о потерях в наступательных боях с 17 по 19 декабря 1941 г. ("Скрытая правда войны", стр. 222). Всего только за три дня! И данные такой ничтожной выборки Соколов экстраполирует на генеральную совокупность - на всю войну!
По сравнению с другими государствами, наша армия была самой насыщенной начсоставом. - Если в 1939 году на одного офицера РККА приходилось 6 рядовых, то в вермахте - 29, в английской армии - 15, в французской - 22.
Женщины ВЫСШЕЙ МЕРЕ НАКАЗАНИЯ не подлежат.
На сегодня никто не подлежит высшей мере наказания...
Если конечно он не пристрелит какого-то политика или не взорвёт что-то очень знаковое. Как в Беларуси.
Там по быренькому судили и "по просьбе трудящихся" так же по быренькому растреляли.
Но потрясло,по моему я знал когда то подобную женщину.....
Спасибо, МД молодцы, истории которые вы выкладываете в массе своей не против женщин.
Они позволяют просто разумно и взвешено смотреть на отношения полов.
Скотов много обоего пола. Но к вісшей мере сейчас могут приговорить только сково мужского пола.
Если же сращивать физиологию и право, то такой пример - давно доказано, что даже ведя самый трезвый образ жизни, мужчины все равно на 2-3 года живут меньше женщин. ЭТО ФИЗИОЛОГИЯ.
Если следовать вашей логике, то выход мужчин на пенсию должен происходить на 2-3 года раньше чем у женщин - дабы уровнять годы получения пенсии.