Как обходятся без наличных в Швеции

На модерации Отложенный

Что произойдет, когда отменят купюры и монеты, а все расчеты станут электронными? Первый эксперимент начнется через неделю.

Все идет к тому, господа, что скоро мы останемся без кошельков и копилок. Хранить в них будет нечего. «Бумажки» и «медяшки» потихоньку начинают отмирать - по крайней мере, в Европе. А мы готовы к тому, что свои накопления будем видеть только на экране компьютеров?

Первый «День без наличности» прошел в Швеции еще год назад, в городке Оребру.

На этот же раз все желающие могут продержаться без привычных всем денег ровно месяц — с 1 по 30 апреля. В пригороде Стокгольма, в Соллентуне, четверг 29 марта объявлен «карточным» для всех жителей, а продолжат «марафон» только участники соревнования. Пяти победителям в конце месяца будут вручены призы в размере 1 500 крон — разумеется, они будут начислены на счет героям, а не выданы на руки. Успех будет зависеть и от того, насколько ярко участники опишут свои ощущения и объяснят мотивацию.

Собственно, кампания «Избавьте общество от наличных» началась еще в 2009 году, когда в газете «Dagens Nyheter» было опубликовано письмо с призывом ко всем гражданам перейти на безналичные расчеты. Подписали его известные люди — председатель Союза финансистов, руководитель Ассоциации шведской торговли и профессор криминологии Стокгольмского университета.

Жителям королевства доходчиво объяснили все преимущества «скачка в будущее». Во-первых, прекратятся вульгарные ограбления банков и магазинов. Во-вторых, никому больше не придется отягощать карманы мелочью и пачкать руки ассигнациями. В-третьих, общество будет избавлено от некоторой финансовой нагрузки в размере тех средств, которые уходят на производство, хранение, транспортировку, пересчет и охрану наличных денег. Без этого всего и природе, оказывается, станет легче — сколько вредных веществ выбрасывают только спецавтомобили, ежедневно перевозящие банкноты и металлические монеты.

Год за годом аргументов за отказ от «материального» эквивалента стоимости становилось  все больше. Для простого обывателя это, в первую очередь, лучшая сохранность капитала. «Потерянная купюра потеряна навсегда, - говорят специалисты. - А вот если кто-то чужой воспользуется вашим банковским счетом, то тут поможет страховка, и ничего вы не лишитесь».

Государственные же мужи, ориентированные на борьбу с «черной экономикой», спят и видят,  как все станет подконтрольно. Ни взяток тебе, ни работы без уплаты налогов, ни крупных подарков, ни торговли «мимо кассы». Хочешь купить подержанный велосипед? Иди и переводи продавцу на счет сумму, объясняя ее назначение. Помог знакомый работяга забор ставить? Пожалуйте в банк, прекидывайте ему 200 евро за труды, а он с них налог заплатит. Хоть в золотых слитках богатство храни и десять лет карауль, пока цены на драгметалл взлетят, — все равно при продаже процент государству отдашь. То есть, все «черное» автоматически становится прозрачным, создавая массу неудобств и серьезным преступникам, и слегка мухлюющим индивидуумам.

В быту же проблем не предвидится. Даже наоборот. В некоторых шведских банках, например, уже нельзя получить наличность. Зато с карточкой путь открыт везде. С водителями такси, например, очень удобно расплачиваться кредиткой, не думая о чаевых. Как и в ресторанах. В шведский автобус или в вагон узкоколейки с деньгами вообще не суйся, билет тебе не продадут ни на кроны, ни на валюту. Талончики и проездные можно приобрести только в газетных киосках или на остановках в автоматах — тоже по карточке. Причем, в автобус вы входите исключительно с передней площадки, и внутрь салона водитель вас не пустит, пока что-нибудь не предъявите. Если нет ничего стоящего, можно заплатить через мобильник: послать СМС, тотчас получить ответ и показать экран шоферу. Иностранцы, конечно, очень страдают и часто бредут с чемоданами от парома пешком — зарубежным телефонам водители не верят.

В общем, на моем пути  в Швеции встретился лишь одно заведение, в котором требуются исключительно наличные: комиссионка «Красного Креста». Кстати, именно благотворительные организации выразили недовольство по поводу грядущих изменений: многие жертвователи не хотят, чтобы кто-то знал, сколько и кому они дают. Это традиция, в том числе — и религиозная: творить милостыню в тайне. Теперь же и это будет входить в годовые отчеты, присылаемые клиенту банка. И после смерти гражданина наследники тоже увидят, куда подевались те или иные суммы накоплений, какой фонд поддержал их дядюшка или какую организацию.

Конечно, сразу, одним днем, перейти на «электронку» не удастся. Но темп взят хороший. Сейчас уже, по сообщению «Fria Tider», в Швеции лишь 3 процента общего количества средств представлено купюрами и монетами. Примерно в восемь раз с 2008 года сократилось количество ограблений банков. Зато все виды мошенничества с кредитками продолжают цвести: в 1999 году их было зарегистрировано 6 528, а в 2011 — 8 800.

Однако постепенно преодолеваются препятствия, вводятся дополнительные услуги для владельцев карточек. Например, ограбить владельца кредитки будет сложнее. Даже если он «под пистолетом» выдаст правильный код, перевести «на себя» бандит сможет очень немного: на расходном счету окажутся сущие копейки. Хозяин карточки при крупной покупке посредством мобильника переводит на «расходку» ровно столько, сколько ему нужно, с другого счета. Есть и масса других самых разнообразных предложений и вариантов.

Разумеется, очень многим я задавал детский вопрос: «А что будет, если отключат свет?» . Мне отвечали разные люди — инженеры, полицейские, работники банков, женщины с детьми и без. Все сводилось к одному: «А как в случае катастрофы и тотального обесточивания страны тебе помогут бумажные деньги?». В общем-то, и правда — как? Поезда не ходят, самолеты не летают, пароходы не гудят, магазины чеков не выбивают, бензоколонки умирают. На что тут деньги? В идеале, как говорят специалисты, надо бы всем захомячить съестного и питья на 2 недели. Больше «блокада» и при катастрофе продлиться не может, все наладят.

Самое любопытное во всей этой истории с отмиранием наличности в отдельно взятой скандинавской стране — то, что купюры и появились здесь же. В 1656 году хитроумный лифляндец Пальмструч с разрешения короля основал первый шведский банк — с мыслью, что это будет гос. учреждение, которое станет привлекать к себе капитал. И в 1661 году появились первые в Европе банкноты, которые были куда удобнее в обращении, чем огромные медные пластины, служившие деньгами (страна славилась как крупнейший поставщик меди).  Золотом, серебром шведы расплачивались за границей, а на родине они в прямом смысле «ворочали деньгами» - вес некоторых монеток доходил до 19 кг. 

Популярность банкнот поначалу была так высока, что за них платили больше реальной цены. Банк не устоял перед искушением перенасытить рынок «бумажками», после чего их стоимость стала падать. Вкладчики начали забирать свои средства из банка, и он закрылся. Тогда еще не понимали, что стоимость денег зависит от количества выпущенных банкнот — и не понимали, почему это произошло. На следующем Риксдаге банкноты решено было изъять из обращения. Во время судебного процесса было решено, что «организатор и вдохновитель» сам должен возместить недостачу, иначе — смерть.

Позже шведы поняли, что госбанк все же нужен, он был основан в 1668 году. Управляли им представители трех сословий: дворяне, священники и горожане (крестьяне не решились пуститься в это предприятие). Через банк с тех пор проходила значительная часть доходов короны.

Теперь инициаторами нововведений опять стали финансисты. Вперед, в «безденежье»?