Бикирниекский лес. 1941 - ...

 Я шла по Бикирниекскому лесу, что входит теперь в городские черты, взощла на пригорок и замерла от открывшейся мне картины: передо мной был мемориал жертвам фашизма 1941-1944 годов, недавно открытый, но я его увидела впервые и от того, внезапно открывшийся мне с высоты, он поразил меня в самое сердце своим трагизмом, болью и всем тем бесчеловечным и злым, что несет война и фашизм. Мемориал был так выразителен, вызывал столько мыслей и ассоциаций, так необычен в исполнении, что мне захотелось поделиться с вами, дорогие гайдпаркеры.



Мемориал был открыт 30  ноября  2001 года при поддержке Германского союза по уходу за воинскими захронения, а ткже национального фонда Австрийской Республики, правительства Германии и муниципалитетов нескольких германских городов и создан по проекту Сергея Рыжа.

С 1941 года в Бикирниекском лесу, который тогда был за пределами города, уже осенью начали расстреливать евреев и советских работников, в основном евреев (из 46,5 тыс. расстрелянных более 35 тыс. составляли евреи, причем не только местные, но и привезенные из других стран Европы). Теперь на территории комплекса стоят таблички с названиями городов, откуда были привезены жертвы.



В центре мемориального ансамбля находится куб  из черного гранита, на котором высечены слова из книги Иова:


«Земля!

Не закрой крови моей, и да не знает покоя мой вопль!»

(Иов 16;18)




Расположенные вокруг тысячи гранитных камней как бы олицетворяют великую боль и огромное зло, которое Земля не в состоянии в себя вместить, поэтому оно выпирает наружу. Земля выталкивает из себя эти жертвы – стариков, женщин, детей, больших и маленьких, молодых и старых, больных и здоровых, мечтавших о жизни, но потерявших ее в этой страшной и несправедливой жестокости.



В лесу много захоронений, теперь на каждом из них стоит гранитный камень – такой же необработанный и острый, как и в самом мемориале, взывающий к памяти потомков.


Это место особенно привлекло мое внимание. Словно мать, закрывающая собой дитя, желая защитить его от горя и смерти.

 

Расстрелы продолжались до самого 1944 года, унеся жизни огромного количества военнопленных и заключенных концлагерей. По всему лесу можно увидеть столбы скорбной дороги смерти.