Управление делами президента РФ отказалось от идеи закупить несколько лайнеров «Сухой Суперджет 100»
Уже ясно, что крушение в горах Индонезии новейшего российского пассажирского самолета «Сухой Суперджет 100» (SSJ100), выполнявшего рекламно-демонстрационный полет, независимо от того, виноват ли в нем человеческий фактор или техника, обернулось для «надежды отечественного авиапрома» широким спектром неприятностей. Покупатели – словно только и ждали этого момента – начали дружно отказываться от планов по приобретению лайнера. И одним из первых, как ни странно, это сделало Управление делами президента России. «Подобный инцидент ставит под сомнение безопасность авиалайнера. Естественно, пока его закупка для глав государства снята с повестки дня», – цитирует Life News слова источника в кремлевской администрации.
А пресс-секретарь УДП РФ Виктор Хреков заявил, что после получения всех официальных результатов расследования причин произошедшей в Индонезии катастрофы будет решаться вопрос о безопасности данного судна. «Мы рассматривали возможность приобретения Sukhoi Superjet для осуществления перелетов лидеров государства. У нас есть такое правило, что любая модель должна пройти тестирование в течение двух лет в регулярной эксплуатации. Естественно, факт крушения заставляет задуматься. Мы будем ждать официальных заключений катастрофы», – сказал он.
Вообще у руководства страны какое-то странное отношение к отечественным лайнерам. Сначала бывший президент Дмитрий Медведев после прошлогодней авиакатастрофы под Ярославлем, не дожидаясь выводов комиссии, огульно оговорил, мягко выражаясь, вполне надежный отечественный Як-42, фактически призвав авиакомпании закупать импортные лайнеры, а сегодня чиновники рангом пониже готовы отказаться даже от самолета, на который уповали последние семь лет. Нелишним будет напомнить, что на его создание было потрачено из бюджета более $3 млрд.
И что же теперь? Кто станет покупать самолеты холдинга «Сухой», которых публично сторонится даже руководство страны-создателя, сомневаясь в их надежности? Когда отобьются потраченные средства?.. Так и хочется вспомнить старую рекламу жевательной резинки: «Иногда лучше жевать, чем говорить».
Индонезия, диспетчеры которой, по мнению летчика-испытателя Магомеда Толбоева, высказанному вчера на радиостанции «Бизнес ФМ», несут основную ответственность за крушение, поскольку позволили экипажу самолета снизиться до опасной высоты, тоже объявила о приостановке закупок SSJ 100. При этом, правда, остается загадкой, почему не сработала навигационная аппаратура в кабине воздушного судна и не показала сближение со злополучной горой Салак. Впрочем, здесь, возможно, сыграл роль другой фактор: самолет, словно конструктор «Лего», на 80% состоял из иностранных комплектующих, произведенных к тому же в разных странах, хотя специалисты всегда настаивали на том, что самолет должен производиться преимущественно на отечественной элементной базе.
Как бы то ни было, а «проект века» (или «прорыв, сделанный в цифре», как его часто именовало руководство страны) теперь ждут нелегкие времена. Меньшее зло из всех – покупатели неизбежно потребуют скидок. Но до этого еще надо дожить.
А пока, если ситуация со сбытом SSJ100 станет совсем плачевной, не худо бы прикинуть, что есть ему на замену. И тут мы обнаруживаем, что... ничего. Оказывается, все старые конструкторские бюро были посажены на голодный паек, а их проекты задвинуты на задний план в угоду SSJ100. Но «Суперджет» не нашел горячего отклика в сердцах потребителей. На данный момент эксплуатируются всего 8 машин, а портфель заказов на данный самолет, даже после семи лет непрерывной рекламы, по данным производителя, составляет 168 единиц.
Крупнейшие заказы – от Kartika (Индонезия), «Аэрофлота» и американской Pearl Aircraft (по 30 самолетов каждой компании).
«Аэрофлот», который уже эксплуатирует семь лайнеров, отказываться от них не собирается, сообщается в Твиттере авиаперевозчика: «Все SSJ проходят ежедневный технический осмотр, рейсы выполняются по расписанию». Pearl Aircraft «обеспокоена» новостями о крушении, сообщил «Ведомостям» представитель компании, но дальнейшие планы комментировать отказался.
По другим данным, 7 самолетов SSJ100, которыми сейчас владеет Аэрофлот, не могут нормально эксплуатироваться из-за их неприспособленности к нашим аэродромам. Кстати, получены они были не с той компоновкой салонов, которую первоначально заказывала авиакомпания, и в текущем году подлежат замене на новые.
Вообще некоторые эксперты утверждают, что «Боинг», выступивший одним из иностранных партнеров российского производителя SSJ100, умышленно направил нас в несуществующую рыночную нишу стоместных и меньше пассажирских самолетов, в которой не приходится ждать значительной экономической эффективности проекта.
Лучшим вариантом для судьбы самолета был бы человеческий фактор как причина индонезийского крушения. После ярославской катастрофы никто долго не мог поверить, что во время взлета один из летчиков жал на тормоз, но в итоге оказалось, что это именно так. Низкое качество подготовки российских пилотов гражданской авиации отмечалось уже неоднократно. Даже если окажется, что виноват индонезийский диспетчер, позволивший самолету снизиться до опасной высоты, то вторая часть вины все равно будет лежать на нашем летчике, который запросил снижение в столь опасном районе.
Есть, впрочем, и более радикальная версия: самолет якобы погубили происки конкурентов. Причем заявил об этом вполне высокопоставленный чиновник – первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. «Необходимо исследовать все возможные версии, в т. ч. теракт», – заявил он, подчеркнув, что версия ошибки экипажа кажется слишком удобной, в т. ч. и для властей Индонезии.
Пока же СМИ подсчитывают страховые выплаты, которые будут произведены по итогам катастрофы. Сообщается, что ответственность «Сухого» перед третьими лицами при эксплуатации разбившегося SSJ100 (включая «служебных» пассажиров и экипаж) застрахована на $300 млн в компании «Капитал страхование» (группа «Росгосстрах»). А лимит ответственности по ущербу жизни и здоровью пассажиров составляет $50 000 на человека, сообщил вице-президент «Капитал страхования» Владимир Яшков. Сам же самолет был застрахован по его каталожной цене – $34 млн.
Известно также, что злополучная гора Салак, расположенная в западной части индонезийского острова Ява в 64 км к югу от столицы страны Джакарты, стала настоящим кладбищем для самолетов. За последнее десятилетие в этом районе произошло уже семь авиакатастроф, пишет местная газета Jacarta Post. Незадолго до катастрофы Superjet у деревни Сибунар на северо-восточном склоне горы Салак три человека погибли при крушении тренировочного самолета. В июне 2008 года у горы Салак в результате падения воздушного судна индонезийских ВВС погибли 18 военнослужащих. В результате авиакатастрофы в районе этой горы в октябре 2003 года погибли семь человек, в апреле 2004 года – два, в июне 2004 года – пять, и в октябре 2002 года – один человек. Сейчас же об гору может разбиться целый авиационный проект, являющийся, по словам критиков, никаким не прорывом, а всего лишь обновленным бразильским «Эмбраером» 20-летней давности.
Комментарии
И других у него нет. Народ дебильный.
Поэтому авиакомпаниям важно, что думают клиенты о шаге кресел, ширине прохода, размере багажной полки, так как эти параметры действительно влияют на впечатление от полета.если техника хорошая,то она будет восстребована..