Старик и Russia

На модерации Отложенный

Ричард Пайпс: «... Устойчивая популярность Сталина в стране, которую он опустошил, вызвана в первую очередь убежденностью в том, что приведя СССР к победе над Германией, Сталин превратил Россию в мировую державу, соперницу Соединённых Штатов Америки. Но убеждение это ничем не может быть оправдано. Держава становится великой не из-за своих гигантских размеров и даже не из-за победы в войне, но в результате усердного, терпеливого, непоказного труда, который ведёт к формированию жизнеспособного общества и эффективной экономики... Считая себя великой державой, в глубине души они [русские] знают, что это иллюзия. Я всегда им это повторяю: вы вовсе никакая не великая держава и никогда ею не были. В том числе и в советские времена...»
© Евгений Шестаков

Ричард Пайпс – знаменитый американский советолог

Я вот тоже не понимал, почему я, солдат великой армии великой страны, жру в столовой какую-то полусырую дрянь, одет в убогую форму и не могу позвонить подруге. Почему советский человек мог встретить туалетную бумагу лишь в колбасе. Почему мой отец - за неимением порошка - строгал в стиральную машину хозяйственное мыло. Великая держава, да... 52 рубля пенсии бабке, которая всю жизнь пахала на государство, как лошадь. И это еще хорошо, у многих было по 20.

Пайпса очень рекомендую. Он любит Россию, всю жизнь ее изучает. Ему 89 лет. Когда-то нас им пугали. Буржуазный фальсификатор. Сейчас можно взять и прочитать его книги. И составить мнение, кто же есть м%д@к на службе, а кто — ученый. А вот тут — прекрасный Заборовский его читает 

Ричард Пайпс ((историк, жыд, лях, пендос..: -)) – знаменитый американский советолог — пожалуй, главный специалист по России в США на протяжении даже не лет, а десятилетий. Он работал не только в ведущих университетах, но и в исследовательских центрах, при президенте Рейгане был членом Совета по национальной безопасности.

Сегодня книги Пайпса о России изданы на русском – их можно купить в любом книжном магазине. В свои 89 лет Ричард Пайпс вновь прилетел в страну, которую изучает всю свою жизнь: мнение о России он изложил на встрече в Московской школе политических исследований. Его речь – по сути, образец того, как воспринимают Россию в США сегодня: 
«В России есть три группы, которые определяют политику и историю России. Первая – это правительство, далее – интеллигенция, и потом – народ. У них разные ценности, разная идеология. Но я хочу сосредоточиться на народе, потому что, в конечном счете, судьба России зависит от масс, а не от интеллигенции. И мы это точно знаем на примере российской революции. В 1917 году интеллигенция пришла к власти, но в итоге к власти пришел народ, и был создан режим, который был совершенно неприемлем для интеллигенции.

Когда в 1991 году исчез Советский Союз, были большие ожидания, что Россия как государство избавится от коммунистического режима, который являлся империей, и пойдет в западном направлении. Что будет демократизирована политическая система, граждане получат гражданские права и присоединятся к международному сообществу... Таковы были обещания, которые давал Борис Ельцин, когда он пришел к власти в посткоммунистической России. Но потом Ельцина заменил бывший полковник КГБ Владимир Путин, и эти ожидания как-то исчезли. Российская политика при Путине и его коллеге Медведеве сводилась к тому, чтобы как-то ограничивать гражданские права и проводить международную политику, которая балансирует между сотрудничеством и, наоборот, отстранением.

Почему же снова, как когда-то в 1917 году Россия не может перейти к режиму, который гарантирует своим гражданам политические и гражданские права, которые вроде бы должны быть универсальными? Заключается ли дело в амбициях Путина и силовиков, которые пришли к власти в Кремле? Увы! Есть свидетельства того, что антидемократические действия Путина и его администрации поддерживаются достаточным большинством!

Многие россияне мало заинтересованы в гражданских правах, многие отрицают их – им просто наплевать… Нынешнее настроение российского населения именно таково. Российская культура и культура в целом меняются очень медленно. Я сравнивал статистику десятилетней давности и нынешнюю, и вижу, что перемены очень небольшие…

Нужно сказать о российской исторической традиции. Граждане имеют позитивный и негативный опыт, который происходит из прошлого. Россия – очень консервативная страна с менталитетом и поведением, которые меняются очень медленно, если меняются вообще! Независимо от того, кто стоит у власти… 80% населения России занималось сельским хозяйством еще 70-80 лет назад – этот было рассеянное сельское общество. Было два больших города: Москва и Петербург, но и там в те времена было много мигрантов-крестьян. Это означает, что социальная сцепка, которая для Запада является нормальной, была в России очень слабой.

Само слово общество в России скорее говорит об образованной элите, а вся остальная часть – это народ. Национальные чувства развивались очень слабо, за исключением времени иностранных интервенций. До недавнего времени российский крестьянин просто сказал бы: я – православный, а не я – русский… Еще царское правительство совсем не поощряло участие гражданина в какой-то политической деятельности. До 1861 года большинство граждан России были крепостные; у них не было ни прав, ни собственности. Идея прав человека была совершенно неизвестна.

Частная собственность и справедливость -- два эти института тесно связаны между собой. В Россию они пришли очень поздно, с большим опозданием. Судебная машина появилась в России только в 1864 году. Но политическая деятельность не определялась судебной машиной! В итоге россияне жили под игом царя, не было социальных связей, гражданских прав. Государство должно было защищать граждан, вернее, граждане на это рассчитывали, потому что они не могли защитить сами себя.

Итак, россияне – не социальные и не политизированные люди. Это объясняет, почему дважды в одном веке – в 1917 и 1991 годах – российское правительство рухнуло довольно быстро, и никто не хотел его спасти. В 1991 году Советский Союз исчез, и я не помню, чтобы кто-то протестовал против этого исторического события. А если правительство не имеет значения, то оно не имеет права на существование. Опросы общественного мнения говорят, что сегодня россияне, так же, как и их предки, чувствуют себя отстраненными от государства. и от общества в целом. Они связаны со своей семьей, с друзьями, с теми, к кому они обращаются на ТЫ.

Известно, что когда россияне говорят МЫ, они имеют в виду тех, с кем у них близкие отношения – они не имеют в виду общество в целом.

Итак, русские живут в окопах – жуткое выражение на самом деле… Россия – страна асоциальная и аполитичная. Россияне мало заинтересованы в политической жизни. Говорят, что россияне – это коллективисты. Нет! Россияне – самый индивидуалистический народ в мире. И именно это определяет перспективу и политику.

Политика в России фактически монополизирована небольшой группой людей. Большинство россиян считают, что демократия – это выдумка, фасад, за которым правительство контролируется богатыми. Российские партии непопулярны, и большинство готово жить при однопартийной системе. Мало поддержки оказывается и гражданским свободам. Когда нужно было выбрать между свободой и порядком, в Воронеже 80% выбрали порядок! Видимо, они не понимают, что между свободой и порядком нет никакого противоречия: свобода без порядка невозможна!

Россияне чувствуют свою отстраненность от общества и государства – они скорее удаляются в частную жизнь. Им в принципе безразлично, кто во главе правительства – до тех пор, пока им разрешают заниматься частной жизнью... Картина вряд ли будет более чистой и ясной, поскольку преобладают общественные настроения от цинизма до полного безразличия. Все считают, что богатство приобретено неправедным путем. Благосостояние распределено крайне неравномерно: только 3,6 млн. россиян имеют какие-то активы. Дух предпринимательства слаб в стране; стремление к безопасности, безусловно, довлеет над амбициями. Поэтому только 9% россиян ответили положительно на вопрос о том, хотят ли они быть у власти. 63% с этим не согласились бы ни при каких обстоятельствах, а вот в США, я думаю, 90% согласились бы! И с каждым годом все больше россиян хотят, чтобы государство участвовало в экономике страны.

Молодое поколение более расположено к предпринимательству и более благосклонно к тем силам, которые связаны с капитализмом. Но многое связано и с национализмом, желанием верить в советское прошлое, когда Россия была великой державой. Самовосприятие россиян очень противоречиво. Россия гордится сама собой, своей богатой историей, культурой, открытостью, честностью, дружелюбием. Прежде всего россияне любят гордиться своими победами в космосе и во Второй мировой войне. Россия, как считается, имеет самое большое дружелюбие по сравнению со всеми другими народами. Но картинка меняется радикально, когда россияне начинают сопоставлять себя с другими нациями. Они страдают от большого комплекса неполноценности. Самый низкий уровень самоуважении и потеря национальной идентичности после 1991 года… Попытки создать новую идентичность сталкиваются со сталинизмом, коммунизмом или национализмом.

Россияне воспринимают себя как находящихся в окружении врагов. Получается, что людям нужен враг потому, что он позволяет сплачивать нацию. Идеалы свободы оказались неспособны выступить в качестве психологического цемента. В 1999 году у россиян спросили, кого они считают самыми великими людьми. Я перечислю: Петр Первый, Ленин и Пушкин, Сталин, Юрий Гагарин. Что общее у этих исторических деятелей помимо Пушкина? То, что они старались сделать Россию великой державой… По сути, ностальгия по советским временам – это попытка вновь обрести то чувство -- уже утраченное — великой державы…

74% россиян сожалеют, что ушел Советский Союз, и всего 12% считают себя европейцами. Две трети полагают, что Россия – великая держава, у которой особое место в истории. США воспринимаются особенно недружественно, воспринимаются как узурпатор, гегемон. Все, что бы ни делали США на международной арене и даже в космосе, воспринимается как их попытка укрепить свое доминирование в мире.

Все это показывает, что мало обнадеживающего! Западные демократии с удрученностью смотрят, как Россия постепенно трансформируется в однопартийное государство, а россияне в своем большинстве очень даже одобряют такую тенденцию. У меня такое впечатление, что хотя немного подмухлевали, как говорят в Америке, на выборах, тем не менее, Путин пришел к власти законно. По сути, это объясняется российской традицией властвования, при которой россияне отказываются от какого-либо влияния на политическую жизнь. И образуется какое-то искусственное единство за счет конфронтации с воображаемыми врагами.

Россия и российские власти не должны заниматься внешней политикой – они скорее должны заниматься внутренней политикой. России вообще внешняя политика не нужна! Россия обычно использует свою внешнюю политику для своего самовозвеличивания, чтобы стать империей. Вам не нужна империя! У вас врагов-то по сути нет – России никто не угрожает! У вас огромные проблемы внутри страны, и вам нужно сосредоточиться на вашей внутренней политике.

Для россиян демократия и все ее элементы равнозначны анархии. Я думаю, что вы должны прежде всего изменить восприятие русскими того, что свобода якобы несовместима с порядком. Но если россияне поймут, что это возможно, то они постепенно будут меняться, особенно, молодое поколение. Но это медленный процесс: на мой взгляд, в условиях мира и, конечно, процветания, через 20-30 лет у вас в России будет то, что мы называем демократическим режимом. Вот сколько времени потребуется! Политическая культура меняется очень медленно… Мы в Америке являемся наследниками английской политической культуры, все думаем идеалами XVIII века; и вы тоже – идеалами XVII-XVIII века.

Америка не является врагом России. Я воевал солдатом во Второй мировой, и помню, как мы восхищались тем, что делала Россия в сражениях с нацизмом, сколько спасли американских жизней ценой своих! И потом мы с отчаянием смотрели, как Сталин принял антиамериканский курс. Когда началась холодная война, то американцам было даже трудно в это поверить. Конечно, мы были врагами все эти годы, но инициатива, кстати, всегда исходила от вас, а не от нас!

К России у американцев нет враждебности. Я бы так сказал: Америка во многом является островом; она была основана как уникальная власть, которая отличалась от всего, что было в то время. Как богоизбранная страна… И американцам вообще не нравится интересоваться внешней политикой. Их волнует исключительно то, что происходит дома. Посмотрите американские газеты: 90% там – только местные и национальные новости. О загранице там пишут только, если война или теракт. Если бы вы спросили американцев, то не увидели бы враждебности к России. Поэтому я думаю, что надо просвещать россиян».
отсюда