Западные немцы устали от "солидарности"

После  падения Берлинской стены и воссоединения ФРГ и ГДР в Германии был принят Пакт солидарности (сокращенно «Соли»). Согласно ему восточные земли с 2005 по 2019 года получат 156,5 млрд евро от государства и западных земель. Всего же за 30 лет (начиная с 1990 года) в рамках этого механизма трансферты составят 209,7 млрд евро. 

В условиях кризиса время от времени возникают  сомнения по поводу «Соли».  В минувший понедельник мэр Дортмунда Ульрих Сиерау, член СДПГ (Социально-Демократической партии Германии) прямо заявил о том, что Пакт солидарности неоправдан. Правда, его демарш был тут же осужден родной партией. Вице-президент Бундестага, член СДПГ Вольфганг Тирзе квалифицировал высказывание мэра как проявление  постыдного легкомыслия.

Тем не менее, Ульрих Сиерау, пишет французская  «Монд», не сорвиголова. Его только что избрал город с 580 000 жителями. Дортмунд имеет задолженность  2 миллиарда долларов и незаплаченный взнос по «Соли» 600 миллионов евро, для уплаты которого должен будет занять еще $ 100 миллионов к 2019 году. Его мнение по Пакту разделяют  коллеги в Эссене, Оберхаузене и Гельзенкирхене в Рурской области, где уровень безработицы в 2 раза выше среднего  по стране.

Невеселые мысли о трудностях подтягивания восточных областей к уровню западных  навевает и ранее подготовленный правительственный доклад, который по этой причине,  как сообщила «Альгемайне Цайтунг», не был обнародован. В нем говорится о напрасных надеждах на достижение Восточной Германией в намеченные сроки такого же уровня  благосостояния, как и на западе. А также о том, что «Соли» создает опасный эффект привыкания и, возможно, приходит время оказания помощи любым бедным регионам независимо от того, находятся ли они на востоке или на западе.

Надо ли отказаться от Пакта солидарности, потому что он выполнил свою миссию?

Или потому, что он провалился? Или потому, что  некоторые сравнивают помощь в спасении Греции с усилиями по выравниванию земель присоединенной ГДР? Ответа нет.  Но вопросы возникают.

В 1990 году житель Восточной Германии зарабатывал около 50 процентов  зарплаты своего коллеги на Западе, сегодня - часто меньше 20. Прогресс наблюдается лишь в таких городах, как Йена (где безработица 7 процентов, как в среднем по Германии) и курортах на Балтийском море. В целом же до сих пор Восточная Германия неблагополучна. Здесь выше уровень безработицы,  беднее население, более выражен демографический спад. Несмотря на наличие ряда компаний по  микроэлектронике в Дрездене, возрождение  оптической промышленности в Йене и появление  автомобильных поставщиков в Цвикау, в ней успешны лишь несколько известных предприятий.  В топ-500 немецких фирм входят лишь 7 компаний с Востока.  

С другой стороны, западная Германия тоже имеет пеструю картину. На фоне кичащегомся наглым здоровьем юга  (Бавария и Баден-Вюртемберг) север выглядит бледно, а в Руре, Бремене растет бедность и   беспокойство. В Дортмунде  (земля Северный Рейн — Вестфалия) ситуация занятости стоит не менее остро, чем в некоторых восточных землях. Правильно ли в этих условиях в рамках в «Соли» перечислять средства на восток, где они нередко тратятся на ремонт дорог и увеличение численности муниципальных служащих вместо инвестирования в будущее?

И все-таки никто не сомневается, что Пакт солидарности будет реализован. Просто в условиях кризиса с получателей помощи будут требовать представления таких же точных счетов, как Берлин требует от Греции. Разве что санкций не будет.

А в этом  смысле, нам, россиянам, урок. Сколько у нас 20 лет назад было разговоров о необходимости освободиться от союзных республик, которые, де, тяжким бременем висят на шее России. К чему пришли, видим. Не обогатились. Германия поступает умнее.