"Стояние" при ХХС

На модерации Отложенный

Итак, представители новой социальной группы, называемой сегодня "православные", в день рождения вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина были собраны на "гражданский молебен" в защиту религиозно-политической корпорации РПЦ МП. Точнее, свезены для демонстрации поддержки ими политики клерикализации страны, проводимой церковью и коррумпированным госчиновничеством. Если еще проще, то ради того, чтобы помочь сравнительно небольшой группе клерикалов вернуть страну к состоянию общекультурного ступора образца XVII века.

Добиваться этого Московской патриархии очень важно, потому что лишь в такой ситуации она, во-первых, останется востребованной властью в качестве "сакрального" политического инструмента, а во-вторых, обретет возможность повторить опыт большевиков в русской революции 1917 года. Правда, результатом такого "проекта" в случае его реализации стала бы не советская власть, а что-то, вроде "православного шариата". Даром, что ли наши чиновные политики с исламистскими режимами столько лет "дружат"?

Еще до устроения клерикальной манифестации было заметно, насколько явно отдает кафкианством сам замысел мероприятия. Впрочем, к тому все и шло: в последние месяцы этот дух все отчетливей просматривался практически во всех видах политической активности Московской патриархии. Заявления общеизвестных клерикальных функционеров, после которых в приличном обществе таковы, иной раз, ожидали бы суд или психиатрическая лечебница, выливались в совершенно серьезные споры внешне разумных и респектабельных экспертов на страницах газет и на телевидении. Пресловутая история с Pussy Riot юридический, этический и религиозный аспекты которой были за пару месяцев буквально разжеваны и разложены по полочкам, продолжала, тем не менее, настойчиво "анализироваться" и облекаться во все новые трактовки церковными чиновниками и другими "экспертами". В одной их своих проповедей уже не Чаплин или Фролов, а сам глава религиозной корпорации патриарх Кирилл призвал последователей своей религиозной организации встать на защиту веры, указав на протестную акцию девушек в ХХС, едва ли как не на апогей процесса "поругания святынь", начатого в 20-е годы сторонниками советской власти. Ну, а за пару дней до даты 22 апреля информационные агентства сообщали, что безопасность дублирования при ХХС памятного "стояния на Поклонной" обеспечат 14 тысяч полицейских и военнослужащих внутренних войск, из которых почти 2 тысячи будут охранять непосредственно площадку ХХС.

Аналогичные мероприятия состоялись в кафедральных соборах всех епархий РПЦ МП, а в Москве акцию начал лично Кирилл, возглавив совершение Божественной литургии в храме Христа Спасителя.  Территория, на которой проходили основные события церковно-политического мероприятия была огорожена металлической оградой и оцеплена сотрудниками правоохранительных органов  и военнослужащими внутренних войск. После переполнения помещений ХХС, не попавшие внутрь муниципального культового здания граждане, в количестве от 50 до 65 тысяч человек, свезенные автобусами в Москву из разных регионов, могли видеть и слышать происходившее благодаря нескольким экранам и звукоусиливающей аппаратуре.

Вместе с тем, в процессе этой массовой клерикальной манифестации, организованной в качестве альтернативы общественному неприятию клерикализации светского общества и государства, глава РПЦ МП патриарх Кирилл демонстративно заявил, что она является не политическим, а религиозным действом. "Мы с вами пришли не на митинг, Церковь не проводит митинги, - заявил Кирилл перед многотысячной толпой доставленных в столицу сограждан. - У нас нет никаких плакатов, у нас хоругви, иконы, мы пришли для того, чтобы помолиться Богу о стране нашей, о народе ее, чтобы больше никогда и ни при каких условиях не был взорван Храм Христа Спасителя, не были осквернены наши святыни, не была изолгана наша история, не был извращен наш дух и наша нравственная сила. Мы никому не угрожаем, мы не демонстрируем свою силу, но никто не может запретить нам в судьбоносные моменты истории - а сегодня мы переживаем такой момент - собраться вместе на молитвенное стояние".

Как известно, наименование "молитвенное стояние" давно уже взято на вооружение околоцерковными маргиналами, устраивавшими ранее аналогичные акции по самым разным поводам.

Это были манифестации против введения "штрих-кода" и электронных удостоверений личности, выступления против "греховных" кинолент или "стояния", закончившиеся погромами выставок неугодных маргиналам авангардистов и порочее. Однако на сей раз, при поддержке административного ресурса несравнимое по своей массовости "стояние" инициировала уже официальная РПЦ МП.

Мотивировка необходимости массового выступления религиозной организации самим Кириллом выглядела достаточно двусмысленной. С одной стороны, глава РПЦ МП отметил, что "гонения", которым подверглается сегодня его религиозная структура, само собой не сравнятся с реальными гонениями большевиков на религию в целом, предпринятыми после политического переворота 1917 года. Но опасность нынешних "гонений",  под которыми патриарх мог подразумевать широкую общественную критику сотрудничества церкви с политическим режимом и клерикализацию страны, заключается по его мнению в том, что факт "этого кощунства, святотатства, издевательства над святыней предлагается рассматривать, как законное проявление человеческой свободы, как то, что должно защищаться в современном обществе". Несомненно, что под "кощунством" и "святотатством" церковный политик подразумевает прежде всего акцию "Pussy Riot", которую признают таковыми далеко не все, так как авторитетные православные эксперты находят в ней признаки лишь культового "юродства" и нарушения общественного порядка. Тем не менее для клерикальных функционеров, раздувших факт банального хулиганства до глобальных масштабов, такая "уловка", как инициирование общественных противостояний по религиозным мотивам, вероятно, видится перспективой для выхода из скандальной ситуации.

Напомним, что развивающийся вокруг РПЦ МП скандал серьезно обострился вследствие негативной реакции общества на агрессивную риторику функционеров этой религиозно-политической корпорации. В  ответ на вопросы россиян, касающиеся антиконституционной клерикализации страны, неправомерного преследования участниц протестной акции в ХХС Московская патриархия, обвиняя общество в "грехах", сделала ряд заявлений о том, что на нее организованы "гонения". Изрядную порцию "масла в огонь" подлили странные манипуляции с "часами патриарха" на церковных сайтах, а также неприглядная судебная история с "квартирой патриарха". Последний прецедент, начавшийся с организованного с серьезными нарушениями судебного процесса и взыскания в пользу собственника квартиры крупной суммы, продолжился обращением в суд  с иском о незаконном обогащении к главе Московской патриархии в его гражданской ипостаси.

Нетрудно заметить, что общественная реакция на эти и другие обстоятельства, связанные с деятельностью РПЦ МП и ее персоналий, оказалась вполне адекватной. Это относится, впрочем, к той 1/3 части россиян, которые согласно опросу, проведенному Левада-Центром  проявили какое-то внимание к акции Pussy Riot, происшедшей в ХХС. Именно среди них 46% преимущественно православных назвали акцию заслуживающей строгого уголовного наказания, 35% сочли арест и перспективу 7-летнего срока чрезмерными мерами, а 9%  убеждены, что подобные поступки "вообще не должны преследоваться в уголовном порядке". Интересно, что по словам руководителя Левада-Центра Бориса Дубина, преобладающая  часть этой трети опрошенных лишь "наслышана" о произошедшем, но не более того. Тогда как "внимательно следят за развитием событий" всего лишь 4% россиян, а это, с точки зрения статистики, почти на границе допустимой в таких опросах погрешности".

С учетом заметного ускорения общественных реакций на любые проявления политической и общественной активности в стране, можно предположить, что организованная РПЦ МП акция в 142-ю годовщину со дня день рождения В.И. Ульянова (Ленина) получит свою оценку довольно скоро. Тем не менее, уже сейчас вполне ясно, что религиозная организация в данном случае прибегла к открытому использованию религиозного фактора в политических интересах. На фоне сравнительно недавних громких заявлений РПЦ МП о недопустимости участия церкви в политике, это выглядит серьезным шагом в ее политической эволюции. Вопрос же о том, как то же самое отражается на имидже ее церковности, вероятнее всего могут прояснить христианские богословы и сами православные верующие.