Смертная казнь не спасет таких, как Оксана Макар

На модерации Отложенный

На Украине вспыхнуло массовое народное движение за возвращение смертной казни. Некоторым кажется, что отмена моратория на нее резко поднимет духовность и безопасность местной жизни.

Напомню предысторию: в Николаеве зверски убили девятнадцатилетнюю местную уроженку Оксану Макар. О профессии этой девушки много спорят, тогда как профессии никакой не было, даже проституткой она не была.

Она росла без матери, дважды успевшей отсидеть за воровство, у бабушки, которая не могла ни справиться с ней, ни дать ей образование; успела съездить в Киев и пожить с бизнесменом, но поняла, что это была не любовь; вернулась в Николаев, ходила на трассу (те, кто сегодня делает из нее национальную святую, утверждают, что ничего такого не было), заходила в местный бар «Рыбка», в котором и познакомилась 11 марта с тремя парнями, тоже безработными.

Один – сын бывшей районной руководительницы, двое других – из городских низов. Оксану Макар они позвали в квартиру, там по очереди изнасиловали, а когда она пригрозила разоблачением – стали душить. Недодушили и понесли жечь. Развели костер на стройке и положили в этот костер. У нее сгорела почти полностью левая рука, сильно обгорели спина, ноги, кости крестца и позвоночника. Десять часов пролежала она на морозе, пришла в себя и позвала на помощь. Вызвали милицию. Ее перевезли в Донецкий ожоговый центр, вся страна следила за отчаянными попытками врачей ее спасти – и в самом деле, сила жизни в этой девушке была исключительная: с сожженными почками, отбитой печенью и отравленными легкими она прожила еще три недели.

Все это время от нее не отходила мать, снимала ее на мобильный телефон, приговаривала, плача: «Покажи, что они с тобой сделали! Что теперь надо сделать с ними?!» Теперь на украинских форумах шумят: не надо их в тюрьму, надо их народу выдать! Порвем! Точно так же, напомню, шумят в Брянске: не прячьте Кулагина и Шкапцову в тюрьму, выдайте нам их, мы их убьем, как убили они свою девятимесячную девочку!

Все изложенное – какая-то нечеловеческая, запредельная дикость; иногда кажется, что дикость эта одинакова на всем постсоветском пространстве, что мобильные телефоны, появившиеся решительно у всех, там нужны только для того, чтобы снимать на них доисторические зверства. Но неужели кто-то всерьез думает, что смертной казнью можно справиться с этой проблемой? Павел Астахов вон и в России предлагает ее снова разрешить – чего нам ломиться в эту Европу, чего мы там не видели?! (И то правда: ставши Азией во всем, надо идти до конца, без маскировки.) Давайте наращивать дикость и зверство до предела (которого нет), давайте легализуем самосуд – в конце концов, американская юриспруденция начиналась с судов Линча; давайте сделаем климат в стране вовсе уж непереносимым – то есть к страху добавим инстинкт толпы, желающей обязательно кого-нибудь рвать на части.

Нет, не смертная казнь убийц Оксаны Макар спасет таких, как Оксана Макар. Они – жертвы смертной жизни, жизни без просвета и цели, но кто и когда это помнил – что у них, что у нас? Даже закрытие бара «Рыбка» не спасет – будут пить на той же стройплощадке, а так хоть с музычкой, культурненько.