Проблема ЕвроПРО - возможно ли решение?

На модерации Отложенный

1. Кто виноват?

23 ноября 2011г Президент России сделал специальное заявление о возможных российских мерах в ответ на развертывание США системы ПРО в Европе. В нем озвучен комплекс мер, позволяющих (по мнению российской стороны) снизить дестабилизирующий эффект от ЕвроПРО. Российская сторона также напомнила американской стороне о праве России выйти из нового Договора о СНВ.

Необходимо отметить, что уже более года проблема ЕвроПРО выдвигается в качестве одного из центральных проблемных вопросов взаимодействия с нашими «Европартнерами». Российская сторона активно стремится выйти из состояния «политического цугцванга», в который мы попали по следующим обстоятельствам:

  •  согласившись на «мягкую» необязывающую редакцию договора о СНВ (в части ограничений на ПРО);
  •  ратифицировав новый ДСНВ, после того, как Сенат США 22 декабря 2010г принял «Резолюцию о совете и согласии Сената на ратификацию нового Договора о СНВ», фактически дезавуирующую те немногие «стабилизирующие» позиции ДСНВ, которые в нем сохранились;
  •  «дав себя уговорить» на участие в ноябрьском (2010г) саммите НАТО с «мягкой» («консессуальной») позицией по ПРО (так нахзываемые предложения по «секторальной ПРО»);
  •  «не заметив» (проигнорировав) глобальные изменения, происходящие в НАТО (институционированные принятием новой стратегической концепции НАТО на ноябрьском (2010г) саммите), создающие новые вызовы и угрозы России.

Как следует из вышесказанного, истоки сформировавшегося к настоящему времени военно-политического тупика, вызванного действиями США (поддержанными НАТО) по развертыванию многоэшелонной ПРО территории страны, лежат в новом ДСНВ, ратифицированном российской стороной, не среагировавшей адекватно на «Резолюцию..» Сената США.

До принятия «Резолюции о совете и согласии Сената …» новый ДСНВ в целом представлял собой договор довольно сомнительной полезности для обеспечения военной безопасности России на средне - и долгосрочную перспективу.

Его было бы целесообразно рассматривать как всего лишь некий символ «перезагрузки» и своеобразный «отчет» России и США перед обзорной конференцией ООН по ДНЯО.

Мы все хорошо помним, что Российская сторона при проведении переговоров пыталась (на первых порах) жестко обусловить разоруженческое соглашение в сфере СЯС ограничениями в ПРО и стратегических неядерных системах. Но эта абсолютно правильная и очевидная позиция к моменту подписания ДСНВ была «размыта» до уровня декларативных, юридически не обязывающихформулировок в сфере стратегических оборонительных систем (ПРО). В сфере стратегических неядерных вооружений нам также не удалось даже просто притормозить стремительно разворачивающуюся в США гонку стратегических неядерных наступательных вооружений в технологической и количественной сферах. Максимум чего мы добились, так это в создании cамоиллюзии, что, ограничив число носителей (МБР и БРПЛ), мы частично можем решить эту проблему.

Принятая «Резолюция…» лишила нас последних иллюзий о возможности для России заключения сбалансированных разоруженческих соглашений с Америкой. США победили в «холодной войне», и им очень хочется пережить эту победу на практике. Поэтому они готовы вести переговоры только о сокращениях ядерного потенциала сдерживания России.

Анализ «Резолюции о совете и согласии Сената на ратификацию нового договора о СНВ» показывает, что любые «ограничивающие» инициативы российской стороны в области ПРО «упираются» в установки конгресса – юридически обязательные для американского правительства. Полагать обратное – это либо иллюзия, либо отсутствие квалификации у российских «экспертов», рекрутированных в политику, либо что-то другое.

Что же нового для России внесла указанная резолюция в условия обеспечения возможности стратегического сдерживания и кризисной стабильности?

 

 

 

Прочитать статью целиком: http://mir-politika.ru/archive/251/1051/