Наблюдение (за самим собой--№3)

Странные чувства

 

Именно так я бы их назвал. Они противоестественны вообще. Для меня особенно не характерны. Дурацкая, бессмысленная доброта. А может быть, это социальная лень. Человек делает мне откровенную гадость. А я ищу способ объяснить себе его поступок. Для меня это уже значит оправдать. А оправдания нет. Это подобно тому, что ударили тебя по одной щеке, а ты поворачиваешься другой. Зло ведь нужно наказывать. И я знаю, что могу. А не хочется. Даже про себя. Ищу какое-то божественное провидение. Стечение обстоятельств. Случай.

Мой шофер Леша. Может быть и не друг (интеллект разводит), но почти член семьи. Взял без спроса машину. Уехал на ней в Тулу. Посадил сына за руль. Машину разбил вдребезги. Сын его погиб. Сам он с тяжелой трамвой в больнице. Случай не страховой (за рулем – человек без страховки). Я потерял и новую машину и большие деньги. Поступил он гнусно. А у меня никакой злости. Одна жалость. Про себя думаю: и так бог наказал, куда мне с людской злобой.

А ведь это неверно. Человек поступил дурно. При чем тут бог? Стечение обстоятельств. Другой человек (я) должен осудить поступок. Но не хочу и не могу. Это и есть социальная лень, апатия. А я мысленно ищу оправдания и ему и себе. А еще полагаю, что и мне это справедливое наказание. Был излишне мягок. А в деле так нельзя.

Дело – это дело. Есть цель, задача. И должен быть спрос. Причем, жесткий. С оценкой и наказанием за содеянное.

Многие люди, видя чрезмерную мягкость одного, извлекают мелкую корысть из этого. Плохо это. Но, может быть, нужно глядеть на это сквозь пальцы. На то они и люди, чтобы грешить. Может быть их даже гнетет раскаяние, но не подают вида. А тебе и нужно не замечать их мелкие грехи.

И вот еще случай. Другой человек – мой друг Володя. Человек тонкий. Интеллектуал, литератор. Вижу, как бьется в обстоятельствах жизни. Решил ненавязчиво и незаметно помочь. И вот совсем уж неожиданно. При новых обстоятельствах довольно прозрачный намек: повтори, мол благодеяние, у тебя неплохо получается. Но благодеяния по требованию уже не то. Какой-то совсем другой и вкус и запах.

А вот сам! Делаешь что-то путное, доброе. Получаешь за это благодарность. И при этом испытываешь чувство неловкости. Зачем, спрашивается, делал? Чтобы испытать неловкость? Уже в который раз жизнь дает почувствовать: благие намерения. А получается черт знает что. Благие дела, а реакция: ощущение плевка на лице. Не делал бы добро, не ходил бы оплеванным. Но добро ведь делается не в расчете на что-то, а по внутренней потребности.