Особое мнение об авиакатастрофе под Тюменью

На модерации Отложенный

Вчера вечером в 5 топ-новостях «Яндекса» темы авиакатастрофы под Тюменью – не было. Было про предотвращенный теракт на Северном Кавказе, про новый закон о политических партиях… О крушении самолета было в самом «подвале»… Тема уходит с информационных радаров, так же как тот последний рейс самолета французского производства ATR-72, который не приспособлен к эксплуатации на Урале и в Сибири.

Тема сходит на нет, не всколыхнув общество. Уже второй день думаю, что в России общество никак не реагирует на конкретные факты нарушения их прав. Авиакатастрофа - конкретный повод требовать отставок и наведения порядка. Нарушены права общества на безопасность. Неужели непонятно, что систематически нарушаются не только права тех, кто заходит на борт? Но и тех, кто спокойно спит в поселках, рядом с которыми падает авиационная техника.

Нарушаются права на свободу передвижений. И даже – экономические права. Потому что не все захотят работать в Западной Сибири, если график работы связан с риском летать и разбиваться на ATR.

И где это общество, которое должно было взорваться, потому что его убивают и хотят подвергать и дальше смертельному риску? Ладно, пусть гражданское общество недоразвито. А где профсоюзы летчиков? Что это за безропотные герои, которые летают на гробах, разбиваются и тихонько сетуют в интернет-форумах? Летчик-испытатель Толбоев говорит вслух, что в Сибири нельзя летать на этой модели. Почему летчики не сплотились и не говорят: «БАСТА?!». Общество соболезнует. Но не протестует.

Как-то молчат профессиональные политики-оппозиционеры… Тема безопасности – это не тема? Или приятнее и веселее бороться с Путиным изящными формами, бегать за ним как волк за зайцем?.. Было так креативно, что даже музей создали обильных образцов политической рекламы. Сегодня не к месту белые ленточки, впору надевать траурные. Пусть меня простят, но политики обязаны видеть в катастрофе не только личные трагедии сотен людей, но безопасность миллионов, за доверие которых они борются.

Оппозиция проиграла в борьбе с переизбранием Путина. Он – коллективен, он мультиплицируется в каждом управленце. Он - продукт большинства. И его нельзя было победить, потому что нельзя победить и отправить в отставку всех бюрократов. Их просто некем заменить. Путиных нужно менять. Оппозиция должна научиться бороться «за». За безопасность, например. Давайте отправим в отставку министра транспорта или его подчиненного, отвечающего за технадзор. Вот это – реальная политика. Острая и больная. Мы же летаем чаще, чем голосуем! Политики! Смените белые ленты на черные! И что мы видим? Вместо этого комментируют сериал с «PussyRiot», обсуждают закон о партиях и о своих 12-летних перспективах?

А что наши СМИ? Ну, вы слышали этот бред замминистра про то, что нет оснований приостанавливать эксплуатацию этой модели? А какие нужны основания еще, если 20 лет назад была проведена экспертиза и есть техническое заключение американцев о дефекте крыла и невозможности эксплуатации в условиях Севера? Почему американский запрет не действует на территории РФ? Лед у нас не легче, а морозы – сильнее. Чиновники просто прикрывают собственную ошибку (или, возможно, преступную халатность). Ошибка в том, что органы технадзора разрешили технике летать там, где ей летать нельзя. Можно, конечно, и этому замминистра зимой по снегу босиком ходить, но он почему-то этого не делает. Боится лишиться ног. А почему людей не боится подвергать риску? СМИ транслируют этот вельможный бред и соболезнуют.

И последняя реплика. Может быть, в диссонанс общему хору обвинений в адрес аварийной компании «UTair». Мартиросов уже стал на форумах и в соцсетях негодяем в спектре от «Карабаса-барабаса» до исчадия ада. Поделом, частота катастроф однозначно говорит о проблемах с безопасностью в его бизнесе.

Для него – в бизнесе.

Постараемся порассуждать «по-бизнесовому». Потому что о бизнесе - только так и надо рассуждать. Что произошло в нашем случае? Авиакомпания вложила большие бабки в покупку двух десятков самолетов определенного типа, выбирая их по соотношению цена/качество. Гарантом качества при этом были не какие-то зарубежные стандарты. Гарантом качества выступили государственные органы, отвечающие за технадзор. Они дают заключение: можно или нельзя этому средству: летать, ездить, ходить или ползать. Бизнесмен всегда служит мамоне, он по определению - стяжатель. Поэтому если «можно» летать дешевому ведру, то авиакомпания купит ведро. На то и государство, чтобы интересы стяжателя не угрожали нашей безопасности. А оно не защитило нас. Оно сказало «можно».

Наученные опытом, мы догадываемся, что авиакомпании способны влиять на технадзор так, чтобы снижать их требования к техническому состоянию машин. Ну, мы же иногда даем взятку, чтобы заочно пройти техосмотр для автомобиля. А они действуют как целая отрасль через систему лоббистских возможностей, где взятка камуфлируется. Результат один: прогнившая государственная система технического надзора разрешает нам эксплуатировать негодную технику.

Это ужасно, что прошло три дня после трагедии и никто не говорит о первопричине катастрофы. Мне она кажется очевидной. Это отсутствие должного требовательного технического надзора со стороны государства. Вообще в стране есть технадзор? А то всё тонет, ломается и падает. Технадзор – это, по сути, техническая прокуратура, а не мальчики на побегушках у бизнеса.

Мы с вами до сих пор не знаем: какая инстанция и в чьем лице разрешила летать этой негодной конструкции в Сибири. Напротив, нам говорят, что летать можно. Это какой-то злой анекдот про то, что эти грибы есть – можно, но потом вы отравитесь. И снова и снова бред про то, что командир сам принимает решение: обрабатывать против обледенения или нет. Повара и хирурги же не принимает решения: мыть им руки перед началом работы, если, судя по внешнему виду, они и так - чистые. Они их моют. Потому что порядок такой. Братцы, не должен летчик вообще об этом думать! Обработка должна быть обязанностью технических служб, а они уже написали публичный донос на покойника: сам виноват, не «облился».

Государство сегодня через свою государственную пропаганду забалтывает тему виноватого, напирая на чувства. Государство - главный виновник трагедии, потому что оно не выполняет функции инженерно-технического надзора.

А мы снова соболезнуем: общество, политики, бизнесмены… А надо предъявлять претензии к виноватому. Забастовки, акции. И даже бизнесмен Мартиросов, в случае запрета эксплуатации «французов», вполне себе может предъявить иск этому государству о возмещении всех убытков. Потому что он приобрел непригодные машины по вине надзорного органа. Надо, чтобы государство научилось отвечать: должностями и бабками, если уж по его вине мы рискуем жизнями.

А сам-то я верю в то, что ? В то, что кто-то ответит от лица государства? Я знаю десятки случаев, когда случались аварии на дорогах по причине аварийного состояния автомобиля. Но ни разу не слышал, чтобы после аварии привлекли к ответственности сотрудника ДПС, который за три тыщи «справил» талон техосмотра этому горе-водителю.

И все мы, ограничиваясь соболезнованиями, будем покрывать преступления этого государства. И, значит, соучаствовать в подготовке новых. Русская рулетка в лучших традициях.

P.S: Или пусть Путин поставит главой технадзора Онищенко. Он запретит смертельно опасные самолеты. Пусть вообще запретит все. Будем ходить пешком.