Размышления о Доминанте Никаса Сафронова

На модерации Отложенный



Размышления о Доминанте Никаса Сафронова.

Лет десять назад я впервые увидела публикации фотоснимков картин Никаса Сафронова, была поражена той золотой серединой фантазийности и реальности, которую художнику удаётся выдерживать в большинстве своих произведений. Для технаря в основном, хотя и с дополнительным дипломом культуролога, 20 лет, проведшего за заборами с проходными, настоящее откровение такой живописец, он прозвучал для меня, как прогрессивный рок в музыке.

При случае, я ,конечно же закричала кому - то из высокопоставленных чиновников региона, что искусство принадлежит народу, что преуспевающие ныне деятели культуры получили своё образование засчёт народа и пусть они теперь делятся с народом его достоянием: т.е. произведениями искусства. Сибирь - молодой регион, в период его освоения на территории ссылались незначительно малые количества из российских и польских дворян, которым было разрешено взять с собой только необходимое из утвари и предметов бытового назначения. Новосибирск вообще начал строиться только на границе 19 и 20 века. Людям искусства дорога сюда была открыта в тех размерах, которые были остро необходимы. Таким образом, в Новосибирск не было привезено практически ничего из огромного достояния искусств многовековых сокровищниц России. Кроме права сибирского народа на художественные ценности России, как части населения страны, можно аппелировать ещё и к правам сосланных в разные времена и под разными предлогами представителей богатейших династий государства. Те несколько семейств в Новосибирске, которые решились объявить о своей принадлежности к дворянству, в основном потомки декабристов, морского офицерства, потомки гетманских семей казачества, потомки польских дворян. Имущество всех этих благороднейших семейств было или передано в казну или даровано Государем Российским другим, более верноподданным семьям.

Несмотря на пересмотр правящей партией своих духовных, экономических и политических ориентиров, главная, пусть недостаточно официальнообъявленная цель является, по-прежнему, стремление к благополучию граждан и процветанию нации, что невозможно достичь без поддержания определённого культурологического уровня населения. Если до окончания первого десятилетия 21 века традиционный уровень культурологии нации поддерживался передачей из уст в уста, из рук в руки, то в настоящее время живые свидетели традиционного благородного уклада российского быта уже покинули нас, а материализм, есть материализм: если не живые свидетели, то вещи из той эпохи, свидетели богатства и процветания должны привести к богатству и процветанию. Вновь созданные произведения искусства высокого, соответствующего Великой России уровня, так же ведут к формированию у каждого гражданина стремления создать вокруг себя богатый, благополучный и процветающий мир.

Вот по вышеуказанным причинам мы , это участники проектов Общественного Движения Культура и Мы, обращаемся к согражданам и чиновникам: необходимо выделить из госзапасов предметы роскоши, шедевры ювелирного и прочих искусств русских мастеров для музеев и выставочных залов Сибири, Новосибирска.

Способствовать ускорению и учащению появления на местных сценах, и в местных выставочных залах шедевров современных художников.

Прошло 10 лет и я имею возможность лично встретиться с Патриархом Российских художников Зурабом Церетели, изумительным Никасом Сафроновым.

Почему мне не хочется назвать Никаса - великим, гениальным? Быть может он пока сам не хотел бы так прозвучать в моей статье? За месяц до открытия своей выставки, Никас появляется в залах НГХМ на вернисаже Зураба Константиновича и ходит в одиночестве у картин, мы с ним вдвоём в зале!!! Привычка работать сосредоточенно не отпустила меня и на этот раз. Боковым зрением я понимаю, что рядом со мной ходит Никас Сафронов! Неужели это он! Я  не могу поверить в то, что сам Никас Сафронов в двух шагах от меня, а не то, что подойти к нему, задать вопрос или хотя бы сфотографировать!!!

Вот в этом и проявился ход умного талантливого организатора в искусстве, возможно, это случайность, но эта случайность подготовила меня к встрече с мастером уже на открытии его собственного вернисажа, избавила от предательской волнительной дрожи: ведь он такой же как я, он так же ходит по выставке и смотрит картины другого автора. Таким образом на пресс-конференции я уже спокойно фотографировала и смогла вполне членораздельно задать хотя бы один из тех вопросов, которые меня интересуют.

Я спросила Никаса: "Существуют ли в цехе современных живописцев понятия: муза, модель, какие этические нормы взаимоотношений существуют между мастером и носителями этих понятий".

Однако своим вопросом мне пришлось выводить виртуоза художественного мышления и кисти из  азартного спора о праве на существование такого художественного объединения, как "Синие носы" и он, как выяснилось, несколько позже, не спавший почти перед этим днём,  не смог сформулировать мне чёткого ответа. Никас говорил о том, что это всё как то неопределённо, что бывают, мол,какие- то озарения или просветления иногда, а вобщем, он не знает что и сказать по этому поводу. Уважая присутствующих коллег по цеху, которым то же хотелось что-то спросить у гостя Новосибирска, я решила не упорствовать и оставить возможность встретиться ещё, а может быть понадеяться на эксклюзивное интервью.

80 полотен портретов, пейзажей, фантазий Никас Сафронов представляет в залах НГХМ.

Была отвязная тусовка, в трёх залах возбуждённые журналисты и поклонники не уставали обсуждать какие то вопросы современного искусства и политики, связанной с ним, пить шампанское, чтобы слегка притушить опьянение атмосферой творчества живописца. Вот он: простой, обыкновенный, слегка усталый, в джинсах, пиджаке и самой обыкновенной рубашке, в каких ходили наши советские отцы и братья, но такой красивый, интеллигентный, собранный, удачливый. И все эти сказки написаны им!!!

Только не говорите что это гордыня! Но я Вам откровенно скажу: мы с Вами дорогие ровесники должны гордиться, тем, что в период нашей активной жизни сформировались такие деятели искусств, которых признают во всём мире, сделано это не под партократным одеялом единственной партии в стране, а на свободной демократической платформе, отсюда и полёт фантазии, и свободный выбор таких понятных, каждому рождённому в СССР, героев портретов.

Доминантой линией портретиста Никаса Сафронова является галерея людей с гуманистическим мировозрением, склонных к благотворительности и и заботы о том, чтобы мир становился добрее к конкретному человеку. Таков и он сам - Князь Российский по воле Божией и Российского Дворянского собрания, почётный гражданин России Никас Сафронов.