Средство от экстремизма
Буквально с разницей в пару дней на минувшей неделе произошли два события. Сперва был представлен доклад правозащитного центра «Сова», согласно которому закон против экстремизма в России «мутный», применяется избирательно, да еще и часто используется для фальсификации обвинений. А почти сразу вслед за появлением этого документа прозвучало заявление главы МВД РФ Рашида Нургалиева о том, что в стране планируется создать новые центры по проведению экспертиз материалов СМИ, а также аудио- и видеопродукции на содержание признаков экстремизма.
Все это свидетельствует о том, что, с одной стороны, власть не собирается отказываться от такого весьма сомнительного механизма борьбы с экстремизмом, как печально знаменитая 282-я статья УК РФ, но с другой стороны, подобные методы вызывают все большее неудовольствие даже у тех, кто их раньше поддерживал.
Давайте разберемся, а зачем вообще в Уголовном кодексе нужна статья об экстремизме? Спору нет, преступления против государства существуют. К их числу относится терроризм, попытки свержения государственного строя и многое другое. Но практика показывает, что в России под экстремизмом часто понимается не реальная антигосударственная деятельность, а неосторожные или не совсем политкорректные высказывания. Например, «разжигание ненависти к социальной группе».
Между тем социальная группа – понятие крайне широкое. Например, можно ли посадить в тюрьму человека, который идет по улице и кричит: «Долой убийц!» (убийц в прямом смысле - людей, совершающих подобное преступление)? Конечно, можно, ведь убийцы, несомненно, социальная группа. Именно поэтому знаменитая 282-я статья российского УК часто приводит к эксцессам, когда на тюремных нарах оказываются люди, которые критиковали коррупцию (коррупционеры – социальная группа) или даже милицию (милиционеры – тоже социальная группа). Правда, в прошлом году Верховный суд дал разъяснение, согласно которому критика в адрес должностных лиц все-таки не является разжиганием розни к социальной группе. И то хлеб. Но проблема остается.
В Соединенных Штатах любые высказывания, даже самые резкие, в чей-либо адрес уголовно ненаказуемы. До тех пор, пока вы просто треплете языком, а не пускаете в ход кулаки, ваши права гарантированы Первой поправкой к Конституции США, провозглашающей свободу слова. Поэтому в США, например, свободно действуют нацистские организации, что совершенно немыслимо в Европе. При этом, как это ни покажется странным, именно в Америке идеи фашизма пользуются наименьшим влиянием. Быть может, просто потому, что никому не проходит в голову устраивать на «фашиков» гонения и делать их жертвами в глазах общественного мнения?
Вернемся, впрочем, к экстремизму. Мир, конечно, полон экстремистов - исламских, нацистских, всяких... Но есть одна странная особенность: чем беднее страна, тем больше внимания местное правительство уделяет «борьбе с экстремистами». Не верите?
Египетское правительство несколько десятилетий боролось с мусульманским экстремизмом. Оно доказывало всем и каждому (в особенности – Западу), что приди к власти знаменитые «Братья-мусульмане», и региону несдобровать. Но когда в прошлом году революция свергла Мубарака и мусульманские партии победили на выборах в парламент, выяснилось, что не так уж страшны эти самые исламисты, как их малюют. Больше того, США недавно возобновили военную помощь Египту, хотя приход к власти на предстоящих выборах президента-исламиста более чем вероятен.
Аналогичная ситуация была и в Турции, где военные много лет не пускали к власти исламистов. Когда же исламская Партия справедливости и развития все же сформировала правительство, она обеспечила Турции не ужасы тоталитаризма, а многолетний экономический рост и устойчивую демократическую модель. Сегодня Турция подумывает, как бы вернуть себе статус великой региональной державы, чего не было последние сто лет, с тех пор как рухнула Османская империя.
Выходят, не так уж страшны эти самые «экстремисты»? Или все же страшны? Но тогда почему правительства преследуют их столь настойчиво, а в результате их прихода к власти особых ужасов не происходит?
В чем секрет?
Ответ прост. Любой авторитарный режим страны третьего мира порождает экстремизм самим фактом своего существования. Если страной правит несменяемый диктатор, если страна бедна - это неизбежно вызывает протест. Но протест должен быть не только подавлен, но и скомпрометирован перед лицом мирового общественного мнения.
Диктатор должен показать, что ему нет альтернативы. Вернее, что альтернатива ему – хаос, война и тоталитаризм. Он должен обосновать перед лицом Запада, что вверенный ему народ не готов к демократии в силу тотального идиотизма, дикости и отсталых нравов. Поэтому оппозиция всегда компрометируется, её пытаются представить как сборище сумасшедших людоедов и преступников.
В исламских странах в этой роли выступают мусульманские партии, партии буржуазии. Они на деле мало чем отличаются от правых христианских партий Западной Европы. Но диктаторские режимы в Турции и Египте всегда преследовали их, сажали за решетку лидеров. Опасностью их прихода к власти обосновывалось отсутствие демократии. Но Запад понял проблему и стал поддерживать демократизацию в надежде, что она автоматически приведет к более справедливому общественному устройству, а значит – снизит реальный радикализм и экстремизм (который, конечно, существует).
Посмотрим теперь на Россию. У нас в 2000-е годы утвердилась сырьевая модель экономики и свойственный ей авторитаризм. Влияние политических партий было резко ограничено, на политическую арену вышла «Единая Россия» как партия, монопольно контролирующая политическое пространство. Одновременно возник и экстремизм. Да только не исламский, а русский. Запад стали пугать русскими националистами, которым дай только к власти прийти, они такое устроят.… При этом реальное национальное движение, зародившееся как раз в эти годы, требовало демократизации политической системы страны и отказа от сырьевой модели развития экономики. Из необходимости ограничить права людей в пользу авторитарного режима, а также скомпрометировать оппозицию, и возникла 282-я статья, которую превратили в политическую дубинку против неугодных.
Так что ничего нового в плане борьбы с экстремизмом в России не происходит. Скорее, удивляет, насколько строго Россия следует политической модели авторитарного государства, известной в мировой практике. Наши власти повторяют все, что было придумано еще в середине 50-х годов в какой-нибудь Турции. Даже удивительно.
Поэтому вывод прост: демократия - лучшее средство от экстремизма. Демократический режим вовлекает во власть все силы общества, делая маловероятными революции и иные социальные потрясения. Народ, который получает возможность сменить правительство через механизм выборов, не видит необходимости в выходе на улицу и потому правительство становится стабильным (хотя и сменяемым). А с теми немногими гражданами, которые не мыслят своей деятельности без взрывов бомб и политических убийств, легко справляется контрразведка.
Так что ситуация, сложившаяся вокруг экстремизма в России, не нова. Будет демократия, будет выборное сменяемое правительство – и мы неожиданно увидим, что националисты вовсе никакие не экстремисты, а почтенная партия, заседающая в парламенте. То же касается и внесистемных либералов, и левых, которые сейчас организовывают свои митинги и пикеты, да бойко бегают от полиции.
Так что демократия, свобода слова, стабильный экономический рост – лучшее средство против экстремизма. Однажды оно будет применено и в России, уверяю вас.
СПРАВКА. По словам Нургалиева, особое внимание в 2011 году уделялось пресечению проявлений экстремизма в Интернете, а также своевременному обнаружению в публикуемых материалах признаков экстремистских проявлений. «Инициировано проведение 219 исследований и экспертиз. Следственными органами возбуждено 67 уголовных дел, вынесено 130 предостережений, предупреждений и представлений. В 47 случаях заблокирован доступ и приостановлена деятельность конкретных интернет-ресурсов», - сказал министр. Он добавил, что российские суды признали экстремистскими 1057 материалов.
Комментарии
Жидовская скотобаза показывает "жизненное" кино. Вся ху...та там еврейская играет, все сплошь народные артисты. Еврейского народа. Про войну. Война жидовская. а показывают русских солдат и чеченских боевиков. Жидовье по одному каналу все про интердевочку сопли льет, а по перцу простое "русское" кино с жидами в главных ролях.
И все по настоящему: "придут русские. Будут убивать не виновных людей. Дома подорвут" это разговор старика с бандитами.
Для жидов русские хуже бандитов. Путин наградил еврейским орденом героя России Ахмада Кадырова. Весь мир слышал ответ Кадырова на вопрос журналиста - "правда, что вы говорили что каждый чеченец должен убить 150 русских?".
Кадыров ответил: - Я не говорил 150. Я сказал - убивай сколько сможешь.
Каждый день жиды разжигают ненависть среди русских и остальных россиян.
И ни одна жидовская сволочь не понесла за это наказания.
Евреи, помните, так будет не всегда. Вы забыли Польшу 16 века? Скоро все вернется.
я антисемит и рассист
:-)))
Одинаково!
:-)))
я кап-лей ВМФ СССР,
а пошел записался в резерв - меня послали нах
правда потом сказли, что мои знания и опыт - дальше ты знаешь