Верующие не в своем уме.

 

 

В современном обществе идет громкий и раздражительный спор между верующими и неверующими. 
Он вспыхнул несколько лет назад и вскоре принял дурной характер. Но, почему?
 
Мой ответ может показаться предвзятым, особенно, если учесть, что я активный участник этого спора и регулярно подливаю масла в огонь. И все же, обе стороны сходятся в том, что в этом споре поднимаются важные вопросы касательно места религии в современном обществе.

Еще до недавнего времени люди старались не ссорится из-за разных взглядов на религию. Тому были три основные причины.
Большинство людей не выставляли свою веру напоказ, общество становилось все более светским, а воспоминания о кровавой межконфессиональной борьбе прошлого, стали основной причиной нежелания возрождать проблему. Кстати, все та же, борьба, затянувшаяся в Северной Ирландии, была наглядным примером.

Но все основные религии становились более агрессивными, более громкими, более требовательными и стали все больше посягать на общественный уклад. 

И первыми здесь оказались последователи Ислама: протесты против «Сатанинских стихов» ( The Satanic Verses ) Салмана Рашди (Ahmed Salman Rushdie) в 1989 г. были первым симптомом того, что в последствии превратилось в докучливое присутствие Ислама в общественном сознании. 

Не желая отставать, другие последовали этому примеру. В 2004 сикхи выступили в Бирмингеме против христианизации индийской традиции в почтовых марках, а в 2005 евангелисты выступили против оперы«Джерри Спрингер» (Jerry Springer: The Opera). 

Но дело не исчерпалось одними протестами. 

В Британии уже долгое время государственные средства шли Англиканской церкви и Римско-католическим школам; сегодня мусульмане, сикхи и иудеи получают государственное финансирования своих религиозных школ. Радио БиБиСи неуклонно уделяет все больше и больше эфирного времени религиям. За этим последовали просьбы о предоставлении дополнительной протекции и об освобождении от ответственности на законодательном уровне в угоду религиям. 

Вследствие чего появилась криминальная ответственность за оскорбительные высказывания в сторону религии и освобождение религиозных организаций от ответственности за дискриминационную деятельность. 

 

Укреплению светской позиции(атеизм) есть два объяснения. Первое – это то, что растущее влияние религиозных организаций угрожает де-факто светскому укладу, который одновременно позволяет сосуществовать всем религиозным течениям. История показывает, что в тех обществах, где одно религиозное направление становится доминантным, другие начинают ощущать себя ущемленными. В худшем случае, как например с Талибаном, религия начинает контролировать общественную жизнь. 

 

Согласно известному Вестфальскому договору 1648 года, единственным способом предотвратить бесконечные войны, является примирение религиозных различий. 

Религиозные войны прекратились не сразу, но постепенно все пришло к тому, что, начиная с 1700 г., Европа большую часть времени просуществовала без религиозных прений. 

Но, этой ситуации угрожает нарастающая агрессия со стороны религий.

На данный момент религиозные структуры объединены общими целями. Но что случится, когда эти цели будут достигнуты? Вспомнят ли они, что их вероучения – взаимоисключающи, взаимно богохульны, а история их взаимоотношений полна кровопролития?


Вторая причина, которой обязано своим укреплением светское мировоззрение, является отношение к религии самих неверующих. В плане интеллектуальной составляющей и доказательной базы, религиозная вера так же логична, как и вера в волшебных фей. Это утверждение вызывает гнев людей с глубокими религиозными убеждениями и пристрастиями, и они считают его оскорбительным. Но правда в том, что каждый проецирует это утверждение на всех богов, которые когда-либо «существовали», кроме одного (или нескольких). 

Ни один правоверный христианин не верит не в Афродиту или других богов Олимпа, не в Ганеша – бога-слона или других богов индуистского пантеона, не в императора Японии, и так до бесконечности. Он, несомненно, скажет, что каждый, кто искренне верит в эти божества – заблуждается и еретически поклоняется «лжебогам». Атеист просто добавляет к списку богов, в которых они не верят, еще одного. Как правило, именно этого одного и не хватает в христианском, иудейском или мусульманском списке. 


Если смотреть на религию как на древнее суеверие, примитивный способ объяснения окружающего мира, извращенный до уровня мифологии, то неверующему будет сложно принять его всерьез. Точно так же, ему будет сложно смирится с посягательством верующего на абсолютный авторитет в обществе.


Сегодня, когда религия спешит занять лучшее место перед сценой: просит налогоплательщиков спонсировать религиозные школы, требует освобождения от ответственности, мы больше не можем быть снисходительными к этому анахронизму. И все это происходит на фоне ужасных злодеяний, которые совершаются религиозными фанатиками в Америке, Европе и на Ближнем Востоке, чьи воззрения мало чем отличаются от верований большинства других. 

Полная уверенность, бездумная вера, фанатизм и предубежденность этих древних текстов далеких эпох чрезвычайно опасны. В крайних случаях они становятся причиной массовых убийств. Но, и без того, являются первопричиной появления цензуры, унижения женщин и одурманивания рассудка. 

Поэтому можно провести параллель между террористом-смертником, зараженным религиозным фанатизмом, и любым борцом за моральные ценности, которого все вокруг оскорбляет. По той же причине люди, придерживающиеся светских взглядов, больше не могут молчать и продолжать быть уступчивыми. 


Религия утратила свой статус неприкасаемой в результате ужасных поступков, совершенных ради нее, наглого стремления урвать себе побольше, и постоянного насаждения своего мировоззрения. 

Если ранее неверующий, ввиду своей вежливости, сдерживал себя от выражения собственных эмоций по поводу религии, то сегодняшнее агрессивное поведение религии не оставляет никаких шансов для вежливости. И это главная причина жаркого спора между религией и секуляризмом сегодня. 


Энтони Грейлинг.