Советские попики
На модерации
Отложенный
Советские попики
В России вызвало ажиотаж «дело» панк-группы «PussyRiot», выступившей в московском храме Христа-Спасителя. Одним из последствий, сопутствующих общественному обсуждению этого инцидента, стало обращение к тому периоду истории, когда православная церковь (как, впрочем, и другие конфессии) подвергалась жёсткому прессингу со стороны советской власти. Предлагаю главку из моего мемуарного цикла «Повторение пройденного».
Предвижу возможный упрёк: уместно ли еврею затрагивать христианские проблемы? «Пиши о своих раввинах». Но в нашем городе Харькове с 1948 года ни одной синагоги, вплоть до «перестройки», не было… Были «миньяны» (молитвенные сходки в частных квартирах при кворуме молящихся мужчин не менее 10-ти), официально именовавшиеся властью «подпольными синагогами» и преследуемые по закону…
Несколько лет подряд в начале – середине 60-х годов моим сперва коллегой, а потом и непосредственным начальником был отставной полковник Григорий Николаевич Попик. Я работал редактором заводского радиовещания, а он – редактором многотиражки, затем – заместителем секретаря парткома по идеологической работе. Маленький, мордатенький, с мохнатыми чёрными бровями, это был чрезвычайно забавный, иногда – трогательный, порою – нудный, но по-человечески интересный тип. Мы ещё встретимся с ним в других моих рассказиках, а пока лишь скажу, что ко мне он проникся симпатией и поверял мне многое, о чём, возможно, теперь бы пожалел.
Например, случилась вот какая история.
Дело было где-то в середине 60-х, во время одного из очередных припадков воинствующего безбожия власти. Пустота и материалистическая чёрствость социального бытия в условиях «развитого социализма» создали в стране дефицит духовности, тоску по ней, что, возможно, и привело к постепенному возвращению православной церковью её утраченных было позиций: люди, даже молодые, стали захаживать в храмы, всё чаще отправлять разные обряды (венчания, крещения, отпевания)… Идеологи партии вспомнили о различных способах отвлечения народа от религии – в том числе о введении светских, советских обрядов: комсомольских свадеб, торжественных регистраций новорождённых и тому подобном. В противовес храмовым праздникам вводились «праздники улиц»… Нельзя сказать, чтобы эти «контрмеры» не привлекали народ. Однако у светских обрядов был один общий недостаток: серая казённость. Сколько ни говори «торжественная регистрация брака», «торжественное наречение младенцев», а всё равно такой «обряд» сводится, по своей форме, к собранию-заседанию. С одной стороны – зрители в зале, с другой – «президиум» на сцене, в лице ведущих вечер и самих виновников торжества. Одним словом – «мероприятие». И слово-то какое скучное.
Иное дело – в церкви: там каждый – не только зритель, но и участник действа. А сколько пышности и значительности в этом вождении и стоянии жениха с невестой пред аналоем, в держании венца над головами, в звучании молитвы…
Но и в гражданском обряде были свои приманчивые особенности.
Власть использовала для привлечения народа общественные фонды. На нашем большом заводе была как-то раз затеяна церемония торжественной регистрации новорождённых. Идеологическую задачу отвлечения молодёжи от церкви и религии совместили с целями закрепления кадров, борьбы с их «текучестью»: не каждого новорождённого допускали к процедуре, а лишь отпрысков таких молодых семейных пар, где и папа, и мама ребёнка работали на этом заводе. Да притом не менее какого-то минимума лет.
Представьте: без труда нашли четыре такие пары. Завком профсоюза выделил от своих щедрот каждой такой чете царский подарок: детскую коляску! Этот предмет как раз был тогда в дефиците (а, впрочем, что не было в дефиците «благодаря постоянно растущей покупательной способности советских людей» при крайне ограниченной «продавательной способности» советских магазинов?! На коляски, как видно, не хватало металла – он весь шёл на танки и другую военную технику (я позабыл сказать, что наш завод был в стране головным танкостроительным предприятием…)
Назначен был и день, и место торжества (большой зрительный зал заводского Дворца культуры «Металлист»). Но вдруг, буквально за несколько дней до «мероприятия», случилось неожиданное: в завком обратилась неучтённая супружеская пара, полностью соответствовавшая всем вышеперечисленным критериям: муж и жена оба – рабочие нашего завода, у обоих необходимый стаж, и вот, только что, родился ребёночек. «Чем мы хуже?»
В самом деле: не только не хуже тех, уже ранее отобранных, четырёх пар, но даже и получше: папа пятого претендента-малыша - член КПСС.
Пришлось завкому срочно раскошелиться – купить пятую коляску!
Торжество прошло на высоком политическом и организационном уровне, в планах профкома, завкома и Дворца культуры были поставлены чёткие «галочки» («открыжины», как говаривал один инструктор парткома, родом сибиряк, служивший когда-то в армии писарем), и жизнь потекла вроде бы своим чередом… Как вдруг мой начальник Попик мне сообщает:
– Представляете, вот эти «пятые» родители – что учудили? Поехали в сельский район – и крестили там ребёнка в церкви! Придётся теперь слушать персональное дело молодого папы. Как же так? Ты же коммунист! По уставу партии, членство в ней несовместимо с религиозностью, а тем более – с отправлением церковных обрядов.
Да уж, не зря говорят: «Ласковый телёнок двух маток сосёт»… Попик мне рассказал, что молодой папаша оправдывался: церковного крещения младенца потребовало старшее поколение – он не мог отказать ни своим, ни её родителям… Специально повёз ребёнка в дальний район, чтоб никто в городе не узнал…
– А как же всё-таки доведались? – задал я вполне естественный, вроде бы, вопрос. Но Попик даже огорчился моей непонятливостью.
– Так ведь поп-то был наш! – объяснил мне заместитель секретаря парткома. – Он и сообщил кому следует. Этот парень, папаша молодой, забыл взять с собой паспорт, а предъявление документа отца ребёнка при совершении крещения обязательно. Вот он и предъявил… свой партийный билет!
Да, – подумал я, – тот, церковный попик – не менее сознательный, чем мой начальник! Советские попики – самые идейные попики в мире!
Комментарии
"Валерий Коновалов
3 мая 2012, 06:03
Тогда разместите мой коммент хоть как-нибудь:
Я помню, когда еще учился в ВУЗе мы с приятелем задумали провести "мероприятие": послушать классическую музыку и небольшие комментарии к ней. Но вышла загвоздка. Я не был комсомольцем. Встал вопрос по какой линии проводить "мероприятие": комсомольской, профсоюзной ? По человеческой линии, - сострил я. А у нас такой нет, дали мне ответ на полном серьезе "
Комментарий удален модератором