КАКОЙ У НАС УКЛАД, или ПОЧЕМУ РОССИЙСКАЯ МАФИЯ ОКАЗАЛАСЬ БЕСПОЛЕЗНОЙ ДЛЯ СТРАНЫ

В истории наиболее развитых современных государств наличие мафиозной фазы становления массовой культуры предпринимательства не подвергается сомнению («якудза» в Японии, Каморра , Коза Ностра, Ндрангета и Сакра Корона Унита в Италии, в США ещё и бутлегеры – см. «Однажды в Америке» и т.п.) . При развитой судебной ветви власти уже следующее поколение разбогатевших мафиози («поколение next») предпочитает стать законопослушной основой активного бизнеса, а её представители зачастую и вливаются в легитимную власть, используя потенциал неправедно нажитых состояний.

Хорошо известна история бутлегерского по происхождению состояния клана Кеннеди, самый знаменитый представитель которого – 35-й президент США был убит из-за трагической торопливости в разрыве связей с мафией. И тут первый парадокс - при нормальном правопорядке связь бизнеса с властью карается тем более жёстко, чем активнее прошла стадия мафиозного развития - "самые строгие преподаватели получаются из бывших двоечников"! Всё просто - тем больше людей познали вред от связи бандитов с властями всех уровней. Эта связь в новой России после начала 90-х всегда существовала, включая ещё и плотную связь мафии с судебной ветвью. Именно эта связь и стала мощным тормозом в развитии массового бизнеса.

Для развития массовой предпринимательской культуры существенно то, что бандитский этап не только заражает людей толпы деловой активностью из-за массовых контактов с разбогатевшими простолюдинами, но и внедряет привычки к взаимонезависимости и неприкосновенности субъектов частного бизнеса. Уже в поколении next за бандитским поколением приговорка «mind your own business» приобретает более острый смысл, чем, например, ей придают в России.

Бизнесмен поколения next аккуратен в отношениях с полицией и судьями, и они понимают его настоящую ценность – частный бизнес есть «священная корова» разумного общества! В США мелкий и средний бизнес формирует более 60% ВВП страны при падении этой доли в РФ с 39% в 2008 году до 11% в 2011 (и это – при всех программах его поощрения!). Мелкий и средний бизнес там поощряется толпой, содержит "социальные лифты" и это обуславливает его развитие. В России с её климатом чуждости власти народу бизнесмен как родственник власти чужд толпе и ею преимущественно ненавидим! Из-за этого не удаётся запустить бизнес в российскую толпу, - наша мафия этой функции не выполнила. "Помогает" в наших проблемах и марксистское прошлое российской толпы - ненависть к "ворующим прибавочную стоимость".

Эффективность мелкого бизнеса в США стимулируется, например, и законами штатов США об обязательном минимуме почасовой оплаты (5 – 7 $/час). Как бизнесмен ты не смог загрузить наёмного работника – твои проблемы! И работнику это выгодно, хотя введение минимума оплаты увеличивает процент безработицы … Спрашивается, почему же в России затратный для народа мафиозный этап, развившийся в «лихие 90-е», не привел, однако, к развитию предпринимательского духа и не породил эффективных судебных и экономических механизмов как результатов творческого соревнования судебной власти с преступным миром? Соревнования, несомненно, ведущего к непрерывному прогрессу квалификации и утончённых тактик с обеих сторон…

Ответ уже прозвучал – всё испортила фактически узаконенная возможность совмещения государственной службы с предпринимательской деятельностью. Безрезультатность мафиозного этапа вышла из того, что элита РФ делала вид, что для будущего страны такое совмещение несущественно – «мелочи политического устройства». Учтя то, что судьи РФ по выслуге лет имеют возможность не выходить на пенсию от ПФР, а переходят «на содержание» по месту своей судейской работы с практически сохранённым окладом, легко оценим реальную плотность закулисной связи бизнеса России с судом и госаппаратом.

В итоге судебная ветвь власти не только ничего не смогла внести в развитие бизнеса, но и в совокупности с наивными законами о контроле стала прямым препятствием к его прогрессу.

Удивительный для цивилизованного наблюдателя сплав возможностей предпринимательского обогащения с пребыванием на государственной службе исключил полезное влияние классического бандитского этапа на развитие бизнеса. Этот сплав оказался уникальным образом терпимым и приемлемым для народа, пережившего ещё более страшное – деспотию того, что называлось «марксизмом», от ужасов которого настоящим коммунистам ещё долго не отмыться… Это сращивание, таким образом, продолжило эксплуатацию коммунистической идеи в форме пугала марксизма. Позже бандиты пошли во власть всею своей сетью, продолжавшей работать по всем налаженным схемам. Внешне это обернулось снижением показателей преступности, а по факту окончательно останавливает развитие среднего и мелкого бизнеса.

Как действует сращивание бизнеса начинающего капитализма с властью? Ведь казалось бы - бизнесмены становятся властью и бизнесу повезло! Тут много деталей – и рейдерство от имени государства, и налоговые извращения… Однако основной парадокс и сердцевина трагедии состоит в реальном исключении механизмов развития отдельно бизнеса и отдельно мастерства властей в конкурентном соревновании методов сторон, не говоря уже о законообразном пресекании конкуренции. Ведь власть и бизнес при своей ПРАВЕДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ антагонисты по определению! Государство представляет интересы трудящихся, а бизнес представляет борцов за прибыль от деятельности этих трудящихся. Этот плодящий экономическое развитие антагонизм было известен задолго до К. Маркса. Сращивание бизнеса и власти отменяет развитие! Банально? Да! Но России не впервой натыкаться на простые камешки. Ведь у нас и монополия милиции на улицах, отсутствие конкурентов ей (в виде, например, ФБР в США) завели всё МВД РФ в правовой тупик.

Для сердобольных россиян сращивание элиты бизнеса с властью объясняют Большой Любовью – мы (власть – это Волк из «Ну погоди!») прильнём к бизнесу (Зайчику) и поможем ему! А как действует механизм уничтожения конкуренции? Тоже очень просто. Например, в РФ губернатор региона Х владеет сетью гипермаркетов. Что случится в регионе Х с успешными малыми и средними торговыми точками, оттягивающими на себя покупателей? Губернатор точкам этим обязательно поможет, чем сможет… И в местных судах посодействует… Ясно - поможет умереть. Вообще про судьбы бизнесменов в РФ можно долго и печально рассказывать.

При сращивании нет конкуренции государства в лице судебной власти с противником - с изощрёнными адвокатами реального предпринимателя-нарушителя, обязательно пробующего самые разные способы обогащения. Например, просто обманом своих работников в объёмах зарплаты. Сращивание бизнеса с властью позволяет ещё и ЗАКОННО ОБДЕЛЯТЬ ТРУДЯЩИХСЯ ГРАЖДАН. Что всегда и происходило в России. Относительно скрытно для толпы.

По данным Евростата, в 2000-2005 гг. доля зарплаты в ВВП составила в Норвегии 34,4%, в Великобритании - 47,1%, в Швеции - 40,5%, в Германии - 40,7%, в Дании - 48,0%. В России она 34,7% - близко к Норвегии. Внешне действительно картина вполне цивилизованная. Однако – это зарплаты совокупно и предпринимателей, и работников низовых звеньев. Если же мы заинтересуемся перепадом этих зарплат, то Россия здесь выглядит как феодальное и даже абсолютистское государство! Все знают дикость этих коэффициентов перепада – например при 8,5 максимально дозволенных в Швеции мы имеем в России перепады в 400 – 600 крат между топ-менеджером и низовым, зачастую ключевым для дела, работником. Опять же, здесь эксплуатируется трудная история народа. И всё-таки - есть ли капитализм в России и его учёт нужд граждан или же капитализма ещё нет?

Абсолютно любое государство имеет в своём социуме группы с самыми разными типами социального и экономического поведения – рабовладельческого, феодального, предпринимательского (мануфактурного, капиталистического), социалистического ("велфэр" в США, бюджетники во многих странах и т.д.). Справедливой квалификация уклада страны окажется лишь при внятном превалировании какого-то одного признака основного для страны способа производства добавленной стоимости у самой энергичной части общества. Эта часть в толковых "Экономикс" и называется "средним классом" - именно он движет экономику государства вперёд, внутри него стабильные "социальные лифты", экономическая и политическая конкуренции. Обычно это около 20% населения - "принцип В. Парето". Этот класс и даёт название укладу в стране! Например, феодальный тип социального поведения основной части населения РФ при фактически социалистическом распределении нефтедоходов в стране не позволяет назвать наше нынешнее устройство капиталистическим.

И действительно, например, в США около 60 млн.граждан (20%) участвуют в биржевой деятельности – в высшей форме капиталистического рынка. По ним экономический уклад в США и может быть назван "капиталистическим". Деятельность остальных частей общества во много вторична, носит обслуживающий характер и может быть квалифицирована самыми разными марксовыми категориями.В России к брокерам обращаются лишь считанное число богачей. "Средний класс" у нас эклектичен по своему составу, декоративен и выделяется лишь по причине эпигонства наших социологов.

Скажем, всеми уважаемую Ксюшу Собчак можно было бы включить в состав " среднего класса" по её доходам, но только тогда, когда бы в стране существовал сам "средний класс" как слой экономически и политически однородной плодовитой конкурентной среды. В её отсутствие митинги "среднего класса" есть в действительности сильно разросшиеся тусовочки сытых маргиналов, пришедших с самых разных социальных краёв общества. Они могут шуметь о том, "чего нам не надо" - повторять, в лучшем своих проявлениях Карамзина и Салтыкова-Щедрина с теми же, отметим, последствиями - никакими!... Иного рода тезисы в виде набора "Что нам надо!" может родить лишь состоявшийся "средний класс", рупором которого бы смогли бы стать и Ксюша, и Удальцов, и все их соратники по ходьбе по улицам Москвы. Их беда не просто в "отсутствии идеологии", а в отсутствии в стране массовой деловой среды!

В России добыча благ через выкачивание нефти есть её базовый экономический механизм. Работа его покрыта мраком и имеет все черты мафиозной деятельности с бесконтрольным произвольным назначением доходов топменеджерам, занятым параллельно и в государственном механизме. Учтя состоявшееся также произвольное и без внутренней логики остаточное финансирование народа, можем считать наиболее справедливой квалификацию российского уклада как "мафиозного социализма".

Решающий признак социализма, господствовавший и в Советском Союзе, – слабая зависимость заработка от реального трудового вклада в Российской Федерации сохраняется. Сохраняется и самая неприятная черта социализма – отсутствие конкурентных механизмов социально-экономического развития и потенциала для их зарождения. В перспективе при устойчивом падении спроса на нефть-газ деловая мафия, так и не образовавшая в стране массового законопослушного бизнеса, покидает Россию, а народ остаётся без развитых экономических институтов. Придётся когда-то снова начать с нуля, как это было в начале 90-х… То есть, опять с грабежа... Как говаривал Черномырдин "Сроду в России такого не было... И вот опять!"

Печальным фактом является ещё и то, что при нынешнем состоянии дел мы теряем таланты следующего поколения наших деловых людей - разбогатевшие в России семьи отдадут наследственно деловых ребят более рачительным по отношению к бизнесу государствам - Америке, Великобритании, Австралии. Есть шансы улучшить ситуацию? Есть! Например, начать настоящие заботы о бизнесе целесообразно с ревизии наших законов о собственности, с придания ей (при любом её происхождении!) святости, а также необходимо улучшить законы о пределах необходимой обороны при защите частной собственности. Надо преодолеть пережитки тюремного социализма и остановить картину бизнеса как занятия лишь для элитарных "воров в законе"!