Бесплатное образование - угроза нацбезопасности

На модерации Отложенный

 Бесплатное образование - угроза нацбезопасности

1 апреля 2012 года в Уссурийске были задержаны два жителя Владивостока, у которых полицейские изъяли для проверки на экстремизм тираж листовки (200 экземпляров) с критикой правительственного законопроекта об образовании и рассказом об альтернативном проекте об образовании, подготовленном депутатом Государственной Думы РФ Олегом Смолиным. Николая Соснова и Виктора Потапейко препроводили в УВД Уссурийска, допросили и через несколько часов отправили обратно во Владивосток.

Полиция, в свою очередь, сообщила об изъятии «запрещенной печатной продукции», в которой содержатся слова «есть ли при капитализме выбор у трудящихся, долой капитализм».

Вот как рассказал о событиях в Уссурийске активист гражданской инициативы «За бесплатное образование» Николай Соснов:

- Мы с Виктором Потапейко выехали из Владивостока в Уссурийск. На автовокзале Уссурийска нас ожидал Владимир Некрасов, чтобы отвезти домой и хорошенько накормить с дороги. Однако не успели мы и шага сделать в сторону выхода, как нас окружили десять сотрудников полиции и попросили документы. Ознакомившись с паспортами, стражи порядка сообщили, что мы «проходим по ориентировке». После чего появились дознаватель и и. о. начальника угрозыска Уссурийска Никитин. На глазах десятков ожидавших рейса пассажиров был учинен личный досмотр уже нас троих. В ходе досмотра полицейские дважды меняли понятых: один оказался пьяным, другой – сотрудником МВД. У Виктора Потапейко изъяли газету «Арсеньевские вести» и «Московский комсомолец», который он купил почитать в дороге.

«СП»: - Что они искали на самом деле, вам удалось понять?

- Листовку, посвященную рассказу о преимуществах законопроекта об образовании, подготовленного О. Н. Смолиным, по сравнению с правительственным законопроектом. Мы поняли, что именно появление этой листовки подняло на ноги весь уголовный розыск Уссурийска. Нас отвезли в городское УВД, где учинили допрос с участием сотрудника ФСБ. Продержав до вечера, защитники законности объявили, что изъятые документы и материалы будут подвергнуты экспертизе на предмет крамолы. После подписания протокола досмотра и объяснительных гостеприимная уссурийская полиция доставила нас обратно на автовокзал и проследила за отправкой во Владивосток.

«СП»: - Призыв повысить размер средней ставки школьным учителям приравнен к экстремизму? Сохранить надбавку за классное руководство в 3 тыс.рублей – угроза безопасности государства? В чем вас обвиняют?

- Мы еще этого сами не знаем. Изъятая листовка не признана судом экстремистской, не включена в Федеральный список запрещенных к публикации материалов. По уссурийскому делу должно быть вынесено постановление. Получим на руки мы его только в пятницу, до этого нет возможности туда съездить. Вероятнее всего, будет отказ в возбуждении уголовного дела, так по телефону сказал сотрудник угрозыска.

«СП»: - Давно вы занимаетесь проблемами образования?

- По профессии я педагог, историк, работал в медицинском университете. Законопроект Смолина гражданская инициатива «За бесплатное образование» поддерживала с момента его внесения в Думу. Несмотря на отклонение законопроекта единоросами, мы продолжаем его пропагандировать среди граждан. Не первый раз сталкиваемся с давлением правоохранительных органов, которые почему-то видят опасность в сохранении бесплатного образования в нашей стране. На собрания во дворах многоквартирных домов, где мы рассказываем о сути реформы бюджетной сферы, уже неоднократно появлялись сотрудники полиции и распугивали граждан.

Теперь дошло вообще до явления неслыханного - нас задержал уголовный розыск. Так торжественно нас еще не встречали. Это полный абсурд. Ведь получается, что требование сохранения бесплатного образования является наиболее опасным правонарушением, опаснее организованной преступности, торговли наркотиками, убийств и грабежей. Сами понимаете, что это безумный бред.

«СП»: - Какой вы хотите видеть реформу образования?

- Нужно, чтобы школьное образование оставалось бесплатным, как и вузовское - для тех, кто может сдать соответствующие экзамены. Качество образования должно быть повышено, как и зарплата педагогов, наша профессия должна стать престижной. Недопустимо закрытие педагогических вузов, как сейчас это делается во многих регионах. Профессия педагога должна быть элитной в хорошем смысле слова. Преподаватель должен быть умным, высокообразованным человеком, способным обучать той или иной дисциплине, за свой труд он должен получать хорошее вознаграждение. Только после этого от него можно требовать, чтобы его ученики становились выдающимися учёными, хорошие инженеры, способными обеспечить нашей стране технологический рывок.

 

Что же все-таки происходит на Дальнем Востоке? Депутат Госдумы, первый запред комитета по образованию Олег Смолин направил министру внутренних дел депутатский запрос с требованием внести ясность в ситуацию.

«СП»: - Олег Николаевич, Уссурийский угрозыск и ФСБ провели операцию по изъятию листовок в поддержку вашего законопроекта. Выходит, они социально опасны.

- Год назад, когда были обнародованы новые образовательные стандарты, возникла грустная шутка о том, что ФСБ накрыла группу банду подростков, тайно от министерства науки изучающих историю, математику, русский язык. Тогда я думал, что это шутка. Но оказывается, нет более анекдотических анекдотов, чем те, которые создает сама жизнь. Мы, естественно, отправили по этому поводу запрос господину Нургалиеву. Если стремление обеспечить каждому в нашем государстве доступное высококачественное образование приравнивается к экстремизму, то я думаю, что это государство обречено. Видимо, правоохранительным органам, которые занимаются экстремизмом, больше нечего делать. Значит, у нас нет ни терроризма, ни проявления национальной розни…

«СП»: - Ждете ответа на свой запрос?

- Разумеется. Как только ответ поступит, мы его опубликуем.

«СП»: - В своей речи, посвященной юбилею Ломоносова, вы обращались в Комитет по безопасности с просьбой обратиться в Совет Безопасности России и рассмотреть новые образовательные стандарты, оценить их последствия для национальной безопасности нашей страны.

- К счастью, стандарты в этом виде в России не приняты. Более того, за основу был принят стандарт, подготовленный Российской академией образования, а он значительно лучше. Но пока это не окончательные итоги работы. Временно острота проблемы снята, но как будет дальше, увидим.

«СП»: - Как вам идея Путина зарплату медсестер и школьных учителей приравнять к средней зарплате по региону, а зарплату врачей и преподавателей вузов повысить вдвое?

- Заработная плата в вузах всегда была выше, чем заработная плата в школе, поскольку считается, что это более квалифицированный труд, требующий большей подготовки. В этом смысле ничего нового здесь нет. И в Законе об образовании 1992 года было записано, что средние ставки в образовании должны быть выше средней зарплаты в промышленности, а средние ставки в вузах – на уровне двух средних заработных плат в промышленности. Но совершенно непонятно, почему к средней заработной плате в регионе приравнивается зарплата учителя. Почему зарплата, а не ставка? Учитель, как правило, работает не на одну ставку, а на полторы. Приравнивать полторы ставки высококвалифицированного труда к заработной плате самого среднего работника по региону – это значит обесценивать учительский труд. Не надо думать, что это решение проблемы. Квалифицированный труд должен быть оплачен. Во всем мире заработная плата в образовании выше, чем в среднем по экономике.

«СП»: - Как вы думаете, ваш запрос сыграл роль в том, что Соснов и Потапейко вроде бы смогут избежать уголовного наказания?

- Я надеюсь. Но ответа пока не получил.

 

 

 

На снимках: листовки, из-за которых были задержаны активисты гражданских инициатив.