Есть в России такая традиция - обсуждать весной проблемы образования.

Приближаются выпускные экзамены, а значит и ежегодный демарш против ЕГЭ. Пропустить это знаменательное событие я никак не могу, ибо много раз уже говорила: тема образования - моя тема, самая любимая, поскольку я люблю учиться,  сама всю жизнь училась и мои дети теперь учатся, и я не просто знаю о нашем образовании - я всю жизнь пожинаю его горькие плоды.

Пожав эти горькие плоды, скажу так:  будет существовать ЕГЭ или не будет - ничего принципиально не изменится до тех пор, пока:

-  у ребенка не появится мотивации к учебе - не той, которая "не будешь учиться - получишь двойку на ЕГЭ" (это, простите,  не мотивация, а повод подумать о том, как  ЕГЭ обойти), а той, которая "я хочу учиться, потому что знаю, понимаю и вижу цель обучения".
-  пока непроходимая пропость непонимания между взрослыми и детьми не сократится до того  размера, когда они начнут слЫшать друг друга и понимать друг друга.  Пока, наконец, взрослые не слезут со своего пьедестала, на котором они чувствуют себя  правыми всегда и при любых обстоятельствах, и не захотят увидеть и понять проблемы собственных детей.  

Пока что реформа образования больше похожа на войну, а не на сотрудничество. Учителя и родители воюют с министрами, друг с другом и, конечно же,  с детьми.  Детям достается больше всего, потому что они - самые крайние и самые безответные в этой борьбе  за выживание взрослых видов. 

Глупо надеяться, что проблемы образования можно решить сменой министров и учебных программ. Проблемы нашего образования гораздо более фундаментальные. Чтобы приблизить к вам их понимание, начну с небольшой притчи...

Жил-был мальчик и он очень хотел....   научиться резать колбасу. Он знал, что когда-то люди делали это сами, вручную, но теперь в магазинах продавалась только готовая нарезка, а мальчик хотел САМ! И он приставал к разным умным взрослым с вопросом - КАК научиться резать колбасу? И умные взрослые с умным, разумеется,  видом ему отвечали: 
- Оооо, научиться резать колбасу - это совсем не просто. Ты должен набраться терпения, выучиться и окончить школу, потом поступить в институт (тот, в котором собирают те самые механизмы, которые нарезают колбасу), окончить аспирантуру и тогда... 

Мальчик верил взрослым, ибо - а кому же еще верить маленьким мальчикам? Он хорошо учился, поступил в технический институт несмотря на то, что  не очень-то и любил возиться с техникой. Он получил много разных знаний, сдал множество  экзаменов и зачетов, получил даже звания и степени, узнал много интересного об устройстве разных механизмов и мог объяснять это устройство другим маленьким мальчикам - тем, которые шли по его стопам.  НО... он так и не научился резать колбасу. Потому что ни в школе, ни в институте этому НЕ У-ЧИ-ЛИ. Потому что для того, чтобы овладеть каким-то практическим навыком (пользы ли ради или ради одного только интереса), не нужны "тонны" знаний,  нужен ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК, который тебе этот навык пе-ре-даст. И частенько случается так, что тот, кто передает навык, сам не имеет никакого образования.  

И в основании (обращаю ваше внимание - В ОСНОВАНИИ!!)  всей нашей жизни и успешной профессиональной деятельности  находятся вовсе не книжные знания, а набор самых различных навыков, усовершенствованных в процессе трудовой и мыслительной  деятельности.  
Если нет того, кто передаст вам навык - вы НИКОГДА не овладеете всеми тонкостями мастерства, сколько бы книг вы ни прочитали, сколько бы экзаменов не сдали. А человек, погоняемый училкой, всегда будет проигрывать человеку, имеющего Учителя (с большой буквы), Наставника. Ну и наконец, человеку, не владеющему теми и другими нужными, полезными и интересными навыками,  знания  - ни к чему, их просто не к чему прикладывать. 

И фундаментальная проблема нашей системы образования  состоит в том, что детям передаются не навыки, из которых и рождаются Знание в виде ответов на практические вопросы, а некий объем печатной информации.

Странным образом предполагается, что количество этой информации рано или поздно должно переходить  в качество (а именно его практическое применение). И в этом, на мой взгляд, заключается самое страшное заблуждение и самый сташный самообман всего нашего ученого сообщества. 

Ученое сообщество, критикуя современных реформаторов, со сладостной ностальгией ссылается на советскую систему образования, как на некий идеал. Я уж молчу про то, что советская система образования взрастила простаки ничтожное количество специалистов в области гуманитарного знания. Я бы даже сказала, что эти специалисты возникли  не благодаря советской системе образования, а вопреки ей (вспомнить хотя бы историю опального и одновременно блестящего  советского  философа и социолога Александра Зиновьева) . Но даже знаменитые и многоуважаемые советские "технари" -  много ли людей понимает, откуда взялось это чудо?  Участвуя в разных дискуссиях, я лично убедилась, что таких людей совсем не много. 

Советские технари - это не "продукт образования" (прости господи). Это - чудесный гибрид крестьянской практической смекалки и академической науки, результат врожденного трудолюбия, упорства и любопытства крестьянских детишек, помноженных на всеобщее образование.   Крестьянские парни, в совершенстве владеющие МНОГИМИ практическими навыками, переданными им их отцами, получив от  Советской Власти ВОЗМОЖНОСТЬ учиться (что означает - искать ответы на накопившиеся вопросы), выросли в специалистов высшего класса. Вот она - природа явления под названием "советский технарь".
Но как только у потенциальных абитуриентов стали  утрачиваться практические навыки (а они непременно утрачиваются с развитием прогресса - вспоминаем того самого мальчика, который мечтал научиться резать колбасу) - тут же система образования перестала давать тот эффект, которого от нее ожидали. 

И сегодня от образования ждут того, чего оно само по себе в принципе дать не может. Пока в жизнь наших детей  не вернутся практические навыки и желание эти навыки совершенствовать, никакого прорыва в образовании не будет. Образование в принципе не та область, в которой совершаются прорывы. Прорывы совершаются в области практических навыков, а образование имеет сугубо прикладное значение. Что это означает на практике? А это означает, что нам нужно возвращаться, простите, к мастерским и детскому труду. Я знаю, что это  звучит дико, потому что  мы привыкли относиться к детям как к калекам. 

Недавно наблюдала сценку в троллейбусе. Два здоровенных одиннадцатиклассника возбужденно несли какую-то пургу - неистово выкрикивали слово "афонасий!!!". Они высовывались в окно троллейбуса,  кричали это слово каждой проходящей машине и отчаянно жестикулировали, потом они начали считать "афонасиев", потом...  - не имеет смысла описывать и  обсуждать, что они делали, потому что дело не в словах, не в действии и не в  поведении в общественных местах. Дело абсолютно в другом....  Я смотрела на этих ребят и думала о том, СКОЛЬКО же энергии у этих парней! И о том, что им, беднягам, абсолютно некуда эту энергию девать потому, что  их никто не учит (не пытался даже учить)  этому - направлять свою жизненную энергию на радость себе и людям.  Они же еще мааааленькие (общество так постановило). Им нельзя вкалывать в поте лица и щупать мир своими руками, с изумлением наблюдая как этот мир меняется и преобразуется  под воздействием этих рук - им можно только орать во всю свою луженую глотку, демонстрируя миру конфигурацию из сложенных пальцев с оттопыренным средним и получать кайф от вида старушек, укоризненно качающих головой.  
Сдадут эти ребята ЕГЭ или не сдадут - что изменится в их жизни, кроме того, что папа и мама либо устыдятся собсвенного чада, либо будут иметь приятный повод при случае похвастаться перед друзьями - "А мой-то  ЕГЭ сдал!"  ? Образование - это ведь только средство, а что же есть цель?