Учителя и выборы.

На модерации Отложенный

Многие говорят последние месяцы о роли учителей в выборах.
Позволю и я себе отпустить пару замечаний по этому поводу.

Начну с тезиса общего характера. В поведении учителей нет ничего удивительного. На мой взгляд, они прежде всего продемонстрировали типичное для нашего времени расхождение между словом и делом. Говорить многие мастаки, все на словах возмущаются, однако делают обычно не то, что говорят. Глаза боятся, а руки делают.
Так было и в эти выборы. За примерами далеко ходить не надо. Знакомая - учитель математики со стажем под сорок лет, целиком и полностью - продукт советской системы. Существующим положением и в обществе и в школе недовольна. Работает, сжав зубы, только потому, что пенсии все ж таки маловато. За СССР, за советскую систему образования горой. И вот, что я слышу, в предвыборную кампанию разносила письма с просьбой голосовать за "ЕдРо". Отплевываясь, нехотя, но разносила. Для чего, почему, отчего не выбросила их или не отказалась, понять не могу. Нет, несла, отдавала каждому адресату.
Что это? А это и есть самое расхождение между словом и делом. Непонимание их связи, непонимание того, что решают в конечном счете дела, а не слова.
Впрочем позиция известная и хорошо знакомая по педсоветам. До педсовета все бурлят, все недовольны, готовы разорвать начальство в клочья, отстоять свои права, а как педсовет - все сидят подобно овечкам. И уж не разберешь, что здесь  - волк в овечьей шкуре, или овца в волчьей. По делам - скорее второе.
Но это один род учительства. Другой - и более распространенный - это учительство безразличное, отупелое, напрочь вбитое в быт, и относящееся к любому делу с позиции бытовой и финансовой. Здесь уж принципов совсем никаких, полное безразличие к политике, к тому, что высоко зовется судьбой страны. Мир рассматривается с позиции собственного брюха и положительных эмоций. Этот сорт за тысячу рублей сделает, что угодно, поскольку искренне полагает, что лишняя тысяча в кармане не помешает.

"До Бога высоко, до царя далеко", вот они тупо и решают собственные проблемы не обременяя себя совестью и рассуждениями о судьбах российской демократии. Сидение для выборах для них - не гражданская позиция, а способ пополнить свой бюджет копеечкой. Результат неважен. Кто победит, без разницы, законно или нет - тоже, главное, чтоб заплатили. 
Третий сорт - активисты, тип вечных профсоюзных работников с горящими глазами и комсомольских вожаков. Эти - карьеристы, и сидение в предвыборных комиссиях для них - элемент деланья карьеры. "Все должно быть так как сказано, я должна показать себя достойно" - вот и вся философия. Хотя таких не слишком много, но и они встречаются.
Еще  один типаж - усталые исполнители. Им все равно, и хотя они глубоко в душе сознают неверность происходящего, они измотаны настолько, что у них просто нет ни сил, ни желания отстаивать какие-то там абстрактные демократические интересы. Это все так далеко от них, затюканных средой и работой, что единственной целью становится желание побыстрее свалить, подмахнув все что только можно, лишь бы побыстрее.
Ну и наконец, добрые служаки, некие органчики, которые когда-то раз и навсегда были заведены для того, чтобы выполнять приказы руководства. Вопросы истины и морали для них лежат в плоскости начальства. Их дело выполнять, а не рассуждать. Там на верху виднее. Многие из людей этого типа вполне искренне считают, что, совершая неблаговидные поступки, они действуют во имя Родины, во имя Отечества, на благо России.
Вот такие люди, такие человеки. Но не видим ли мы все эти типажи не только в школе, но и вокруг себя, среди своих коллег, на любом рабочем месте? Можно ли требовать от учителей большего, когда все стали такими? На мой взгляд, обижаться глупо. И это не оправдание, это констатация факта.