... Уверен Вождь с таким народом Могуч народ с таким вождём.

   22 июля 1941 года "мои авиаторы" Второго воздушного флота Люфтваффе генерал-фельдмаршала Кёссельринга совершили первый ночной налёт на Москву. В ожидании "приятной прогулки" 222 экипажа поднялись в воздух. 22 из них остались в Москве навечно. Задачу выполнили единицы. Прогулка лёгкой не получилась. Так же, как и повторная 24 июля. Из 150 экипажей не вернулись 15. Те же роковые 10%. В небе Лондона терялось 3%.
     Но на Москву в этот раз упало 300 тонн фугасов и зажигалок.  Министр пропаганды рейха Йозеф Геббельс объявил,что советская авиация разгромлена,а командующий Люфтваффе Герман Геринг заявил,что "ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейха."
    Через пятьдесят лет в стране их противника им стали верить. Я расскажу,почему им не поверили берлинцы в 1941 году.

    27 июля 1941 года командиру 1-го минно-торпедного авиаполка 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота полковнику Преображенскому был отдан личный приказ Сталина: произвести бомбовый удар по Берлину.
   Командовать операцией было поручено командующему авиацией ВМФ генерал-лейтенанту Жаворонкову С.Ф.
  Налёты предполагалось производить с аэродрома Кагул на острове Эзель в Балтийском море.
  Было ли это выполнимо? Расстояние в оба конца 1765 километров. Преодолеть их можно было только в случае возвращения по прямому курсу и вылет совершать с одной 500 килограммовой или двумя 250 килограммовыми бомбами. Лететь необходимо на большой высоте.

  Для нанесения удара в особую группу были отобраны 15 экипажей. 4 августа пилоты и техники были уже на аэродроме. Четыре дня шли работы по обустройству экипажей и удлинению взлётно-посадочной полосы.  В ночь на 6 августа пять экипажей отправились в разведывательный полёт на Берлин. Было установлено: зенитная оборона расположена кольцом вокруг города с радиусом в 100 километров и обладает большим количеством прожекторов.

  В 21-00 7 августа с аэродрома Кагул поднялась особая группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3,загруженных бомбами ФАБ-1оо и листовками.
 Звеньями командовали капитаны Гречишников и Ефремов. Флагманским штурманом летел капитан Хохлов. Полёт проходил на высоте 7000 метров в режиме радиомолчания по маршруту: остров Эзель (Сааремаа) - Свинемюнде- Штеттин - Берлин.
  Через три часа группа вышла к северной границе Германии. При полёте её неоднократно обнаруживали немецкие посты наблюдения. Но,принимая их за своих, немецкие ПВО огня не открывали. А над Штеттином,с помощью прожекторов,пытались указать место посадки как для своих заблудившихся пилотов.
  В один час двадцать минут 8 августа пять самолётов сбросили бомбы на Берлин. Остальные бомбили пригороды и Штеттин. Город был ярко освещён. Только через сорок секунд после того, как упали первые бомбы,была включена светомаскировка. Немецкая ПВО проснулась и заработала с такой интенсивностью,что заставила радиста Василия Критенко прервать режим радиомолчания и доложить:" Моё место - Берлин.

Задачу выполнили. Возвращаемся на базу."
  В четыре утра 8 августа,после семичасового полёта,экипажи без потерь вернулись на аэродром.

   Бомбовый удар не нанёс существенного урона.  Он имел величайший психологический эффект.
  8 августа берлинское радио передало сообщение: "В ночь с 7 на 8 августа крупные силы английской авиации,в количестве 150 самолётов,пытались бомбить нашу столицу. Из прорвавшихся к городу 15 самолётов 9 сбито."
  В ответ Би-би-си сообщили: " Германское сообщение о бомбёжке Берлина интересно и загадочно,так как 7-8 августа английская авиация на Берлин не летала."
 Совинформбюро сообщило 8 августа,что советская авиация успешно бомбила Берлин.

 Восьмого же августа Сталин подписал специальный приказ №0265 "О поощрении участников бомбардировки Берлина", в котором,помимо благодарности,объявлялось о выдаче каждому члену экипажа по две тысячи рублей.
  13 августа вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении первым четырём лётчикам:полковнику Преображенскому,капитанам  Гречишному, Плоткину, Ефремову и штурману капитану Хохлову званий Героя Советского Союза.

 Потом были другие налёты. В том числе и самый неудачный 10 августа. Когда налёт совершали лётчики 81 бомбардировочной авиадивизии Героя СССР комбрига Водопьянова. Из 10, ушедших на Берлин машин, вышли на цель и отбомбились по ней шесть. На базу же, вернулись только две. Эта неудача стоила Водопьянову должности. Он был снят и заменён полковником Головановым А.Е.
   Последний налёт был совершён 5 сентября. Прекратились они со сдачей Таллина и Моонзундского архипелага.
   Месяц бомбёжек заставил обратить на себя внимание Гитлера. Он требовал "принять все меры для уничтожения баз и аэродромов",с которых совершались вылеты.
   Не остались в стороне и женщины Берлина. В письмах мужьям на Восточный фронт они писали о том,что зря они "связались с русскими".

   Ну а что же наши герои?

Евгений Николаевич Преображенский прошёл войну. Стал генерал-полковником. 29 октября 1963 года, в возрасте 54 лет умер в Москве.

Пётр Ильич Хохлов стал генерал-лейтенантом. Умер тоже в Москве 7 марта 1990 года в возрасте 80 лет.

Василий Алексеевич Гречишников 24 октября 1941 года при бомбёжке механизированной колонны немцев в районе населённого пункта Грузино Чудского района Новгородской области направил свой подбитый самолёт  на вражеские танки и геройски погиб.
 Его именем названы улицы в Николаеве,Чудово,где установлена памятная доска,и посёлке Грузино.

Михаил Николаевич Плоткин, гвардии майор, бомбил Берлин дважды. 7 марта 1942 года погиб при налёте на кёнигсбергский порт. Похоронен в Ленинграде на Коммунистической площадке (ныне Казачье кладбище Александро-Невской лавры ).

Андрей Яковлевич Ефремов закончил войну в Японии. Полковник в отставке. Умер 5 января 1985 года. Похоронен в Риге на Гарнизонном кладбище.