7. О гражданском законе как основе и санкции собственности. Часть 1.
На модерации
Отложенный
Бог даровал землю роду человеческому. Почему я ничего не получил? Он положил к моим ногам землю; а мне некуда приклонить голову. Размножайтесь, говорит он, это так же легко сделать, как и сказать. Но дайте птице мху, чтобы она могла свить свое гнездо!
Потье, по-видимому, думает, что собственность, так же как и королевская власть, есть божественное право. Происхождение его он ведет от от самого Бога: ab Jove principium[23]. Вот как он начинает:
Бог обладает суверенным господством над вселенной и всеми заключающимися в ней вещами: Domini est terra et plenitudo ejus orbis terrarum et universi qui habitant in eo. - Для человеческого рода создал он землю и все обитающие на ней существа, и человеческому роду он предоставил господство, подчиненное его господству: Ты утвердил его на делах рук твоих, ты положил у ног его природу, говорит псалмопевец. Бог сделал этот дар человечеству со следующими словами, с которыми он обратился к нашим предкам после сотворения мира: Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и т. д.".
Кто после такого великолепного вступления не уверует, что человечество представляет собой как бы большую семью, живущую в братском единении под опекой почтенного отца? Но сколько на самом деле встречается враждующих братьев, сколько жестоких отцов и неблагодарных детей!
Бог даровал землю роду человеческому. Почему же я ничего не получил? Он положил к моим ногам землю; а между тем мне некуда приклонить голову. Размножайтесь, говорит он устами своего толкователя Потье. О, премудрый Потье! Это так же легко сделать, как и сказать.
Но дайте же птице мху, для того чтобы она могла свить свое гнездо!
"Когда человеческий род размножился, люди разделили между собою землю и большинство вещей, находившихся на ее поверхности, и то, что пришлось на долю каждого из них, стало принадлежать ему отдельно от всех других: таково происхождение права собственности".
Скажите лучше, права владения.
Люди жили при коммунизме, носил ли он положительный или отрицательный характер, - безразлично. У них совсем не было собственности, так как не было даже частного владения.
Так как увеличение владения мало-помалу принуждало к труду, для того чтобы увеличить средства к жизни, то формально или безмолвно - это не меняет дела - пришли к соглашению, что работник сам будет единственным собственником продукта своего труда.
Иными словами: был заключен договор чисто явочного характера, подтверждающий тот факт, что отныне никто не мог жить без труда.
Для того, чтобы получить равенство в средствах к жизни, по необходимости нужно было достигнуть равенства труда, а для того, чтобы труд был равен, нужны были одинаковые средства труда.
Кто не трудясь, силою или хитростью завладевал средствами к жизни другого, тот нарушал равенство и становился выше и вне закона.
Кто завладевал средствами производства в количестве большем, по сравнению с другими, под предлогом большей своей производительности, тот также нарушал равенство.
Так как равенство выражало тогда право, то всякий посягнувший на равенство был несправедлив.
Таким образом, вместе с трудом родилось частное владение, право в вещи -jus in re, но в какой вещи? Очевидно, в продукте, но не в земле. В таком именно смысле его всегда понимали арабы, а также, судя по словам Цезаря и Тацита, германцы. "Арабы, - говорит г. де-Сисмонди, - признающие право человека на стада, которые он воспитал, не оспаривают также права на урожай у того, кто засеял поле; но они не понимают, почему другой такой же человек не имеет права в свою очередь посеять что-нибудь.
Неравенство, вытекающее из пресловутого права первого оккупанта, по их мнению, вовсе не основывается на принципе справедливости, и, когда вся площадь их земли оказывается разделенной между известным числом жителей, тогда получается монополия последних в ущерб всему остальному народу, которому они не хотят подчиниться"...
Комментарии
Смысл словосочетания гражданский закон ныне так далеко от каждого гражданина и гражданского общества, поэтому не удивительно, что он обслуживает только власть имущих и их опричников, для того, чтобы отторгнуть граждан от собственности на природные, промышленные, финансовые и интеллектуальные ресурсы.
Попам тоже есть о чём подумать, и в конечном счёте пересмотреть свои догмы, если хотят сохранить религию и церковь. Ибо Божий Закон, написанный человеком и для человека, оказался таким же глупым как и его младший гражданский собрат.