11. Давность на собственность невозможна. Часть 3.
На модерации
Отложенный
Все происходит во времени, но ничто - благодаря ему. Сделайте владение, каким угодно продолжительным, - никогда не достигнете, чтобы продолжительность, которая ничего не создает, не изменяет и не переделывает, превратила узуфруктуария в собственника.
Доказательство этого не будет ни длинным, ни трудным. Стоит вспомнить мотивы, заставившие установить давность.
"Давность, - говорит Дюно, - по-видимому, противоречит естественному равновесию, которое не позволяет, чтобы кого-нибудь лишали его имущества вопреки его желанию и без его ведома и чтобы один обогащался в ущерб другому. Но так как, если бы не было давности, часто случалось бы, что добросовестный приобретатель, после продолжительного владения, лишался бы последнего, а тот, кто освободился бы законным путем от обязательств, потерял бы свои права и оказался бы лишенным владения или снова связанным обязательствами, то общественное благо требовало установления срока, после которого запрещалось бы беспокоить владельцев и искать права, остававшиеся слишком долго в пренебрежении...
Таким образом, гражданское право только усовершенствовало естественное право и дополнило право родовое, благодаря способу, которым оно регулировало давность. А так как последняя основывается на общественном благе, которое всегда следует предпочитать благу частных лиц - bono publico usucapio introducta est, то ей следует благоприятствовать, если она выполняет условия, установленные законом".
Тулье "Droit civil": "Для того чтобы не оставлять слишком долго под сомнением, вредным для общего блага и нарушающим мир семей и прочность общественных договоров, собственность на вещи, законы установили срок, по истечении которого они отказываются удовлетворять иски и дают владению его древнее преимущество, присоединяя к нему собственность".
Кассиодор говорил о собственности, что она единственная безопасная пристань среди бурь раздоров и корыстолюбия: hic unus inter humanos procellas portus, quem, si homines fervida voluntate praeterierint in undosis semper jurgiis errabunt[27].
Таким образом, по мнению авторов, давность есть средство общественного порядка, в некоторых случаях восстановление примитивного приема достигать фикции гражданского закона, черпающего свою силу в необходимости улаживать споры, которых иначе нельзя было бы уладить.
Ибо, как говорит Гроциус, время само, но себе не имеет никаких реальных свойств.
Все происходит во времени, но ничто не происходит благодаря ему.
Давность или право приобретать, благодаря истечению известного промежутка времени, есть фикция закона, принятая условно.
Однако всякая собственность неизбежно основывалась на давности или, как говорили римляне, на usucapio[28], т. е. на продолжительном владении.
И вот я спрашиваю, прежде всего: каким образом владение по истечении некоторого промежутка времени может превращаться в собственность?
Сделайте владение, каким угодно продолжительным, нагромождайте годы и века - никогда вы не достигнете того, чтобы продолжительность, которая сама по себе ничего не создает, не изменяет и не переделывает, превратила узуфруктуария в собственника.
Пусть гражданский закон признает за добросовестным владельцем, доказавшим свое многолетнее владение, право не быть лишенным последнего любым пришельцем; делая это, закон только санкционирует установленное уже право, и давность, примененная таким образом, означает только, что владение, начавшееся 20, 30 или 100 лет назад, обеспечивается за оккупантом.
Но когда закон заявляет, что промежуток времени превращает владельца в собственника, он допускает, что право может быть создано без всякой вызывающей его причины.
Закон без мотивировки изменяет свойство субъекта, делает постановление относительно того, чего вовсе не было в процессе, и превышает свои полномочия.
Общественный порядок и безопасность граждан требовали только гарантий владения - зачем же закон создал собственность?
Давность была как бы страхованием будущего - зачем же закон сделал из нее принцип привилегии?
Комментарии
А вот горе и смерть своим потомкам, своей алчностью они принесут неизбежно.
Так Было во времена Емельяна Пугачёва, Степана Разина, так было в 1917 году и так будет всегда, когда шакалы отнимают у народа, то что принадлежит ему по праву гражданства.
Надеюсь, и этот аспект мошенничества Прудон нам поможет раскрыть.