Исход христиан из стран Ближнего Востока грозит стать массовым

На модерации Отложенный

 

- В связи с ситуацией в Сирии сейчас в Армении звучат разговоры о том, что при самом неблагоприятном стечении обстоятельств мы можем встать перед фактом потери армянской общины в этой стране. Как вы считаете, насколько обоснованы такие прогнозы?

- Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны учитывать следующий фактор: какой вектор примут изменения в Сирии. Если изменения приведут к радикализации сирийского общества и приходу к власти после режима Башара Асада сил, которые связаны с «братьями-мусульманами» и с Аль-Каидой, то в этом случае я, конечно, не исключаю возможности того, что нависнет прямая угроза над армянской общиной в этой стране.Да и не только над армянской общиной, но и всеми христианами, которые живут в Сирии. Но если процесс трансформации будет идти в более компромиссном варианте и более или менее сохранится тот консенсус, который был сформирован в период правления семьи Асадов в Сирии в отношениях мусульман и христиан, в этом случае можно надеяться, что серьезных угроз удастся избежать.

Однако то, что сейчас происходит на арабском Востоке, в странах, которые пережили так называемую «арабскую весну», меня настораживает. Мы видим, что к власти приходят или уже пришли более радикальные мусульманские силы, которые, мягко говоря, совсем не против, чтобы в отношении своих же христианских сограждан звучали прямые угрозы. В целом, думаю, процесс исхода христиан из стран Ближнего Востока не только продолжится в ближайшие годы, но и примет более интенсивный и массовый характер. В течение последних десяти лет, как известно, более двух миллионов христиан Ближний Восток уже покинули.

- Куда в таком случае могут в первую очередь направиться сирийские армяне?

- Я считаю, что наши соотечественники как в Сирии, так и в любом другом уголке мира, должны быть уверены в том, что у них есть родина – Республика Армения, которая в случае необходимости протянет им руку помощи. Конечно, Армения не обладает каким-то крупным потенциалом, ресурсами и для нее могут возникнуть определенные сложности. Но тем не менее надежда и даже уверенность в том, что Армения поможет людям в случае необходимости, должны быть у всех армян, которые живут за пределами собственно Армении. С другой стороны, если говорить именно об армянской общине Сирии, то Армения, думаю, имеет возможность дать людям кров, приют и тепло. Если, повторюсь, у наших соотечественников возникнет необходимость покинуть Сирию и переселиться в Армению.

- Какова, по вашей информации, реальная численность армянской общины в Сирии? Называются разные цифры…

- Насколько мне известно, что-то порядка 70-80 тысяч человек, может, немного больше. Если попытаться коротко охарактеризовать армянскую общину в Сирии, во-первых, она одна из наиболее организованных в мире. Одна из тех, которые сохранили свою связь с родиной своих предков, сохранили свои традиции, язык и обзавелись собственной интеллигенцией. Армяне, к примеру, в Халебе (Алеппо) живут в собственном квартале, который так и называется – Армянский, практически, в армянской среде. Во-вторых, они на протяжении нескольких десятилетий жили в хороших условиях – и в экономическом смысле, и в плане безопасности. Армяне не вмешивались и не вмешиваются в политическую общегосударственную жизнь Сирии, жили обособленно, но законопослушно, в достатке и, главное, в безопасности. Третья особенность, если сравнивать сирийскую общину с соседней – ливанской, состоит в том, что она не вооружена – в отличие от армян в Ливане. Ливанские армяне в случае необходимости могут в какой-то степени защитить себя и свои семьи, в Сирии же армяне полагаются на закон и силы правопорядка. Просто при нынешнем строе в Сирии мирному населению оружие было не нужно. В случае опасности сирийские армяне не смогут, как, к примеру, ливанские, организовать самооборону. Они беззащитны…

Здесь у армян действуют церкви, традиционные армянские партии, выходят газеты, журналы.

И сегодня это не только бизнесмены и предприниматели, торговцы и ремесленники, но и врачи, юристы, писатели, учителя, журналисты, есть даже доктор наук, преподает в университете Дамаска – люди, как правило, состоятельные и самодостаточные. Словом, организованная, очень сплоченная община. Хотя, оговорюсь, армянская община Сирии очень тесно связана с Бейрутом и ее армянской общиной, также весьма сильной и самодостаточной. Две общины как бы взаимодополняют друг друга.

- Сейчас, когда вокруг ситуации в Сирии мир разделился на тех, кто поддерживает Башара Асада, и тех, кто его терпеть не может, возникает вопрос: почему армяне Сирии традиционно поддерживают власти?

- По вполне понятным причинам. Именно режим Асадов обеспечивал армянам, да и всем христианским общинам Сирии, безопасность и неприкосновенность – это главное. Второе – предоставление людям возможности жить в достатке и благополучии. Но, насколько я могу судить, руководство армянской общины не идет на служение режиму Асада. Армяне сохраняют к правительству, так сказать, благожелательный нейтралитет. Оппозиция же сейчас там, как известно, не едина, много в ней представителей радикальных исламистских группировок, от которых исходит непосредственная угроза. Мы уже знаем о том, что в Сирии в последнее время погибли два наших соотечественника, пострадала частная собственность людей. Так что армяне сейчас стараются быть подальше от оппозиции, но и не пытаются портить с ней отношения. Думаю, в сложившейся ситуации эта осторожная и взвешенная позиция себя оправдывает.

- В каком ключе, на ваш взгляд, могут развиваться дальнейшие события в Сирии?

- Думаю, здесь главную роль сыграет следующее обстоятельство: если в течение ближайших месяцев удастся наладить диалог между правительством и оппозицией или хотя бы силами, представляющими большинство в оппозиции, включая и вооруженные группировки, то возможность мирной трансформации современного режима сохранится. Если в ближайшие месяцы этого не произойдет, а ситуация получит дальнейшее обострение, продолжится вооруженная борьба, то не исключено, что события примут необратимый характер. Тогда можно будет уже где-то к лету предсказывать начало широкомасштабной гражданской войны и последующего хаоса. Здесь, конечно, многое будет зависеть и от сил за пределами собственно Сирии. Ведь не секрет, что оппозиция сегодня получает от различных государств, включая арабский мир и Турцию, оружие и финансовую поддержку. Но очень важно то, что на этот раз Запад все-таки воздерживается от прямой интервенции и, возможно, диалог между противоборствующими силами окажется возможным.

- И все же, как следует повести себя в сложившихся обстоятельствах Армении, хотя, конечно, вряд ли здесь от нее может что-то зависеть?.. Но ведь с другой стороны Армения и Сирия всегда были дружественными государствами…

- Да, мы всегда были в хороших отношениях с Сирией, мы всегда были друзьями сирийскому народу, и сейчас хотим для этой страны мира и благополучия. Свидетельством же давней дружбы и добрососедства является фетва главы священных мусульманских городов – Мекки и Медины - 1917 года, которой предписывается всем мусульманам помогать армянам, депортированным в годы Геноцида армян в Османской Турции в сирийские пустыни. Именно эта фетва и заложила основу особых отношений и дружбы армян и сирийцев. Думаю, сейчас главное, чтобы наши соотечественники в Сирии были в безопасности. И второе – очень важно, чтобы трансформация режима в более демократическое общество проходила мирно, без гражданской войны, без крови. Стороны должны найти возможность сделать мирным и бескровным переход от квазитоталитарного режима, который, несомненно, там существует, к более демократическому и свободному. Нам же всем остается надеяться на лучшее.


Ашот ГАЗАЗЯН, «Собеседник Армении»