Роскошь в убранстве храма норма или излишество?

На модерации Отложенный

   Торжественные богослужения в большинстве храмов в крупных городах порой поражают своим блеском и сиянием. Золото, серебро, самоцветы в одеяния священнослужителей, богатая отделка иконостасов, подсвечников, царских врат сияют в свете сотен электрических ламп. Это храмовый мир. В приделе серой массой толпятся прихожане,одетые, как правило, скромно, не броско. Почему-то традиционно считается, что наряжаться для похода в церковь плохо. Это раньше, до революции, на службу в храм одевались по-праздничному, в лохмотьях являлись только нищие, да и народ, то победнее выбирал для молитв храмы попроще.

  Когда в школе учителя рассказывали, что богатое убранство церквей служило средством подчеркивания божественной силы и ничтожества паствы. Возможно и так. Мы ведь приняли византийскую (греческую) веру, где культ роскоши был возведен до небес. Именно там сохранились храмы с куполами, иконостасами, мозаичными полами, пурпуром мантий и шитые золотом ризы, поражающие воображение. Такая роскошь считалась во благо Спасителю. За счет чего удавалось церкви создавать такие шедевры, то есть, на какие средства? Отчасти, конечно, это были пожертвования прихожан, доходы от свечек, платных обрядов и вообще от деятельности церкви, но изрядные куши получала церковь от государства, императоров, царей, туда шла значительная часть трофеев после удачных военных компаний, немало даров приносили богатые люди, ищущие прощения грехов путем взноса за совесть. Что говорят сами основоположники христианства? Мне в руки попалась интересная светская книжица, изданная в 1865 году в Санкт-Петербурге, своего рода альманах, светской и духовной жизни. Книжка довольно интересная, будет минутка кое-что из интересного поведаю.

 А сейчас по теме. Вот какие слова вселенского учителя Иоанна Златоуста приводит статья: - " Не станем думать, будто для нашего спасения довольного того, когда мы, наживе имения обманами и грабежом, принесем для причащения золотую чашу или другие какия либо драгоценности. Хочешь почтить таинство? Приниси душу свою, за которою Христос принес Себя в жертву, её сделай золотой. А если душа твоя хуже свинца и глины , то что тебе пользы от зорлотых сосудов и других драгоценностей, принесенных тобой."

 Итак, пишет далее автор - Не надо заботиться о принесении золота и всего слишком ценного , а принесем лучше что-нибудь от праведных трудов своих, потому что они суть ДРАГОЦЕННЫЕ сосуды, не оскверненные сребролюбием.

Да и церковь не есть художественная храмина золота и серебра, или выставка вещей , но торжествующий собор ангелов. Следовательно требуется чистота душевная , ради которой Бог принимает какие-либо жертвы в свои храмы.  Не из серебра и золота была трапеза и чаша , в которой Христос преподал Свою кровь ученикам.

 Предпочтительнее храмы с простым и естественным украшением - пишет блаженный Иероним в V веке, - цветы и древесные ветви  предпочительнее блестящему великолепию золота и серебра, драгоценных и блестящих тканей. Надо тратить злато и имущество на храмы Божьи ЖИВЫЕ, то есть на людей бедных, больных и неимущих, что есть храмы созданные Богом по своему образу и подобию. 

 И только потом будут угодны жертвы наши в святые храмы Божьи, церкви.

  Пока мы наблюдает обратное в нашем просвященном XXI веке. Много ли мы знаем о церковных приютах, домах милосердия, больницах, материальной помощи нуждающимся. Львиная доля приобретений церкви и даров и пожертвований идет на обустройство самих храмов в ущерб божественного сосуда, человека. Богатые, во имя прощения грехов несут дары в церковь и продолжают грешить далее, но нет им спасения, несмотря на слова принимающих дар священников, лукавство это.

  Иоанн Златоуст продолжает: - " Никто не был осужден за то, что не созидал великолепных храмов, но гиенна , огонь неугасающий, казни демонские угрожают тому, кто не  радеет о человеке." (Еванглие от Матфея".

 Статья написана 146 лет назад, но что бы автор сказал теперь. Действительно, РПЦ и государство много делают по восстановлению храмов святых, одни другого краше, все красочнее и богаче службы, все тучнее священники. Не пора ли и о превосходном храме подумать, о котором упоминал Христос, о человеке. И помочь нуждающимся не только ловом божьим, но и материально. Например, патриарший автопарк крутых иномарок мог бы прокормить не одну тысячу многодетных семей, да и олигарху не худо бы проследить куда пошли его денежки, если он поручил свой дар церкви для помощи бедным. Иначе все впустую. 

 А книжица очень даже актуальна, будто и нет расстояния в 146 лет.