За атакой на РПЦ стоит Путин

На модерации Отложенный

Политическая близорукость людей иногда просто поразительна. Неужели никому до сих пор не пришло в голову, что конфликт вокруг Русской Православной Церкви спровоцирован властями? Это же настолько очевидно.

Когда Кирилл стал патриархом, сразу стало ясно, что он будет совсем другим духовным лидером, чем его предшественник Алексий II. Кирилл человек жесткий, неуступчивый, энергичный. Еще до своего избрания он приобрел репутацию западника, многое сделал для объединения с зарубежной Церковью.

Лично мне сразу бросилось в глаза, насколько реже во время пасхальной службы по телевизору стали показывать первых лиц государства. В этом году за все время трансляции их показали всего два раза, тогда как раньше Путин, Лужков, Медведев всегда были едва ли не главными персонажами праздничного богослужения.

Конечно, это лишь маленькая деталь. Гораздо важнее было заявление патриарха, что РПЦ должна играть более активную роль в жизни общества. Да, эти слова напугали ту часть демократической общественности, которая не хочет чрезмерного усиления клерикалов. Но еще больше они не понравились Кремлю.

Я бы очень рекомендовал всем почитать книгу ушедшего из жизни в 2005 г. блестящего нашего политолога Алексея Михайловича Салмина о той роли, которую сыграла католическая церковь в становлении плюрализма в Европе. Салмин, мудрейший человек, исследовал эту тему очень подробно и как будто специально не проводил параллелей между западноевропейской и российской историей, предоставляя читателю сделать это самостоятельно.

Суть в том, что именно постоянная борьба светских и духовных властей, создание многочисленных христианских школ, профсоюзов, молодежных и женских организаций и, наконец, политических партий, ориентирующихся на церковь, а не на государство, - всё это очень сильно ограничило возможности тоталитарных режимов на Западе.

В России Церковь во времена своего расцвета тоже всегда пыталась влиять на власть, а противостоять этому влиянию, не подрывая общественные устои, было очень трудно. В царские времена отношения между светскими и духовными властями никогда не были безоблачными, и не случайно антиклерикальные настроения, «вольнодумтсво» в те времена возникали сначала именно в высших слоях общества. 

Спрашивается, разве Путин не понял сразу, какого сильно соперника он получит в лице РПЦ, если она действительно станет играть «более активную роль»?

Он это отлично понял. И дело даже не в том, что патриарх обязательно стал бы бороться с Путиным. Просто диктаторы терпеть не могут, когда кто-то смеет быть независимым; когда кто-то выступает, не спросив разрешения и не по команде.

До поры, до времени слова Кирилла оставались лишь словами, что поддерживало шаткий мир между РПЦ и Кремлем.

Гром грянул после жульнических думских выборов 4-го декабря.

«Спорные результаты выборов превращают Церковь из союзницы в критика Кремля», - писала «Нью-Йорк таймс» после выступления патриарха. Напомним, Кирилл назвал тогда народные протесты «правомочной реакцией на коррупцию». В том же духе высказались и другие иерархи РПЦ.

«Сегодня на площади собираются люди самых разных верований, но их объединяет одно, нежелание больше так жить», - заявил вслед за патриархом протоиерей Алексий Уминский, ведущий на телепрограммы «Православная энциклопедия».

Более того, Уминский рассказал о том, как Кремль пытается отнять собственность РПЦ.

«В силу определенного устроения власти в сегодняшнем нашем обществе, это высокомерное отношение к народу стало уродливой нормой жизни. Люди власти оказываются не просто надменными, они отказывают всем, кроме самих себя, в способности решать, что хорошо, что плохо, и тем самым лишают народ возможности выбирать свою общую судьбу», - эти слова произнес тогда же другой московский священник Андрей Зуевский.

Затем Кирилл еще дважды в своих проповедях призвал власть прислушаться к народу и начать гражданский диалог.

Это происходило в те самые дни, когда Путин называл протестующих бандерлогами и агентами Госдепартамента.

Конечно, оппозиция ждала от Кирилла большего. Ей показалось, что он был слишком осторожен, но надо быть реалистами: глава РПЦ не мог зайти слишком далеко, не мог допустить раскола между оппозицией и той часть народа, которая все еще поддерживает Путина, особенно, в глубинке. «У нас больше нет права быть разделенными, - сказал патриарх. – Пролитая в 20-м веке кровь не дает нам этого права».

Но светские власти услышали все, что было недосказано.

До президентских выборов Путин решил подождать. А затем «антипатриархальная» операция спецслужб стала развиваться, в полном соответствии с классикой жанра. В нападках на всех неугодных Кремлю политиков, бизнесменов, а теперь и церковных иерархов виден один и тот же почерк. И ведь знал, знал хитрый интриган, что в среде либералов обязательно найдутся наивные люди, которые клюнут на историю с часами и квартирой, и что какие-нибудь дурачки или дурочки, поддавшись общему настроению, устроят публичный скандал. И что Кураев с Чаплиным организуют ответные пиар-шоу, чем подольют масла в огонь.

Великолепная комбинация: дискредитировать непослушного патриарха при помощи оппозиционных либералов, лишний раз, выставив их врагами русских традиций и национальных ценностей. А мы и рады, проглотили наживку…