Великие загадки Христовой Пасхи

На модерации Отложенный

Принято считать, что земная жизнь Иисуса Христа длилась тридцать три года, закончившись распятием, воскрешением и вознесением на Небо

Принято считать, что земная жизнь Иисуса Христа длилась тридцать три года, закончившись распятием, воскрешением и вознесением на Небо. Однако непредвзятое чтение Евангелий обнаруживает обилие фактов, опровергающих устоявшееся мнение. Вместо одного вознесения евангелисты четко описывают три, причем два из них представлены одним и тем же свидетелем, Лукой, указавшим разное время и разные места восхождений. Соответственно, между вознесениями обнаруживаются два пришествия с Неба на Землю, зарегистрированные апостолами.

Распятие свершилось на горе Голгофа, где Дух Христа отделился от тела и вознесся к Отцу. Случилось это примерно в километре к западу от старого Иерусалима. «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса…» [И. 19:41-42]. В наше время здесь находится Храм Гроба Господня.

На третий день от распятия, в воскресенье утром, дух Иисуса спустился с Неба на Голгофу и соединился с мертвым телом. Оживший Христос сразу явился Марии Магдалине. «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине …» [Мк. 16:9]. Но прикасаться к себе Христос пока не разрешал: «Иисус говорит ей: не прикасайся ко мне, ибо я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям моим и скажи им: восхожу к Отцу моему и Отцу вашему, и к Богу моему и Богу вашему» [И. 20:17-18]. Слово «восхожу» означает не желание действовать в будущем, а текущий процесс, продолжающийся в момент разговора. Следовательно, первое вознесение Христа как Богочеловека в единстве духа и тела совершилось с горы Голгофа (поз. 1, см. карту). И произошло это день воскрешения, а не через сорок дней.

Данный факт почему-то остается вне вдумчивого осмысления христианами, как будто его не было. Считаются большими праздниками менее значимые события, например, Покров Святой Богородицы, Святых апостолов Петра и Павла, а ведь на Христову Пасху произошло великое по содержанию и эмоциональному накалу событие – первая личная встреча Сына в единстве своего тела и духа с Отцом.

Затем Он тут же совершает пришествие на Землю и появляется перед женщинами, среди которых была и Мария Магдалина: «То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иоакова, и другие с ними …» [Л. 24:10]. Они бежали с радостной вестью к Его братьям. Теперь к Нему можно прикасаться, ибо Он уже посетил Отца. Поэтому женщины обнимают ноги Иисуса, и Он не запрещает им. «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» [Мф. 28:9]. Это схождение Иисуса Христа в единстве тела и духа с Неба на Землю после двух дней отсутствия и является вторым Его, с момента рождения, пришествием. Но почему-то данное событие тоже остается вне празднования верующими.

В тот же воскресный день Он сопровождал двух учеников по дороге в селение, «…отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус», ведя с ними разговор [Л. 24:13-16]. Это были Клеопа и, по преданию, сам Лука. После длительной дороги спутники пригласили Христа заночевать к себе домой: «…останься с нами. Потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними» [Л. 24:29-30], продолжая беседу. «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, преломил и подал им» [Л. 24:29-30]. И тогда они узнали Его [Л. 24:31]. С радостью, встав в тот же час, Клеопа и Лука пошли назад в Иерусалим к апостолам, нашли их вместе и еще людей, бывших с ними [Л. 24:33]. Учитывая длительность обратной дороги, снова двадцать верст, это был уже поздний вечер, если не ночь. Когда они рассказывали о встрече с Иисусом, сам Иисус вдруг появился, «…стал посреди них и сказал: мир вам» [Л. 24:36]. Он высказал им упрек «…за неверие и жестокосердие …» [Мк. 16:14], показал руки, ноги, ребра, доказывая полноценность своего телесного состояния [Л. 24:39]. «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними…» [И. 20:24]. Иисус попросил еды. «Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел перед ними» [Л. 24:42-43].

Потом, фактически уже ночью, Господь «…вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» [Л. 24:50-51]. Вифания – это пригород Иерусалима, менее 3 километров к юго-востоку (поз. 2, см. карту). «Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати…» [И. 11:18]. (Стадий – единица измерения длины, в вавилонской системе мер равная 1,94 метра – Прим. авт.). Это селение, «…где жили Мария и Марфа, сестра ее» [И. 11:1].

Это второе вознесение, зафиксированное в Евангелии по Луке, случилось в то же воскресенье, когда Христос ожил. Факт вознесения именно в день воскрешения четко отмечается и другим евангелистом, Марком. Он пишет, что, вернувшись из Эммауса после прогулки с двумя учениками, Христос предстал перед апостолами, ведя с ними разговор. Затем, «…Господь после беседования с ними вознесся на небо и воссел одесную Бога» [Мк. 16:19].

Тем самым Пасха предстает четверным праздничным днем, включающим важнейшие для христианства события: 1) воскрешение Христа, 2) вознесение Его на Небо, 3) пришествие на Землю, 4) снова вознесение на Небо.

На восьмой день Он снова совершает пришествие на Землю, уже третье, и встречается с апостолами, включая Фому, который вложил перста в Его раны и убедился, что перед ним стоит живой Спаситель. «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними … Говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои…» [И. 20:26-27].

В последующие дни сведений о пребывании Христа на Земле нет. Едва ли Он скрывался тайно у родственников. Вероятнее всего, Иисус находился на Небе у Отца. Затем Он снова встречается с учениками на берегу Тивериадского моря. Здесь они ловили ночью рыбу и ничего не поймали. Утром появляется Иисус, помогает поймать много рыбы, приготовил им еду, и они вместе трапезничали [И. 21:1-14].

А на сороковой день произошло уже третье зафиксированное апостолами вознесение, которое Лука описал в «Деяниях апостолов» короткой фразой: «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их...» [Деяния 1:9].

Добросовестный автор Лука не мог допустить грубую ошибку несовпадения в Евангелии и в Деяниях мест и дат вознесения Христа. Значит, в своих повествованиях он рассказывал о разных вознесениях. Одно случилось у Вифании на Пусху, а другое – на сороковой день от вершины горы Елеон. Елеонская (или Масличная) гора состоит из трех вершин, и самая большая – северная, с которой возносился Христос. Хотя она расположена недалеко от города, но имеет высоту более 800 метров над уровнем моря, из-за чего Лука оценил дистанцию до вершины «…в расстоянии субботнего пути» [Деяния 1:12] (поз. 3, см. карту). Здесь позднее построили небольшую часовню, в которой до настоящего времени хранится камень, с которого взошел Христос, и имеется отпечаток Его ноги. По времени суток Господь возносился из Вифании поздно вечером или ночью, а с Масличной горы – днем, поскольку взобраться быстро в темноте на гору высотой «в три полета стрелы» апостолы не смогли бы. И они видели облако, взявшее Его.

Важно подчеркнуть, что и сороковым днем не заканчиваются вознесения и пришествия Спасителя. Когда в последний раз на Елеонской горе апостолы «…смотрели на небо во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде». То были ангелы, которые сказали: «мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» [Деяния 1:9-11]. Апостол Иоанн свидетельствует: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей» [И. 20:30]. Эту фразу можно отнести к первому пришествию Учителя, когда Он ходил с проповедью по Иудее. Но Иоанн тут же говорит уже в расширительной формулировке: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» [И. 21:25].

Обнаружение загадок Пасхи и доказательное их объяснение меняет представление о жизни Христа после распятия и воскрешения. Спаситель не завершил земное служение на сороковой день и не покинул человечество, как принято считать, а приступил к новой форме взаимодействия с людьми. Со дня воскрешения началось Его пролонгированное Второе Пришествие, о чем Он ранее говорил неоднократно: «Вы слышали, что я сказал вам: «иду от вас и приду к вам» [И. 14:28]. Слова «вам», «от вас», «к вам» направлены непосредственно на тех, с кем ведется разговор.

С какой целью свершилось Второе Пришествие, ведь главные задачи, казалось, были решены: проповедовано Евангелие, прощены человечеству грехи, верующие увидели, что Он воскрес? Но не это оказалось главным. Способностью воскрешения обладали и многие святые. У Бога был другой замысел, понять который помогает изучение появившихся у Христа новых качеств, переданных Ему при первом вознесении к Отцу:

– Всевышний дал Иисусу возможность наделять от Себя людей Святым Духом. «…Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» [И. 20:21-22];

– появилось умение мгновенно перемещаться по воздуху, преодолевать огромные расстояния. В воскресение Он возносится на Небо и тут же возвращается на Землю. Внезапно возникает среди людей при нужном разговоре: «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» [Л. 24:36];

– стал проникать через стены и закрытые двери: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам» [И. 20:19]. «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них…» [И. 20:26];

– научился изменять внешний вид и силой гипноза внушать людям, что это не Он, а кто-то другой. При море Тивериадском, «…когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус». Никто из них «…не смел спросить Его: кто Ты?», но по совершенным чудесам догадались, «что это Господь» [И. 21:1-12]. По дороге в селение Эммаус Он шел с учениками, глаза которых «…были удержаны, так что они не узнали Его». А позже «…открылись у них глаза, и они узнали Его» [Л. 24:16,31];

– появилась способность быть невидимым, как, например, среди апостолов в определенный момент «…Он стал невидим для них» [Л. 24:31].

Важно подчеркнуть, что чудесные свойства появились и у тела Спасителя, способного возноситься на Небо и спускаться на Землю, мгновенно перемещаться по земле на любые расстояния, становиться невидимым, проникать через препятствия. Такому преображению телесной оболочки трудно было поверить даже апостолам, и Христу потребовалось доказывать материальность Своего тела, вложив персты Фомы в рану, «…ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» [Л. 24:39].

Перечисленные качества не нужны Иисусу на Небе в сидении «одесную Бога». Не требовались они и для сорока дней пребывания на Земле. Тем более не нужны они для финального пришествия в величии славы. Их предназначение – сугубо прикладное, технологическое: для незаметного наблюдения за повседневным поведением людей, коррекции их действий, наказания, поощрения.

И все это – в режиме невидимости, незаметно помогая человечеству в строительстве Царства Божия на Земле. Иисус Христос четко говорил о цели своего первого пришествия на землю: «…благовествовать я должен Царствие Божие, ибо на то я послан» [Л. 4:43]. Этим открывается новая эпоха существования человечества: «Закон и пророки – до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется…» [Л. 16:16]. Земную локализацию своего Царства Иисус подтверждает многократно. «…Но царствие Отца распространяется по земле…» [Фома 117]. Сутью второго пришествия Христа является помощь землянам в строительстве Его Царства. Такую «тренерскую» функцию Всевышний выполнить не мог, здесь требовалась помощь Сына, которого Он наделил соответствующими новой ситуации способностями. Живя в Царстве Небесном у Отца, Христос приступил к действиям земного Царя у себя в Царстве Божием по всей Земле. «…Дана Мне всякая власть на небе и на земле» [Мф. 28:18].

Это открытие позволяет утверждать – глубоко ошибается тот, кто считает, что Иисус не выполнил своего обещания о Втором Пришествии при жизни апостолов. По этому поводу Он недвусмысленно говорил: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» [Мк. 9:1; Л. 9:27]; увидят «…Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» [Мф. 16:28]. «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет» [Л. 21:32; Мф. 24:34]. Если же Он не пришел, значит – обманул? Господь не обманул и вернулся к верующим, но как незаметно пестующий их Наставник, невидимо присутствующий на Земле. Евангелист Марк прямо указывает на Его дальнейшее участие в земной жизни апостолов и учеников, что пошли они по миру с проповедями «…при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» [Мк. 16:20].

Русский ученый-хирург Н.И. Пирогов писал: «Учиться и жить есть одно и то же». Вся жизнь человека – это непрерывное обучение через телесное, душевное и духовное совершенствование себя и своего окружения. В таком трудном деле Христос действует как постоянно находящийся рядом Учитель. Используя педагогическую технологию имитации критических ситуаций, Христос предстает в разных лицах, проверяя праведность поведения людей. Так, в Судный День Он станет благодарить праведных, по правую руку от Него, за оказанную Ему помощь, «…ибо алкал Я и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» [Мф. 25: 35-37]. Праведники изумятся, поскольку не видели в этих людях Христа [Мф. 25:34-40]. Но Он был – в преображенном виде. А неправедным, по левую руку, Он скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Не оказавшие помощь в перечисленных ситуациях неправедные тоже удивятся, ибо и они не узнали Его [Мф. 25:41-45]. Но Он был – в образах страждущих.

Распространено мнение, что Царство Божие должно прийти сразу по всей планете. В действительности же Христос избрал другую тактику – постепенного наращивания территории «не от мира сего». Первый зафиксированный на Земле божественный «островок» – создание локального Христова царства среди двенадцати апостолов: «Не бойся, малое племя! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» [Л. 12:31-32].

О втором «островке» говорит евангелист Лука в Деяниях апостолов, описывая появление в Иерусалиме через их миссионерские действия христианских общин, где все «…верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, и хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к церкви» [Деяния 2:47].

«Островки» Царства Божия непрерывно появляются среди людей, развиваются, сливаются в острова, некоторые гибнут, снова возникают. Увеличение суммарной площади землян, стремящихся жить по Божеским законам, происходит с разных точек планеты, с многочисленных плацдармов разной величины. Подобным образом заживает обожженная кожа человеческого тела с островков здоровой ткани. Возможность локального здоровья в больном организме многократно научно обоснована.

Распространение Царства Божия может осуществляться двумя способами: добровольным и насильственным. В первом случае воля Всевышнего реализуется творческими усилиями живущих людей. Осуществление социального прогресса реализуется под контролем Учителя, незримо присутствующего в гуще событий, незаметно помогая в решении трудных задач. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, …будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» [Мф. 18:19-20].

Об этом Он говорит многократно. «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» [И. 14:18]. «Я с вами во все дни до скончания века» [Мф. 28:20]. «Вы слышали, что я сказал вам: «иду от вас и приду к вам» [И. 14:28]. Священник П.Воздвиженский написал об этом в «Детской Библии»: «Не подумайте, однако, что если Христос вознесся на Небо, то Его нет больше у нас на земле. Нет, Он в одно и то же время может быть и на Небе, и на земле. Он…вездесущ… Он и здесь и везде присутствует невидимо …». (Детская Библия по мотивам священника П.Воздвиженского, 1899 г., с. 122). Присутствует Господь на Земле не иначе как единый телом и духом в статусе Царя Царства Божия. Значит, обращаясь к Нему в молитве, взгляд надо направлять не только вверх, но и вокруг. Он – рядом, являясь единственным представителем на Земле триединой ипостаси Бога. Если тебе трудно, обратись за советом – и Господь подскажет: «Тот, кто ищет, найдет, и тот, кто стучит, ему откроют» [Фома 98].

В результате Евангелие Царства распространится «…по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» [Мф. 24:14. Мк, 13:10]. Придет конец мира зла и начнется мир добра: «Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти» [Фома 19]. Христос однозначно заявляет: «…Я пришел … спасти мир» [И. 12:47].

Этим закончится второй этап становления Царства Божия, и свершится «…суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» [И. 12:31]; произойдет полная победа добра над злом. «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда пошлет Он Ангелов своих и соберет избранных своих от четырех ветров, от края земли до края неба…» [Мк. 13:26-27]. Соберет соль Земли, которым говорится: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» [Мф. 5:12-13].

Если же эволюционный путь не приведет к успеху, то приход Царства Божия осуществится насильственным способом, с массовыми репрессиями, которые затронут половину человечества. «…Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего; пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца…» [Мф. 13:37-43].

Потребность репрессивных мер возникнет в том случае, если численность сторонников сатаны превысит половину населения земного шара, которых придется уничтожить. «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; двое будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» [Л. 17:34-36; Мф,24:40-42]. Половина неугодных Богу как критерий насильственного прихода Царства Небесного дается и в притче о десяти девах, встречающих жениха.

Необходимость жестоких действий появится и тогда, когда наступит мерзость запустения святого места. «Итак, когда увидите мерзость запустения,…стоящую на святом месте,…тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы, и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего, и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. …Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» [Мф. 24:21; Мк. 13:14]. Сын Человеческий придет внезапно, как молния, чтобы учинить суд на земле [Мф. 13:40-43].

Насильственный вариант менее желателен, ибо уничтожение половины человечества не обеспечит радикального решения проблемы. Ведь от оставшихся живыми праведных родятся новые поколения, среди которых обязательно окажется часть неправедных, так как люди содержат первородный грех Адама и Евы. Человек – существо, в котором вечно борются добро и зло. Поэтому снова начнут накапливаться грехи, и через некоторое время опять потребуется насильственный суд с жестокими репрессиями, и так – до бесконечности. К тому же пострадает все созданное Богом мироздание. Ведь «…солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются…» [Мф. 24:29]. Едва ли любящий Сын готов поднять руку на творение Своего Небесного Отца.

Для профилактики на Земле избытка дьявольских слуг Бог создал демографический механизм выбраковки неправедных через смертные грехи. Те, кто живут с тоской, злобой, амбициями, в блуде, обжорстве, сребролюбии, значительно чаще умирают от инфаркта, инсульта, рака, убийств, самоубийств. В таких семьях реже происходит зачатие потомства, а у беременных чаще случаются выкидыши. В мертвящей атмосфере люди сами себя уничтожают. Всевышний как бы говорит: «Подобные индивиды мне не нужны и я их отфильтрую от жизни через биологические фильтры».

Тем самым строительство Царства Божия на Земле реализуется в три этапа. Первый этап – с появлением апостолов до распятия Христа. Цель – проповедование Евангелия Царства, организация партии сторонников нового строя «не от мира сего», создание его первого острова среди апостолов, прощение человечеству всех грехов. Второй этап – от воскрешения Спасителя до полной победы Царства Божия, когда дьявол будет изгнан с Земли. Христос на этом этапе непосредственно не видим и совершает многочисленные перемещения между Небом и Землей, контактируя в разных образах с людьми. Третий этап начнется с полной победы Царства Божия и появления Иисуса Христа перед людьми в великой славе, чтобы открыто править во Вселенной.

Тогда зачем в Евангелиях рисуются страшные картины Второго Пришествия? Чтобы люди не расслаблялись и не бездействовали. Шанс Страшного Суда невелик, но он есть. И от воли землян зависит, что случится с планетой. Сделать сознательный выбор необходимо самим. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам». И наставляет быть смелыми в принятии на себя этой трудной миссии: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» [И. 14:27]. Поэтому-то Господь не показывает зримо Своего присутствия, ибо каждому человеку необходимо постоянно чувствовать личную ответственность за происходящее. В Царство Небесное души умерших приходят на все готовое, а Царство Божие люди должны построить сами.

Карта мест вознесений Иисуса Христа, зафиксированных евангелистами.