Концепция возрождения.
На модерации
Отложенный
Для организации государственного управления и экономического обеспечения общественного развития необходимо адекватно понимать функции и взаимосвязи общественных институтов. Вкратце всё это может быть представлено в форме матрицы (см. таблицу 1).
Таблица 1. Объективно необходимые взаимосвязи общественных институтов.
При этом необходимо отметить, что если рассматривать историческое прошлое, то все общественные институты выросли из института семьи как из «зёрнышка». И на исторически продолжительных интервалах времени, охватывающих жизнь многих поколений, определяющим фактором развития общества является функционирование института семьи. На более коротких интервалах времени (в пределах жизни одного-двух поколений) определяющим является функционирование института государственности, обусловленное функционированием института семьи, системы образования и науки в период жизни нескольких предшествующих поколений[1].
Организационно-технологический комплекс хозяйственной системы — порождение общества. Особую роль в нём играют техника, технологии и организационные структуры и процедуры, во многом не зависящие от нравственно-этических аспектов культуры и институциональной организации общества, которое использует тот или иной набор технических, технологических и организационных решений. Поэтому экономику, основой которой является организационно-технологический комплекс, мы не отнесли к числу общественных институтов.
Задача экономики — обеспечение нормального функционирования всех вышеназванных общественных институтов: семьи, государственности, системы образования, науки.
Реальность такова, что за какими-то единичными исключениями ни один продукт или услуга, которые мы потребляем, не могут быть произведены в одиночку никем. Иными словами, в основе благополучия общества в целом, его социальных групп и индивидов лежит коллективный труд множества людей, подчас в преемственности нескольких поколений.
И это приводит к необходимости организации управления общественно-экономической формацией как совокупностью общественных институтов, опирающихся на организационно-технологический комплекс, основанный на коллективном труде.
Практически, сказанное выше в разделе 2 означает, что термин «концепция устойчивого развития» (conceptionofsustainabledevelopment), ставший уже «затасканным» и продолжающий оставаться пустым, должен наполниться реальным научно-методологическим управленчески состоятельным содержанием и стать вторым названием Концепции общественной безопасности. Осуществление концепции устойчивого развития предполагает по существу решение тех же задач, которые ставит Концепция общественной безопасности:
- во-первых, преодоление глобального экологического кризиса и интеграцию цивилизации в процессе её дальнейшего развития в природную среду́ и,
- во-вторых, сведение к безопасному минимуму внутрисоциальных антагонизмов как в пределах национальных обществ, так и в международных отношениях.
Первое является необходимой предпосылкой для обеспечения второго, а второе необходимо для обеспечения устойчивости процесса воспроизводства населения, обладающего высокими статистическими показателями здоровья и личностного социокультурного развития, что необходимо для осуществления первого. Таким образом, внутрисоциальные и биосферно-социальные процессы в циклической последовательности обуславливают качество друг друга.
Попытки игнорировать биосферно обусловленный характер жизни цивилизации ведут к деградации биосферы до такого состояния, что в остаточной биосфере может не оказаться места биологическому виду «Человек разумный», не говоря уж о том, что деградация биосферы влечёт за собой биологическую (катастрофический рост статистики заболеваемости) и нравственно-психическую деградацию людей в преемственности поколений, что чревато крахом культуры даже при сохранении воспроизводства биомассы «Бандар-Логов». Попытки игнорировать необходимость гуманизации внутрисоциальных отношений, преодоления и искоренения разного рода внутрисоциальных антагонизмов ведут к росту политического экстремизма, не способного к созиданию, и массовой социальной безответственности вследствие деградации культуры, что способно погубить цивилизацию в результате военной или техногенной катастрофы.
Поэтому потребность в осуществлении Концепции общественной безопасности, а равно устойчивого развития является безальтернативной, но эта задача требует адекватного научно-методологического обеспечения как в аспекте социальной психологии (психика движет людьми и обществами) и социологии (объективные закономерности жизни общества оказывают своё неотвратимое воздействие), так и в сугубо экономическом аспекте (человек, выросший в исторически сложившейся культуре, не способен к жизни в природной среде без защиты от неё посредством техносферы, которая воспроизводится и развивается в ходе экономической деятельности).
Непредвзятый историко-политический анализ с позиций достаточно общей теории управления (ДОТУ)[2] функционирования глобальной общественно-экономической формации показывает, что потребность в концепции устойчивого развития была вызвана к жизни распространением в глобальных масштабах либерально-рыночной экономической модели. Необходимость отказа от неё и перехода к более совершенной системе признаётся многими политическими и общественными деятелями (см. Приложение 2).
Реальность такова, что либерально-рыночная экономическая модель способна только к тому, что из поколения в поколение устойчиво воспроизводит массовую нищету и бескультурье, на фоне которых сверхбогатое меньшинство прожигает жизнь и сетует на дикость, озлобленность простонародья и его нежелание работать на систему. При этом в условиях либерального общества с его отсутствием сословно-кастовых ограничений на потребление либерально-рыночная модель порождает гонку безудержного потребления, в которой без пользы и с прямым и косвенным ущербом для общества перемалываются социальные и природные ресурсы, что и породило глобальный экологический кризис. Кроме того, научно-технический и организационно-технологический прогресс в либерально рыночной модели сопровождается тем, что некоторая часть населения становится экономически избыточным и так или иначе уничтожается. Разные эпохи общества отличаются только тем, как уничтожается экономически избыточное население: на виселицах на основании закона о бродяжничестве, как это была в Англии в первую промышленную революцию, либо в процессе бомжевания, как это происходит в России с начала 1990‑х.
Но и плановая директивно-адресно управляемая экономика СССР не была альтернативой либерально-рыночной экономической модели, поскольку многие жизненно необходимые контуры прямых и обратных связей в её системе управления либо отсутствовали изначально, либо были заблокированы под воздействием обособления властной «номенклатуры» от народа на основе весьма специфической корпоративной этики «номенклатуры». Вследствие этого СССР начал отставать в научно-техническом развитии и на его территории также возникли районы экологических бедствий, самым обширным из которых стало Приаралье[3].
В силу этих обстоятельств человечество оказалось перед необходимостью выработки некоего иного образа жизни, который был бы свободен от пороков обеих социально-экономических систем и в котором мог бы быть реализован творческий потенциал людей безопасным для биосферы и общества образом. Процесс выработки этого образа жизни можно назвать «конвергенцией», но при этом следует признать, что возникшая в либеральных обществах в первой половине ХХ века «теория конвергенции» описывает его не вполне адекватно, поскольку наряду с поисками альтернативы капитализму и тоталитаризму марксистского псевдосоциализма изначально решала ещё задачу — сохранения и воспроизводства образа жизни, сложившегося на основе либерально-рыночной экономической модели. Тем не менее, процесс конвергенции двух систем следует признать объективной данностью мировой политической жизни, а концепция устойчивого развития по мере совершенствования её научно-методологического обоснования является средством построения качественно нового образа жизни глобальной цивилизации и её региональных сегментов.
Президент США А. Линкольн выразил своё понимание смысла существования государственности так: «Законная задача правительства — делать для общества людей всё то, что им нужно, но что сами они, выступая каждый в своём индивидуальном качестве, не могут сделать совсем или не могут сделать хорошо»[4]. Это — одно из наиболее точных определений назначения государственности, когда-либо данных в истории. И это — именно то, чем постсоветская государственность заниматься не желает, не умеет и не желает этому учиться.
Действительно, в своей жизни общества сталкиваются с проблемами, затрагивающими более или менее широкие социальные группы, которые люди не в состоянии разрешить, действуя в одиночку либо по-дилетантски на основе эпизодической самоорганизации. Потребность в решении такого рода проблем приводит к тому, что общество порождает государственность — субкультуру осуществляемого на профессиональной основе управления делами общественной значимости на местах и в масштабах общества в целом.
Необходимость отказа от либерально-рыночной экономической модели, диктуемая концепцией устойчивого развития, обязывает государство к принятию на себя функции управления хозяйственной и финансовой деятельностью именно в целях экономического обеспечения устойчивого развития. На эту необходимость ещё полвека тому назад указывал выдающийся американский экономист-практик Дж. К. Гэлбрейт:
«Новый социализм не допускает никаких приемлемых альтернатив; от него можно уклониться только ценой тяжёлых неудобств, большого социального расстройства, а иногда ценой смертельного вреда для здоровья и благополучия. Новый социализм не имеет идеологического характера, он навязывается обстоятельствами»[5].
Это высказывание нуждается в пояснении: Дж. К. Гэлбрейт не был приверженцем советской экономической модели и не пропагандировал её в американском обществе; «социализмом», как можно понять из контекста его книги, он называет любую социально-экономическую систему, в которой государственное управление не просто доминирует в экономике, но доминирует с целью обеспечения экономических и общекультурных интересов широких масс населения. Это предполагает государственное планирование биосферно-экологического и социально-экономического развития, а также — и государственное регулирование финансово-экономической деятельности в русле государственного плана. И при этом Дж. К. Гэлбрейт не противопоставлял плановую экономику рыночной, что стало в СССР и на постсоветском пространстве главной мировоззренческой причиной пагубной политики, начиная с 1985 г., повлекшей за собой многочисленные социальные бедствия.
В экономике развитых стран, на примере США, он выделял две подсистемы — «рыночную» и «планирующую»[6]. В «рыночной системе» множество фирм действительно функционируют в условиях конкуренции на рынках товарной продукции, соответствующей профилю их специализации. «Рыночная система» включает в себя большей частью мелкий и средний бизнес (главным образом семейный), который в силу своей отраслевой принадлежности и специфики рынков, на которые он работает, не имеет перспектив когда-либо стать крупным.
«Планирующая система» включает в себя большей частью крупные корпорации, которые малочисленны в сопоставлении с количеством фирм, принадлежащих «рыночной системе». Фирмы «планирующей системы» подчинили себе цены на рынках своей продукции и производственные издержки, работают на основе внутрифирменного долгосрочного планирования и внутриотраслевого и межотраслевого сговора о ценах, объёмах производства, политике зарплаты и т.п. Это практически полностью устраняет какую бы то ни было конкуренцию между ними за рынки и покупателей, вопреки культовому блефу о конкуренции как движущем факторе экономического развития. Сговор основан на принципах «само собой разумения», носит неформальный характер и потому не подпадает под действие антимонопольных законов и законов о нечестной конкуренции.
Целью деятельности фирм в «планирующей системе» является не максимум прибыли в краткосрочной перспективе, как это свойственно большинству фирм в «рыночной системе», а приемлемый уровень гарантированных доходов на долгосрочных интервалах времени. В удовлетворении потребностей общества и в разрешении его проблем они участвуют только в тех пределах, которые не мешают решению их главной задачи — получению гарантированных приемлемых доходов на продолжительных интервалах времени.
Если же интересы общества и его проблемы становятся помехой при осуществлении этой цели, то фирмы «планирующей системы» прилагают усилия к тому, чтобы подчинить государство своим корпоративным интересам и навязать их обществу в качестве его смысла жизни. Это нашло своё выражение в широко известном афоризме: «То, что хорошо для Дженерал Моторс, — хорошо и для Америки». Дж. К. Гэлбрейт показывает, что такое положение дел в экономике ведёт к тому, что многие общественно значимые проблемы (как внутрисоциальные, так и экологические) не решаются годами и десятилетиями.
Причина этого в том, что рыночный механизм не обладает способностями: 1) к выявлению проблем, с которыми сталкиваются региональные общества и человечество в целом, 2) к целеполаганию в отношении их разрешения (целеполагание макроуровня, включая и целеполагание глобального характера), 3) к самонастройке на режим осуществления продуктообмена в соответствии с осознанными интересами (целями) социально-экономического развития регионов планеты и человечества в целом. Устранить эти системные пороки либерально-рыночной саморегуляции производства и потребления ни частные предприниматели сами по себе, ни покупатели конечной продукции сами по себе — не в силах в условиях конкурентной среды, формируемой либеральным рынком как в пределах регионов, так и в глобальных масштабах.
Это и вызывает потребность в организации государственного управления, о чём Дж. К. Гэлбрейт писал так:
«По мере того как государство во всё большей мере начинает использоваться в интересах общества (т.е. становится демократическим по существу, а не формально-процедурно: наше пояснение при цитировании — авт.), становится возможным рассмотрение тех реформ, для осуществления которых требуется вмешательство со стороны государства. Эти реформы логически распадаются на три части. В первую очередь существует потребность радикально усилить влияние и возможность рыночной системы, положительно повысить уровень её развития по отношению к планирующей системе и тем самым уменьшить со стороны рыночной постоянное неравенство в уровнях развития между двумя системами. Сюда входят меры по уменьшению неравенства в доходах между планирующей и рыночной системами, по улучшению конкурентных возможностей рыночной системы и уменьшению её эксплуатации со стороны планирующей системы. Мы называем это «новым социализмом». Необходимость уже вызвала к жизни новый социализм в гораздо большем масштабе, чем подозревает большинство людей.
Затем приходит очередь политики в отношении планирующей системы. Она состоит в упорядочении её целей с тем, чтобы они не определяли интересы общества, а служили им. Это означает ограничение использования ресурсов в чрезмерно развитых областях, переключение государства на обслуживание общества, а не планирующей системы, защиту окружающей среды, переключение технологии на службу общественным, а не технократическим интересам. Таковы следующие шаги, которые нужно рассмотреть в стратегии реформ.
И наконец, экономикой нужно управлять. Проблема состоит в том, чтобы управлять не одной экономикой, а двумя: одна из них подчинена рынку, а другая планируется фирмами, из которых она состоит. Подобное управление представляет собой последний шаг при определении общей стратегии реформ»[7].
По нашему мнению следует согласиться с тем, как Дж. К. Гэлбрейт ещё полвека тому назад (1973 г.) оценил потребности развития цивилизации и поставил задачу разрешения проблем. Однако любое управление требует выработки алгоритмики, адекватной намеченным целям. Объективный характер процессов глобализации, конвергенции, общность проблем, с которыми сталкиваются разные общества, обуславливает в перспективе и унификацию алгоритмики государственного управления в разных странах. Соответственно этим обстоятельствам изменяется и характер того явления, которое получило название «лидерство страны». В перспективе «лидерство страны» прежде всего прочего — это лидерство её науки в понимании механизмов генерации разного рода проблем в жизни человечества и в выработке алгоритмики общественного самоуправления (включая и государственное управление), которая позволит разрешить проблемы, унаследованные от прошлого, не создавая новых проблем.
Общая структура алгоритмики государственного макроэкономического управления, осуществляемого в русле концепции устойчивого развития, должна выражать принцип биосферной обусловленности жизни цивилизации. Это обстоятельство обуславливает наличие в структуре алгоритмики различных функциональных блоков, что представлено на рис. 1.
Рис. 1. Взаимная обусловленность частных управленческих задач в ходе реализации концепции устойчивого развития.
|
Рис. 1 нуждается в пояснениях. В каждом регионе, обладающем физико-географическим своеобразием, интегральный биосферно-экологический показатель — распределение земель между: 1) заповедными зонами с первозданной природой, 2) зонами, в которых природная среда доминирует, но имеет место эпизодическое воздействие цивилизации, 3) сельхозугодьями, 4) населёнными пунктами и 5) промышленными ландшафтами.
Реальная структура землепользования может допускать дальнейшее наращивание в регионе хозяйственной деятельности и численности населения, а может требовать их сокращения и коррекции структуры в интересах оздоровления экологии. В анализе проблематики биосферно-социального взаимодействия можно последовать подходу, предложенному в 1974 г. греческим архитектором С.А. Доксиадисом[8]. Он предлагает шкалу градации ландшафтов, включающую 12 типов, каждый из которых характеризуется степенью угнетения цивилизацией естественно-природных ландшафтов: от первозданной природы до техносферного ландшафта без каких-либо самовоспроизводящихся природных биоценозных включений. Некоторые из 12 предлагаемых им типов могут включать подтипы.
С помощью такой шкалы можно охарактеризовать в целях обеспечения биосферно-экологической безопасности общества любой регион планеты, площадь которого достаточно велика, чтобы на ней можно было выделить «кванты» хотя бы некоторых из типов ландшафтов, предусмотренных классификацией С.А. Доксиадиса.
Анализируя вариативную структуру распределения долей каждого из типов ландшафтов в общей площади территории, С.А. Доксиадис рекомендует в качестве оптимума структуру землепользования, представленную на рис. 1, позволяющую обеспечить как устойчивость биосферы, так и хозяйственную деятельность и быт цивилизации. В оптимальной на его взгляд структуре 40 % площади должны составлять территории, обладающие тем или иным заповедным статусом, на которых хозяйственная деятельность практически полностью запрещена, 42 % — территории, посещение которых людьми признаётся допустимым в целях отдыха и ограниченного ведения хозяйственной деятельности, не нарушающей устойчивости биоценозов в их сложившихся границах, 10,5 % — сельхозугодья, 7,3 % — территории населённых пунктов, транспортных инфраструктур и промышленных предприятий (за исключением тяжёлой промышленности и переработки отходов), 0,2 % — площади под предприятиями тяжёлой промышленности и переработки отходов.
Соответственно на этой основе можно выработать биосферно-экологическую политику государства, одним из аспектов которой является определение биосферно допустимой экологической ниши, которую в каждом регионе, обладающем физико-географическим своеобразием, может занимать цивилизованное общество (этому соответствуют блоки 1 и 2 в структуре рис. 1). Это предполагает необходимость отказа от исторически сложившегося образа жизни цивилизации путём перехода к ландшафтно-усадебной урбанизации[9], позволяющей поддерживать устойчивость биосферы и воспроизводство здоровых поколений, сочетать в себе удобства городского образа жизни со здоровьем сельского образа жизни, и свободного от недостатков каждого из них при опоре на современные и перспективные технологии и организацию макро- и микро- уровней экономики.
Это открывает возможности к выработке демографической политики государства, которая должна определить количественные и качественные (медико-биологические и социокультурные) показатели, которыми должно обладать население в каждом регионе, а также — параметры миграции населения между регионами, допустимые как с точки зрения бесконфликтности внутрисоциальных отношений, так и в биосферно-экологических аспектах. При этом необходимо понимать, что демографическая политика — фактор, которому должна быть подчинена экономическая политика, а не наоборот (как это имеет место в либерально-рыночной экономической модели), хотя демографические параметры и обуславливают возможности экономической деятельности. Поскольку жизнь цивилизованного общества невозможна без инфраструктур разного рода, то с демографической и биосферно-экологической политикой необходимо должна быть связана инфраструктурная политика (это отражено в блоке 3 на рис. 1).
Анализ с позиций ДОТУ жизни общественно-экономических формаций позволяет все потребности, порождаемые обществом, разделить на два класса: демографически обусловленные, удовлетворение которых безопасно и необходимо для обеспечения устойчивости общественного развития, и деградационно-паразитические, удовлетворение которых наносит прямо или косвенно вред потребителям, окружающим, потомкам, биосфере. Демографически обусловленные потребности предсказуемы на основе биологических и социокультурных закономерностей жизни человеческого общества на десятилетия вперёд. Это обстоятельство позволяет интерпретировать их в качестве вектора целей макроэкономического управления, а деградационно-паразитические — интерпретировать как собственные шумы системы и помехи, индуцируемые в ней извне, и рассматривать производство в их обеспечение в качестве одной из составляющих вектора ошибки управления. Общее представление об алгоритмике прогноза демографически обусловленных потребностей даёт рис. 2.
Рис. 2. Генерация и прогнозирование демографически обусловленных потребностей.
|
Демографическая политика может быть представлена как демографическая волна, с которой связаны три матрицы демографически обусловленных потребностей: личностных (DЛ), семейных (DС), инфраструктурных (DИС) (включающих и потребности биосферно-экологической политики государства). Их долгосрочная предсказуемость разрешает неопределённости в отношении задания компонент вектора конечной продукции (правой части уравнений межотраслевого баланса) и даёт возможность построить хронологическую последовательность межотраслевых и межрегиональных балансов продуктообмена и финансового обмена, ведущую к гарантированному удовлетворению демографически обусловленных потребностей (более обстоятельно см. работу ВП СССР «Краткий курс…»).
Структурно алгоритмически эта задача (ей соответствует блок 4 в схеме, представленной на рис. 1) аналогична задаче поражения управляемым снарядом медленно маневрирующей цели. Эта задача успешно решается в ВПК с середины 1950‑х гг. в целях обеспечения противовоздушной, противоракетной и противолодочной обороны, хотя в нашем случае она должна решаться в пространстве параметров большей размерности. Спектр инвестиционных продуктов в составе вектора конечной продукции в таком подходе интерпретируется как вектор управляющего воздействия.
При этом задача планирования — показать те уровни отраслевого производства, ниже которых спектр реального производства не должен опускаться в целях обеспечения устойчивости развития общества. Научно-технический прогресс и нормативно не учитываемые производственные мощности идут в запас устойчивости плана. Если созданы условия для массовой самореализации научно-внедренческих циклов[10], то макроэкономика восприимчива к научно-техническому прогрессу и должна отвечать требованию гибкости и адаптивности к меняющейся техносфере. За исключением устанавливаемых государством цен на товары, принадлежащие базе прейскуранта[11], все прочие цены формируются рынком.
В таких условиях поддержание рентабельности отраслей в задаче гарантированного удовлетворения демографически обусловленных потребностей и обеспечения устойчивого развития общества (с учётом особенностей региональной локализации предприятий) должно обеспечиваться налогово-дотационным механизмом, а платежёспособный спрос населения должен системно защищаться целевыми субсидиями и грантами от уничтожения либерально-рыночным ценообразованием.[12] Дотации, субсидии, гранты могут быть как государственными, так и корпоративными. Кредитно-финансовая система, законодательство о хозяйственной и финансовой деятельности, система стандартизации и сертификации продукции интерпретируются как средства сборки макроэкономической системы из множества административно самостоятельных предприятий, а также как компоненты системы бесструктурного государственного макроэкономического управления[13]. Этому фрагменту алгоритмики государственного управления в русле концепции устойчивого развития соответствует блок 5 в схеме, представленной на рис. 1.
Таким образом, решение задачи осуществления концепции устойчивого развития требует циклической замкнутости в объединяющей их алгоритмике пяти функционально своеобразных алгоритмических блоков, что представлено на рис. 1.
Представленная на рис. 1 общая схема алгоритмики государственного управления, на наш взгляд, позволяет реализовать концепцию устойчивого развития в том смысле, как понятие «устойчивое развитие» было определено ранее.
Если говорить о научно-методологическом обеспечении работоспособности каждого из блоков на рис. 1, то анализ публикаций о теории и практике, относимых к предметной области каждого из блоков, показывает, что проблема не в «непроработанности» каждого из них, а в разрозненности узкоспециализированных научных дисциплин, которые разделены «междисциплинарными пропастями» и в невежестве и управленческой безграмотности управленческого корпуса: политиков, юристов, бизнесменов, топ-менеджеров. В каждой из предметных областей, соотносимых с блоками на рис. 1, к настоящему времени создан научно-методологический задел, вполне достаточный для выявления и решения соответствующих проблем при должной координации с другими предметными областями. Поэтому настало время понять 3 положения:
- Людей и научные дисциплины должны объединять «общие области», а не разделять «междисциплинарные пропасти», из которых «выползают» чудовищные бедствия.
- Термины «экология» и «экономика» происходят от греческого слова «οἶκος» — обиталище, жилище, дом, имущество. Соответственно: в наши дни экология и экономика — две оторванные друг от друга половинки одной научной дисциплины, в которую следует включить и демографию (дом мёртв без живущих в нём и заботящихся о нём и о связанном с ним хозяйстве).
- ДОТУ — это та методология, освоив которую, можно преодолеть «междисциплинарные пропасти» и создать «общие области», способные объединить людей и частные научные дисциплины.
И реализовать это понимание надо на практике в течение ближайших нескольких десятилетий в глобальных масштабах, но для этого необходимо развернуть программу НИОКР в целях создания стандартного программно-алгоритмического комплекса обеспечения функционирования в практике реального государственного управления макромодели, представленной на рис. 1.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
Глава 4.
Глава 6.
Глава 7.
Глава 8.
Глава 9.
Глава 10.
Приложение 1.
Приложение 2.
_________________________________________________
[1] В частности, крах Российской империи в 1917 г. во многом был обусловлен пресловутым указом «о кухаркиных детях» (1887 г.), закрывшим доступ к среднему и высшему образованию выходцам из «простонародья» и тем самым лишившим страну дееспособного управленческого корпуса.
Реформы П.А. Столыпина заблокировали возможности развития по тому варианту, который был реализован в Японии после «реставрации Мэйдзи» (1866 г.) по настоящее время: в основе успеха Японии лежит сохранение общинной (по сути общенародной) этики, согласно нормам которой, обязанность всякого человека (от простого крестьянина до императора) — заботиться об общем благе вплоть до жертвенности без какого-либо своекорыстия. Япония пропагандирует эту нравственно-этическую норму и на будущее в своём обществе, ориентируясь прежде всего на молодёжь: см. фильм «Yamato» (Сценарий — Джан Хенми, Дзюнья Сато; режиссёр — Дзюнья Сато; Япония, 2005 г.): http://kinofilms.tv/film/yamato/28991/.
Тем, кто с этой характеристикой общинной этики и проистекающей из неё негативной оценкой реформ П.А. Столыпина не согласен, — следует подумать о том, что не надо отождествлять общинность (в которой есть место личностному творческому началу и инициативе) со стадностью (для которой личностное своеобразие — нечто неуместное), и соответственно — не надо культивировать антиобщественный индивидуализм и стадность.
[2] Достаточно общая теория управления. Постановочные материалы учебного курса факультета прикладной математики — процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета (1997-2003). — Новосибирск, 2007. — 408 с.; а также интернет-ресурс: http://dotu.ru/2004/06/23/20040623-dotu_red-2004/.
[3] Аральского моря ныне нет: есть солончаково-гербицидная пустыня вокруг «лужи», площадь которой составляет порядка 20 % от площади зеркала моря в начале 1960‑х гг. См.:
- «Аральское море»: http://enrin.grida.no/htmls/aralsoe/aralsea/russian/arsea/arsea.htm;
- «Аральское море и причины его гибели»: http://lifeglobe.net/blogs/details?id=484.
[4] Рузвельт Ф.Д. Беседы у камина. — М.: ИТРК. 2003. 408 с. — С. 83. (см., например: http://lib.rus.ec/b/104207; http://www.modernlib.ru/books/gelbreyt_dzhon/ekonomicheskie_teorii_i_celi_obschestva/).
[5] Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. — М.: Прогресс. 1976. (J.K. Galbraith. Economics and the Public Purpose. 1973). — Гл. XXVII.
[6] Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. — М.: Прогресс. 1976. — Гл. V.
[7] Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. — М.: Прогресс. 1976. — Гл. XXI.
[8] Более обстоятельно см.: Методы обоснования программ устойчивого развития сельских территорий: моногр. / Под ред. В.И. Фролова. СПб гос. архитект.-строит. ун-т.; — СПб. 2011. — 464 с. — С. 324-328. (http://ruidea.org/index.php?option=com_docman&task=doc_details&gid=163&Itemid=218).
[9] Ландшафтно-усадебная урбанизация — это одно-, двухэтажная Россия небольших поселений с усадебной застройкой, интегрированных в природную среду и утопающих в зелени садов. По этой теме в интернете есть множество публикаций: достаточно набрать в поисковике «ландшафтно-усадебная урбанизация».
Кроме того опубликовано в интернете: http://homeland.3dn.ru/load/koncepcija_obshhestvennoj_bezopasnosti/knigi_drugikh_avtorov/velichkl_v_m_efimov_v_a_puti_sovershenstvovanija_upravlenija_innovacionnym_razvitiem_i_modernizaciej_strany/33-1-0-122.
[10] Величко М.В., Ефимов В.А. Управление социально-экономическими системами в условиях модернизации: http://homeland.3dn.ru/load/koncepcija_obshhestvennoj_bezopasnosti/knigi_drugikh_avtorov/velichkl_v_m_efimov_v_a_puti_sovershenstvovanija_upravlenija_innovacionnym_razvitiem_i_modernizaciej_strany/33-1-0-122.
[11] База прейскуранта — малочисленная группа товаров, значительный рост цен на которые влечёт за собой рост себестоимости производства (и соответственно — цен) всех остальных продуктов.
[12] Тем, кто возражает против сказанного и настаивает на том, что «плоская шкала» налогов — решает все задачи экономической политики, предлагаем заблокировать руль в своём автомобиле и попробовать доехать на нём куда-нибудь (только не надо выключать зажигание во время движения по дорогам, чтобы не нанести вреда окружающим).
[13] «Бесструктурное управление» — термин “Достаточно общей теории управления”.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
Глава 4.
Глава 6.
Глава 7.
Глава 8.
Глава 9.
Глава 10.
Приложение 1.
Приложение 2.
Комментарии
В общем, сыровато и не совсем соответствует предназначению человека Разумного.
Что касается предназначения человека разумного, то вот с этого и нужно начинать все теории. Иначе ничего толкового не получится.
А предназначение его таково, что через разумных Природа познаёт самоё себя и совершенствуется в результате этого познания.
Так что, материальные блага для человека, полученные путём интенсивного разрушения окружающей среды, Природе совершенно не интересны и не нужны!
Как и изобретённые иудеями религии, являющие собой идеологии рабовладельческого общества и преследующие цель уничтожить цивилизацию, не давая ей развиваться в нужном Природе направлении.
А по существу, кроме призывов нет никакой реальной программы. К тому же, опять речь идёт о технологическом развитии, которое в принципе невозможно без уничтожения Природы!
К сожалению, у нас не принято оказывать внимание проектам, если их сделали другие люди!
Мы ведь все писатели, а не читатели!
Впрочем, то, что Вы сейчас сказали, говорит о влиянии моих идей. Это радует!
:-)
Путь к соборности.
Экология макроэкономических систем.
Так, например, ядерная энергетика, это тупиковый путь.
Что касается Второго начала Термодинамики, то и восе непонятно, что автор хотел сказать и для чего!
В общем, это совсем не то, что нужно людям, чтобы осуществить переход к новому обществу!
Хотя, сама по себе идея симбиоза с Природой конечно верна. Увы, но идея эта не нова. О ней рассуждали ещё древние греки!
Комментарий удален модератором
Да и вообще, представляется весьма спорным тезис, что именно технологии характеризуют уровень развития общества. Скорее всего, это совсем не так. Разумные должны развивать мозг, как инструмент познания. Возможно, это будет как раз самым эффективным для нашего существования в Природе.
Вот именно этим и нужно заниматься! И сейчас! Потом может быть поздно. А понятие "эффективность" в плане денежных операций нужно вообще изъять из обращения. И нужно прекратить считать прибыль. Она нужна только банкирам. А нормальным людям это понятие вовсе ни к чему!
В общем, нужно стремиться выйти из капитализма и начинать строить общество социальной справедливости. Пока ещё есть время. А его не так уж и много у нашей цивилизации. Или мы сможем переломить идиотизм алчности и повернуть на путь развития Разумных существ, или мы так и погибнем в условиях развитого рабовладельческого строя! Погибнем все. Независимо от наличия или отсутствия денег!
Приятно удивлён, что есть такие люди, которые разбираются в политике и экономике.Народ прошу, спасай - страну!
Леонид Фейгин
Страны давно по вязли в грязи!
В них воровство и бандитизм.
И чтоб могли добраться в князи,
Предложен, был: КАПИТАЛИЗМ!
Одна и лучшая - СИСТЕМА!
А остальное всё - враньё!
И 20 лет такая тема,
Пускала к власти всё - ВОРЬЁ.
Воруют все… и Президенты...
Премьер и низшие чины.
Вложив средства в Апартаменты,
И не копейки для Страны.
На Украине Лазаренко,
Украл и вывез за кордон.
Виновна даже - Тимошенко!
Она нарушила закон.
В России происходит хуже!
Воруют и сдают Страну.
Ремни чтоб не тянуть по туже,
Народ прошу, спасай - СТРАНУ!
Как больше денег заработать
И жизнь свою прожить сполна,
А всё что видят, быстро слопать?
Но как не могут все понять,
Что этим можно подавиться -
Жить, жить, но жизни не познать,
Могли бы, лучше не родиться.
Но могут мне задать вопрос:
Мы ведь родиться не хотели?
И вот утёрли вроде б нос,
Ведь это верно, в самом деле.
На этот каверзный вопрос,
Я вам легко отвечу:
Но прежде подотрите себе нос,
Кто не поймёт, тушите свечи.
Тот, кто всё знает, тот меня простит,
За слишком грубые словечки.
Пусть буду, лучше я свинья,
Но только б не овечкой.
Нам жизнь дала природа мать,
Не для того, чтоб жрать и спать.
А чтоб могли мы, поучиться
И на природу же трудиться.
Весь Мир познать, должны мы разом,
Для этого и дан нам - Разум.
Л.Фейгин
Будем - ДРУЖИТЬ! Наша сила в ЕДИНСТВЕ!
С Уважением, Леонид и Юрий Фейгины.
http://maxpark.com/community/8/content/1331935
реализации
Концепции возрождения
Перехода к жизни на основе концепции устойчивого развития
Путь к соборности.
Цитата 1 (верно и очевидно):
государство — светское (как это декларируется в постсоветской РФ, хотя РПЦ де-факто стала внепарламентской общероссийской политической партией)
Цитата 2 (ложно и столь же явно):
Чтобы войти в этот контур управления — осуществления власти одного из многих наместников Божиих на Земле
!
Т.е. та же самая бого-душе-мафия, прихлопнутая в первой цитате, высвобождает щупальцы и делает новые попытки тёмного господства, попросту - захвата и монополии. В качестве проверки также выступает тот факт, что текст, по-иезуитски длинные, тем не менее не сожержат в себе способа и рецепта действия, элемента ясности и красоты изложения, лаконичной и позитивной мысли, которая была бы поставлена во главу этой печальной повести о буридановом ослике.
Остаётся надеяться только на дальнейшее совершенствование концепции.
А цитата 2 вообще непонятно откуда или вы её переврали из этой:
=Для так называемого простого человека (т.е. не входящего в состав государственной и бизнес-власти и так или иначе подвластного им обеим) наибольший интерес в полноте этой системы представляет следующий контур циркуляции информации, а равно — контур осуществления власти, которую он способен обрести вне зависимости от политических деклараций о демократии и её попрания в реальной политической практике «элитаризовавшимися» кланами государственной и бизнес-власти. На схеме, представленной выше, это контур — «Вседержительность Божия => индивид в составе населения => людской сегмент Ноосферы Земли, которая способна воздействовать непосредственно и на государственность, и на бизнес-власть, и на население, и на природную среду, и на зарубежье». И при этом:
С точки зрения субъектности индивида — именно сам человек является началом и завершением этого контура управления, хотя Вседержитель в нём — объективно наивысший управленец, а человек в нём осуществляет миссию наместничества Божиего на Земле. =
Тоже непонятно с чем вы тут не согласны.
Там чётко прописано, что Вера Богу по совести личное дело каждого, так что никакой религии.
подозрение,что и автор.и Козлович играют один спектакль,представляете
что будет,если все мы начнём читать эти опусы,переваривать их и делать
выводы?!... "Лично я Пастернака не читал",но скажу со всей ответственностью,что ничего хорошего и умного из этого не выйдет.
Каждый "принц Савойский",хоть и академик(тоже ведь ничего предложить не могут) наворачивает на три тома "капитала",а воз и ныне там.Так вот,у меня подозрение,что общественная наука как и подземелья инета,есть ни что
иное как динамо и вода.Что бы выразить мысль и обосновать её убедительно порой даже реферат не нужен.Сказано же,краткость сестра
таланта.Вот скажите,что я не прав и что мысль данного автора нельзя было на одной странице изложить.
=«Краткость — сестра таланта» только тогда, когда в культуре общества, в психике людей есть мировоззренческая основа для автоматически-безсознательного «само собой» разумения и понимания кратко сказанного или показанного на основе понятий общепризнанных, которые и обеспечивают безпроблемное взаимопонимание в общении достаточно широкого круга людей на принципе «само собой» разумения.
А талант в такого рода ситуациях выражается в способности человека несколькими словами (или средствами иных «языков»[4], поддерживаемых обществом) возбудить в психике других людей как можно более полные и яркие образные представления, относящиеся к кратко затронутой этими языковыми средствами проблематике.=
И на этом этапе выясняется, что афоризм «всё гениальное просто», выражает Я-центричное калейдоскопическое мировоззрение и потому тоже несостоятелен.=
стремлением к защищённости,безопасности,видя её в вожаке
и единстве.Но производительное общество,кроме первой цели,
защиты от внешнего,хочет затем,справедливого присвоения.
И в этом смысле все знают чего хотят.Те кто жочет эксплуатации калейдоскопического сознания избегают этой
"печки",они говорят,что в этом нет определённости.Возникла
целая парадигма избегания справедливости.И даже те,кто
сегодня заговорил об калейдоскопичности мировозрения на
самом деле культивируют(вольно или невольно) его же,не желая сосредоточиться на главном,на "печке",на справедливосьти.Они говорят о безопасности,не замечая,что
отсутствие справедливости уже давно стало угрозой безопасности.
О консолидирующей идее: она давно уже есть в обществе и неискоренима.
Вы человек очень умный,но ваша испаньолка тем более
"подозрительна",как намёк на второе дно.Или на единство
добра и зла?
Чем вам моя борода не понравилась? Почему она должна намекать на второе дно?
не можете не знать,что она вызывает ассоциацию с Мефистофилем.А при вашем отношении к религии и к мистике
это должно быть знаком.
Интересно, а разве его кто-нибудь видел, чтобы ассоциации возникали?
К религии я, кстати, никак не отношусь. Предпочитаю внеконфессиональную Веру Богу по совести.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
О консолидирующей идее: она давно уже есть в обществе и неискоренима.
читал,может к этому тексту моё возмушение и не к месту.
Культура речи в Концепции общественной безопасности.
о «сестре таланта» — краткости изложения;
о том, что «всё гениальное просто»,
А вот далее... Хм, что -то весьма далёкое от начала. И уж совсем не ясно, что можно использовать в... обсуждаемой статье. Поэтому, пардон, - не дочитал, йогой давно перестал заниматься.
Был у нас руководитель - до совершенного безобразия (бывает и такое) культурный, мягкий, вежливый и обходительный человек. Прежде чем попросить вбить гвоздь (дело на пять секунд) он не менее пяти минут извинялся и объяснялся, тем самым превращая чрезмерно высокую культуру общения в... - пытку. Не поверите, но ВСЕ вздохнули с радостью когда он уволился...
Читать приятно только то, что легко воспринимается.! Поэтому, давайте ценить время другого человека и "кратко излагать" "гениальные" мысли. Кстати, почему-то уверен, что только КРАСИВОЕ и ПРИЯТНОЕ - является действительно правильным и целесообразным
Если бы всё обстояло действительно так, то лечиться и учиться было бы одно сплошное удовольствие. Да и приятно одному одно, а другому другое, т.е. вы хотите сказать, что правильность и целесообразность у всех тоже своя?
Так можно разобрать все тело человека и оценку предметов (особенно чувствуется в оружии) ПОЧЕМУ мы (в зависимости от среды обитания) иногда по разному, а иногда ВСЕ ДРУЖНО одинаково воспринимаем то или иное.
Ну, а восприятие прочитанного может быть иным в силу разного, к примеру, темпа жизни. Кто-то (таких становится всё меньше, что диктует темп жизни) готов часами обдумывать витиеватость мысли в т.ч. - ни о чём, и вникать в то, что же автор хотел сказать тем или иным своим перлом, а кто-то привык быстро въезжать в суть, оценивая - нужно/не имеет значения. Работать ведь ему и ещё над чем-то нужно, что точно - ВАЖНО!
«ЛГБТ»-сообщество и интернацизм.
Т.е. целесообразность и правильность у каждого своя, плюрализм мнений рулит? Так и будем как лебедь, рак и щука тащить воз государственности в разные стороны.
А ведь ещё Сенека говорил, что для корабля не знающего в какую гавань плыть, не бывает попутного ветра. Также и для государства, не имеющего идеологии:
Однако, при этом нужно понимать, что мало просто - ПРИНЯТЬ решение/издать закон, более того, в этом даже НЕТ СМЫСЛА! Важно чтобы это решение - выполнялось. А выполняться оно будет, если: 1) оно/он НУЖНО тому кого защищает/развивает, и 2) НЕ ПОЗВОЛЯЕТ его игнорировать тому (!) против кого он направлен, 3) есть механизм контроля (обратная связь).
А всё потому, что народ так выражает свой молчаливый протест таким образом:
Марионеточная тирания юристов против диктатуры совести.
Просто, те кто "наверху" (в силу своей подготовки) уверены, что КАЖДЫЙ закон, изданный ИМ в соответствии с первым желанием, которое появилось: по просьбе "члена семьи", или просто утром - при одевании тапочек :))) БУДЕТ исполняться.
А вот ЗАКОН, кстати, даже ограничивая абсолютно ВСЕХ - будет! Но! Только если он - (см.написанное ранее) ...
А вообще я уверен, что Законы нужны только запретительные. Государство, представляя интересы: личности, общества и строя - должно ОБЕСПЕЧИВАТЬ защиту от всего представляющего опасность. Поэтому, должно быть чётко отражено, что опасно. И чиновник ДОЛЖЕН контролировать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО только (!) это ( а не давать указиловки) , причём, ни у кого, включая Президента не должно быть права что-то РАЗРЕШАТЬ из запрещённого.
Но! Вот беда! В этом случае - пропадёт система созданных "кормушек", да и коррупция прикажет... долго жить.
=Совесть — врождённое религиозное чувство (т.е. чувство взаимосвязи души индивида с Богом), замкнутое на безсознательные уровни психики личности. Функциональное назначение совести в психике личности — в диалоге сознания и безсознательных уровней психики упреждающе уведомить индивида, что те или иные его намерения и проистекающая из них деятельность (в том числе и соглашательство с определёнными мнениями и деятельностью других людей) — греховны. Стыд уведомляет о том же, что и совесть, но уже после свершения индивидом дурных поступков, т.е. после того, как он проигнорировал предостережение совести, либо после того, как добился того, чтобы «совесть спала́» и не мешала ему «жить». Совесть и стыд это — два средства, которые позволяют индивиду стать человеком. Если их подавить — получается человекообразная нелюдь, не способная стать человеком до тех пор, пока стыд и совесть не пробудятся вновь.=
Хотя то, что будет сказано далее, — пустые слова для всех тех, кто забыл, что такое их собственные стыд и совесть, но реально диктатура совести строже, чем диктатура закона, поскольку в ряде случаев обязывает к тому, к чему закон не обязывает; а кроме того в случае, если закон направлен против справедливости, то диктатура совести обязывает не только преступить через закон, но и принять меры к устранению неправедного закона и выражающей его правоприменительной практики[5]…=
Но искоренение совести и стыда из жизни общества — только одна из задач создания социальной базы фашистского режима, хотя это — ключевая задача.
И соответственно главная задача антифашистов — не дать фашистам открыть этим ключом бездну зла.
Основа для этого в обществе есть: даже Сергей Бабурин, чья совестливость вызывает у нас, мягко говоря, сомнения, в одной из программ телеведущего В.Познера «Вот такие времена!» вынужден был напомнить участникам ток-шоу:
«Я ещё раз говорю: национальной чертой у нас является жить по совести»
(http://www.jig.ru/rossia/446.html ).
Это — действительно идеал, которым жива Русская многонациональная цивилизация, и именно за убийство этого идеала и недопущение возрождения Святой Руси идёт многовековая борьба.
Есть такой старый анекдот:
-Василий Иванович, ракету - привезли!
-Ну, показывай.
- Это, Василий Иванович -первая ступень, а это-вторая, это-...
- Петька! Кончай трёп! Покажи, где - стремена!
А совесть - понятие, которое.... понимается людьми по-разному, в зависимости от приобретённого мировоззрения, и также - быстро меняется. Сравните, представление о совести Советского человека, и... сегодняшнего.
А не так давно жили ведь на земном шаре :) и.... каннибалы, и не считали постыдным :( себе подобных употреблять...
Ну, а то, что людьми одного общества не воспринимается ОБЩЕПРИЯТНЫМ не может быть для них добровольно избранным Законом, и из такого сделать общий ориентир и пример - не получится.
Это разве не ваши слова? Тогда о каком общеприятном речь? Я так понимаю вы за то, что бы запретить "каннибализм". Тогда мы почти единомышленники:
О консолидирующей идее: она давно уже есть в обществе и неискоренима.
Ну, и почему "почти единомышленники"? Считаете, что "Да, - нельзя! Но, вот если очень хочется..."
Запрещают обычно наоборот что-то неприятное. Убийства, грабежи, насилие.
А насчёт почти, вы не заметили, что я каннибализм в кавычки взял? Под его запретом, я подразумевал ликвидацию эксплуатации «человека человеком».
"не может быть для них добровольно избранным Законом".... как раз и подразумевает, что ЗАКОН должен быть для ВСЕХ прописан ВЛАСТЬЮ, и его ИСПОЛНЕНИЕ ВСЕМИ (!) должно быть обязанностью (!) а не ДОБРОВОЛЬНЫМ волеизъявлением гражданина.
=только КРАСИВОЕ и ПРИЯТНОЕ - является действительно правильным и целесообразным=
Вы хотите сказать, что все законы не правильные?
Если коротко, то: - Законы должны носить исключительно ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЙ характер, т.е. оглашается четкий Перечень запрещённого, с указанием наказаний за нарушение. И чиновник, представляя, и защищая интересы общества, ОБЯЗАН контролировать их исполнение, а все члены общества строго их соблюдать. Прав на "разрешение нарушений" чиновникам не делегируется.
Во всём остальном - руководствуются условиями договорных отношений, Выполнение условий Договоров, соответствие выполненного заявленным параметрам - декларируется исполнителем. Таким образом ВСЁ остальное переводится в ранг инструкций, ТУ, стандартов и пр. - и носит ДОБРОВОЛЬНО договорный характер, становящимися обязательными только (!) если прописаны сторонами в Договоре.
Оценивать ПРАВИЛЬНОСТЬ (в т.ч. мысли и выводов) по КРАСОТЕ и ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ очень даже можно и... логично.
Тоже самое с приятностью. Вам не приятно эту статью читать, а мне приятно, поэтому я её тут и процитировал.
Почему эти народы считают лица с таким разрезом -КРАСИВЫМИ?
Красота - наивысшая целесообразность, ВСЕГДА имеет логическое объяснение. Всё в природе этому подчинено. "Чувствуют люди по разному" - так, но (!) всегда есть в восприятии логика. Поэтому, чувство отсутствия красоты вызывает отсутствие желания ПОНИМАТЬ.
Это очень спорное утверждение, чтобы на нём строить доказательство своих тезисов.
Да и не собирался я Вам доказывать "свои тезисы", просто пояснил почему трудно воспринимается словоблудие.
= А народы степей были в восторге от ... кривых ног?=
Да откуда вы этих набрались высказываний? Так можно договориться, что русские все в восторге от алкоголиков, потому что все пьют.
Какая целесообразность у рубильника вместо носа?
Русские. Тут нет обобщения. Раньше - вообще не пили. Пьянство на Русь принесла Европа. Пиво - немцы, спирт - итальянцы. Водку изобрели у нас, не так уж и давно. Да и сейчас, у меня лично, к примеру, на сегодня даже нет знакомых алкашей. Один знакомый - из "бывших", так уже года три, говорят, как - не пьёт...
Мне "Туманность Андромеды" больше нравится.
А насчёт пития, раньше не пили, а теперь большинству приятно пропустить рюмку другую. Значит по-вашему, это целесообразно?
Вреда от рюмки-другой, изредка, скорее всего -нет. Часто бывает, что даже помогает снять стресс. Мне в своё время знакомый врач специалист сообщил, что в общем случае для того чтобы стать алкоголиком (достаточное условие) употреблять спиртное раз в две недели. Именно столько времени алкоголь обнаруживается в мозге, из крови выходит много раньше.
Ну, а где я написал, что пить (!) - красиво? Нужду людям каждый день, и не раз за день, приходится справлять (кому-то потом и очень даже приятно бывает), и.... что?