Будни геополитики 2.
О «второй волне» мирового кризиса практически перестали говорить вовсе не потому, что ее угроза миновала. Просто все понимающие суть специалисты уже не только смирились с ее приходом, но и им надоело об этом говорить. Хотя на самом деле в латентном виде «волна» уже идет – нефть понемногу дорожает, акции потихоньку дешевеют. Так что реально существует только вопрос, когда «волна» перейдет в открытую стадию – с обвальным обрушением всего и вся. В чем и состоит главная геополитическая интрига нынешнего года.
Представляется, что «волна» сдерживается теми же факторами, которыми в 2008 году сдерживалась первая «волна». Тогда, напомню, кризис ипотечного рынка в США, ставший «спусковым механизмом» мирового экономического кризиса, реально начинался еще весною. Но его развитие сдерживалось усилиями республиканской администрации США в – ей для победы на президентских выборах нужно было не допустить обвала до ноября. Но 15-го сентября рухнул банк Lehman Brothers и кризис вышел из-под контроля. Трудно судить, посодействовали этому американские демократы или нет, но в результате они выиграли выборы – в Белый дом переехал Б.Абама. Все-таки у американских избирателей экономические интересы стоят на первом месте и когда они сильно страдают, то действующая верховная власть мигом теряет существенную долю своей популярности. Тем более, что американцы в массе уверены, что мировой экономикой заправляет именно их собственная власть. Соответственно, вина за катастрофические результаты управления автоматически падает на нее.
Судя по всему, аналогичная ситуация имеет место и сегодня – администрация Абамы всеми силами сдерживает приход «второй волны» кризиса до поздней осени. Если она придет до ноябрьских выборов президента, Обама гарантированно выборы проиграет. Тогда как после выборов Обама больше всех будет заинтересован в скорейшем приходе «второй волны» – у него будет целых четыре года, чтобы, как и в предыдущий раз, успеть выправить ситуацию в экономике и преодолеть наиболее негативные последствия кризиса.
Так что самая дальняя перспектива прихода «второй волны» кризиса и обвального обрушения мировой экономики – конец 2012 года. Соответственно, суть геополитической интриги состоит в том, удастся нынешней администрации демократов удержать «вторую волну» до ноября или нет. Соответственно, придет «волна» летом, в начале или в конце осени. При этом нужно учесть наличие дополнительных факторов, которые могут помешать Обаме и его администрации удержать мировой кризис в вялотекущем виде.
Во-первых, у тех же республиканцев имеется большой соблазн помочь «волне» придти опять, как и в 2008 году, в сентябре. Ведь с точки зрения интересов США никакой разницы в том когда придет «волна» нет – никакой роли не играет, начнется кризис на пару месяцев раньше или позже. Так что республиканцам для организации Обаме такой подлянки не нужно даже будет «наступать на горло» собственному чувству патриотизма. Тогда как политические выгоды для них будут весьма предметными и крайне важными.
С другой стороны есть «фактор Европы». В ней же имеется сходная ситуация – партиям Саркози и Меркель в апреле и мае нужно побеждать на президентских и парламентских выборах. А потому обоим «титанам» европейской политики тоже требуется сдерживать приход «второй волны». И пока они в этом деле всеми силами и средствами Обаме помогают. Но при этом неясно, захотят ли они ему помогать и после того, как отстоят свои позиции во власти. Им в принципе, выгодно первыми войти в открытую фазу «второй волны» и получить полугодовой выигрыш во времени. Это может быть выгодно и США – американская и европейская экономики во многом находятся относительно друг друга как бы на качелях. Поэтому ухудшение дел в американской экономике автоматически улучшает положение дел в европейской и наоборот. Соответственно, резкое ухудшение положения дел в Европе на руку Обаме – капиталы побегут в США и помогут демократам удержать кризис в латентной фазе до ноября.
Вопрос только в том, сможет ли американская экономика устоять в условиях, когда рухнет европейская? Потому что если капталы потекут рекой с востока (из Европы) на запад (в США), то волна кризиса пойдет в противоположном направлении – с запада (из Европы) на восток (в Японию, Китай, Ю.Корею и др.) и скорехонько дойдет до США. Причем если капиталы из Европы в США помчатся быстро, то с какой скоростью кризис будет двигаться в восточном направлении никто не знает. И приход денег из Европы может оказаться бесполезным – не сможет помочь удержать американскую экономику в «бодром» виде до ноября.
Как в таком варианте будет развиваться кризис совершенно непонятно. Плюс нужно учесть, что сдерживание в течение последнего года «второй волны» имеет следствием усиление ее разрушительного потенциала – чем выше строишь запруду, тем больше будет волна, которая ее прорвет. Соответственно более вероятно, что вторая волна будет разрушительнее первой. Так что расчеты, сделанные на основе анализа действия первой волны, могут оказаться бесполезными для прогнозирования воздействия второй волны. В итоге планы рулевых мировой экономики могут оказаться полностью ошибочными.
Представляется, что все зависит от того, насколько дружны нынешние правящие европейские и американские политические силы. Потому что самый безопасный вариант для них – совместно сдерживать до ноября приход «второй волны» мирового кризиса. Другое дело, что против них могут играть республиканцы. А это далеко не последняя по своей мощи и влиянию сила на мировой сцене. Так что остальному миру в ближайшие полгода, возможно, придется наблюдать не совместные действия американских и европейских политиков, а схватку трех самых мощных мировых политических сил – американских демократов и еэсовцев с одной стороны и американских республиканцев с другой.
Изложенное означает, что сегодня глобальная политика опустилась до уровня, на котором главным предметом геополитического взаимодействия лидеров оказывается не вопрос как спасать мировую экономику, а на сколько месяцев раньше или позже допускать ее обвал.
Комментарии