СУББОТА!!! ВЕЧЕР...

На модерации Отложенный

     

     Муза Полигимния-покровительница пантомимы!!!

           




               Его дар уникален. В своем искусстве он Бог. Его искусство - старинное и вечное. Грустное и веселое. Это пантомима, которая так же как и драма, "родилась на площади". Он - мим. Имя этого великого мима знает и почитает весь цивилизованный мир.

          Впервые я услышал это имя в детстве, в песне В.Высоцкого- «...Ей сам Марсель Марсо чегой-то говорил...». В те времена не было интернета, поэтому, чтобы что-то узнать, надо было потрудиться!.. Марсель Марсо дважды приезжал в Ленинград и Москву. В 1957 году Марсель Марсо гастролировал в Советском Союзе, он выступал в Ленинграде на огромной сцене  Дворца культуры имени Ленсовета...

       В 1923 году, 22 марта родился знаменитый Марсель Марсо (настоящее имя – Маркэль Мангэль). Его родиной является Франция (Страсбург, Эльзас). Изменить фамилию пришлось в связи с бегством его еврейской семьи, так как началась Вторая Мировая Война. Его отец был мясником, которого убили в 1944 году, под Освенцем. Марсо, вместе с братом Алленом, были вынуждены скрываться во Франции. При этом они помогали детям перебежать в Швейцарию, которая была нейтральной. В то время, Марсель нес службу переводчика у генерала Шарле де Голле. Он был французом, французом по духу! Он впитал в себя ее душу, унаследовал культуру, в том числе и театральную, этой страны. Появившись на сцене вскоре после окончания второй мировой войны, Марсо дал свое первое выступление, которое имело название «3000 трупов» в 1944 году , после освобождения Парижа,. он был учеником выдающегося актера Жана-Луи Барро. Именно Жан-Луи Барро в получившем мировую известность фильме Марселя Карне "Дети райка" сыграл великого мима Франции XIX века - Дебюро. Вот такая протянулась цепочка преемственности...

        Своего героя, Бипа, Марсель Марсо создал под воздействием восхищения Чарльзом Спенсером Чаплиным, в восторге от его «маленького человечка»!!!

Вот как описывает свои впечатления от встречи с его искусством Алла ЦЫБУЛЬСКАЯ:

«...Он оказал огромное влияние на актерский мир.

У нас стали появляться свои мимы и лицедеи. Когда в БДТ имени Горького Г.Товстоногов ставил "Божественную комедию" И.Штока, совершенно молодой Сергей Юрский пластически воплотил своего Адама в стиле Марселя Марсо. Как пишут в романах, прошло много лет.И вдруг в Бостоне внезапно - новая встреча с великим мимом!

Как? Неужели, подумалось мне, он все так же подвижен, легок? Может выдерживать те же физические нагрузки? Впрочем, даже если он делает все в треть прежней силы, его надо видеть! Ведь актерский дар не может оставить его, пока он жив! И цветок в его руках будет так же трепетать как символ надежды...

- Сколько лет Марселю Марсо? - спрашивала я у знакомых. Ответ нашла в газете "Бостон Глоб": семьдесят семь...

             Я шла на его представление, допуская, что на сей раз возможно увижу прекрасного артиста в последний раз. Кто знает? На сцену вышел прежний Марсель Марсо. Изменений в лице увидеть было невозможно из-за набеленной знакомой маски. Изменений физических, телесных не было вовсе! В 2000 году Марсель Марсо был столь же изящен, что и в пятьдесят седьмом! И энергия движения не убавилась! Он был прежний во всей амплитуде своего артистического дара. И играл прежние, доведенные до совершенства миниатюры. Я узнавала их и радовалась узнаванию. И думала о том, что его Искусство принадлежит не Прошлому - оно живое, не Настоящему - оно преходяще, а Вечному, ибо герой его - горюющий, забавный, нелепый, наивный, несчастливый - прекрасен, прежде всего, человечностью! И сам Марсель Марсо обращен то к смеющейся, то к страдающей жизни... А эти чувства не могут быть старомодными... Менять можно лишь маски! Как и делает один из его персонажей: Создатель масок. Он примеряет одну за другой маски, обозначающие определенное настроение. Но чаще всего примеряет маску смеха... И вдруг оказывается - она приросла! Эту маску он снять не может. Мускульная гримаса остается навеки. Наказание? Возможно. Постоянное притворство не проходит даром...»

            Я смотрю на него и думаю: разве что-то изменилось? Что, я перестал встречать героев его миниатюр в жизни? Люди перестали быть счастливыми, или несчастными, одинокими, или влюбленными??? Меняются лишь поколения, а жизнь остается все той же... Мир, создаваемый великим мимом, реален, потому что реальна почва, на которой жил и творил великий мастер...