Будущее «Единой России». Спокойная аналитика для друзей

На модерации Отложенный

Выборы 4 марта навсегда разделили уверенно двинувшегося  в будущее Путина и уходящую в прошлое «Единую Россию». Решение ни как не связывать имидж возвращающегося  Президента с подмоченным образом «ЕР» оказалось верным. Общее недовольство чиновниками все больше сосредотачивается на «партии власти», а верховная власть на всех парах  уходит из под удара. Теперь ожидать попыток реанимации или ребрендинга «ЕР» за счет расходования рейтинга Путина было бы наивным.  Поражение, даже относительное, «ЕР» как партии власти на грядущих местных выборах может слишком дорого стоить верховной власти, поэтому рисковать достигнутым таким трудом временным успехом вряд ли кто станет.

Простое переименование партию власти не спасет, шлейф «грехов» догонит. От «ветхих мехов»  придется избавляться и найти совершенно новый сосуд для того же, впрочем, содержимого, пожертвовав «осадком».  Повестка дня такая – как с наименьшими потерями для верховной власти перенести статус «партии власти» с «ЕР» на её преемницу.

У «ЕР» будущего нет. Хотя оживить священную шкуру «ЕР» еще пытается  группа Шойгу в лице руководителя фракции в госдуме Андрея Воробьева, фактически занявшего место ушедшего Грызлова, но «добро» и ресурсы под это им скорей всего не удастся получить.  Попытка найти новое место в ряду прочих партий для бывшей «партии власти» была бы еще менее эффективной  – все минусы останутся с ней, все плюсы исчезнут. Смена идеологических позиций слишком трудна, куда  проще начать с нуля, нежели доказывать для начала что ты уже «не тот». Судьба бывших партий власти – ДВР («Демократический Выбор России») и НДР («Наш дом Россия»)  теперь ждет и ЕР.

Еще более спорно просто оставить «ЕР» Медведеву, переведя активы в «народную» партию ОНФ («Народного фронта»). Это настолько напоминает финт (фарс) с рокировкой Медведев-Путин, что само по себе может вызвать новую волну политического кризиса, не говоря уже об кадрово-организационной катастрофе, подробности которой описывать тут просто не хватит места. Нет, «ЕР», как пострадавшего в политическом ДТП с переломом позвоночника, трогать нельзя,  пусть уж долежит до следующих выборов, а тем временем пройдет организованная эвакуация крыс и капитанов с  тонущего корабля.

Итак, вопрос «ЧТО делать?» с «Единой Россией», видимо, уже не стоит. Попробуем теперь спрогнозировать ответы на вопросы «КАК» и «КОГДА». Начнем с последнего.

***

КОГДА. «ЕР» как формальная  структура должна дожить до следующих парламентских выборов, которые, очевидно,  пройдут уже без «ЕР», а до тех пор её как сеть фракций в избранных парламентах всех уровней и как  получателя бюджетных денег трогать нельзя. Если бы не необходимость участия в  выборах в регионах осенью решение «партийного вопроса» растянулось бы на годы и проходило в рамках «ЕР» в виде фракционной борьбы и конкуренции новых «движений».

Однако уже в ближайшем октябре новые партии, зарегистрированные по новому закону, скорее всего, смогут принять участие в региональных выборах, что кардинально меняет партийный расклад и фактически уже сейчас ставит под вопрос участие в них «ЕР». Идущее стремительное принятие нового закона о партиях подтверждает, что решение по поводу судьбы «ЕР» «на верху» по всей видимости уже принято (о чем можно было догадаться уже в декабре, когда на муниципальных выборах в Москве ЕР как лейблу запретили принимать какое-либо участие).

Более того, уже осенью, по словам Вячеслава Володина, могут пройти и прямые выборы губернаторов. Причем не только тех, чьи полномочия истекают в этом году (их 11), но и тех, кто готов немедленно попытаться заручиться мандатом доверия не только от Президента, но и от избирателей (например, недавно назначенный губернатор Санкт-Петербурга не исключает такой возможности для себя – и в этой позиции есть своя железная логика и понятный интерес). В связи с этим появляется, кстати, некоторая вероятность проведения выборов губернатора и, к примеру,  в Саратове, где я живу, уже осенью, если состоится бесконечно муссируемая отставка губернатора Ипатова. Сохранение «ЕР» в его нынешнем виде во всей этой ситуации крайне неудобно и предполагает дистанцирование от «ЕР»  основных кандидатов от власти (по примеру Путина). Так кому нужна «ЕР» в роли «пятого колеса», да еще и заклинившего?

Уже в марте на выборах мэров в 6 городах в половине случаев выдвиженца от ЕР просто не было, а в Астрахани, где он был, развернулся острейший скандал с неясным результатом. Так зачем этот источник проблем для мэров и губернаторов, вынужденных сейчас как-то соотноситься с «ЕР»?

Итак, не исключено, что «ЕР» участвовать на ближайших местных выборах уже не будет.  Это делает вполне реальным немедленное форсированное реформирование  партийной системы. Уже в мае-июне, на съезде «ЕР» может быть объявлено  о создании двух новых «партий власти».

***

КАК – делим на два. Социологи фиксируют в стране  нарастающее расслоение электората на два больших «рассерженных» сегмента – «сегмент самостоятельных» избирателей больших городов, начиная с Москвы, и «сегмент зависимых» избирателей на периферии. Центристская «почва» стремительно уходит из-под ног старой партии власти, которая оказывается между двух стульев. Поэтому не должно удивлять то, что из разлагающегося тела «ЕР» должны выползти именно две новые партии. И не для того, чтобы изобразить переход к американской двухпартийной системе (хотя разговоры будут). У российской вертикали власти может быть только одна партия власти. Вторая нужна для отвлекающего маневра и игры на этом разъезжающемся в  две стороны электоральном поле.

Попытки сотворить третью партию – консервативную, националистическую или социал-демократическую, которые предпринимает группа Игоря Шувалова, Дмитрий Рогозин и Сергей Миронов так же обречены на провал. Помимо их умозрительности все эти проекты неизбежно вступают в прямую конкуренцию с «единой» патерналистской «партией власти» на ее собственном электоральном поле, как неоднократно уже случалось.  То, что толком не позволялось и раньше, теперь – тем более непозволительная роскошь для власти, когда её «поляна» стремительно сокращается.

КАК – идем на лево, отталкиваясь от «права». Верховная власть свой выбор из двух зол сделала, она оставляет окучивать все менее управляемый «средний класс» правым, а сама налегает на периферию. И именно тут мы видим партию Путина, партию большинства,  новую патриотическую партию власти, партию-преемницу «ЕР» - ОНФ. А с другой стороны должна появиться либеральная, модернизаторская «партия Медведева», эдакие «меньшевики». Она нужна чтобы действительно перенести свой «политический» центр тяжести налево и уйти из-под обломков ЕР сохранив главное необходимо от чего-то оттолкнуться. И эту роль оставляемого корабля должна выполнить как раз вторая, «потешная» новая партия власти.

Медведевская партия вряд ли  проживет долго и вряд ли дотянет до следующих выборов в парламент. Слишком большое иссушение списать на нее (и на него) все возрастающие проблемы власти текущего года, «грязную» монетаристскую работу «либерастов» в правительстве,  начало повышения пенсионного возраста и т.п. Остатки опороченных в глазах масс «либералов» от власти в конце концов должны слиться с партией Прохорова.

Вот она и будет в ближайшие годы занимать свободный «правый фланг», все для этого уже сделано.

КАК – новые большевики. Траектория переноса титула «партии власти» с «ЕР» на ОНФ кажется очевидной. Менее очевидна другая развилка – на чем именно будет строиться новая партия, в чем будет её главная «фишка». Вариант с «едросовским» акцентом на гарантию стабильности уже не проходит. Более вероятен другой инерционный вариант – фокус внимания на заботу о простых людях, социальный патернализм и подкуп отзывчивого электората периферии, блестящим образцом которого как раз и является главный архитектор ОНФ Вячеслав Володин. Однако то, что хорошо в отдельно взятом регионе на уровне страны выглядит невыполнимым. Более того, никакой даже дефицитный бюджет дальнейших популистских мер не выдержит. А на фоне роста протестных настроений эффективность подобных мер в дальнейшем вообще вызывает большие сомнения.

Отсюда вывод – новой партии необходима гораздо более идеологически определенная, даже агрессивная позиция, нужны поляризация и культивирование образа врага, натравливание большинства на меньшинство. Образец такого тренда был уже заложен на Поклонной. Далее в качестве врага, помимо «оранжистов» и США, было бы логично нечто более осязаемое, например свергнутую региональную «коррупционную» власть  - в Саратове Ипатова, в Москве – Громова. Тут были бы кстати стремительно политически надутые местные и не очень олигархи (типа Чубайса и нового Березовского - Евстафьев, на сратовскогом уровне и др.) Такие саратовские жупелы, как Джлавян или Пипия времен заката Аяцкова – вновь станут необходимы в каждом регионе. Борьба совсем другого рода, тихая, настоящая, на смерть, неизбежно будет развернута с главным реальным конкурентом ОНФ – КПРФ. Неофициальным образцом для ОНФ должна стать КПСС (или даже ВКП (б), а эстетическим каноном – империя СССР. Всем недовольным «совком» интернет-диссидентам дорога при таком развитии событий одна – в Израиль (на Запад).

Но настоящим фундаментом новой партии может (и должна была бы) стать новая кадровая политика. Если, конечно, новой партии удастся подняться над ролью политической декорации. В этом случае понадобится создание мощного кадрового насоса, в который должен превратиться ОНФ, решая, тем самым помимо актуальной задачи высасывания кадровой крови у потенциальной и реальной оппозиции главную стратегическую проблему нынешнего политического режима – институциональную замену господствующего сейчас отрицательного кадрового отбора положительным. Под решение общих, глобальных общественных задач, а не для исключительно частных, приватных, корыстных целей, как ныне.

ОНФ должен стать реальной школой нашистских штурмовиков из периферии, заточенных против зажравшейся «столичной буржуазии», школой новых опричников или хунвэйбинов, а точнее – комиссаров и большевиков. Вместо игрового Селигера понадобится самый настоящий массовый системный кадровый конвейер, транспортер из периферии в Москву. Молодые пассионарии из беспросветной глубинки должны будут стать новой массовой опорой режима, иначе он обречен.

По плечу ли Володину эта не простая задача? Если режим рискнет и дальше привлекать харизматичных радикальных патриотов для «упаковки» нового социального лифта в соответствующую идеологическую упаковку – проблемы тут не будет. Однако это потребует перестройки вкусовых привычек всей правящей группы, обходившейся до этих выборов без таких «наперченных» блюд. Процесс это болезненный и вовсе не факт что на него сейчас, еще до начала экономического кризиса, она к нему готова. Но потом будет, видимо,  уже поздно.

***

Прогноз на осень для Саратовской области в качестве примера. Итак, если предвыборное законодательство радикально не изменят в пользу мажоритариев, чтобы не зацикливаться на уходящем партийном бренде, уже на летнем съезде «ЕР» должно быть принято решение уступить дорогу молодым партиям и не участвовать уже в осенних выборах. Тогда мы станем свидетелями интересных раскладов на выборах  в Саратовскую областную думу. Попробуем спрогнозировать варианты развития ситуации.

1 вариант, инерционный, все остается как есть. Рулить выборами в облДуму продолжит нынешний  главный «ресурсный источник» в лице главы города Грищенко, ограниченный надзирающим оком «свыше»  в том случае, если сохранится спрос на нынешнюю инерционную модель «серого» продавливания.  Если «ЕР» все таки  будет участвовать списком на выборах в облДуму  в Саратове, очевидно,  время будет играть против неё. Неизбежно произойдет определенное сокращение представительства «ЕР» в думе, усиление КПРФ, весьма вероятно появление фракции партии Прохорова. Большинство старых депутатов в новую думу не пройдут - окажутся за бортом списка «ЕР». А некоторые их тех, кто все таки будут продавлены в этот список «сенсационно» проиграют – «оппозиционерам», под ковром согласованным с властями.

В целом существенного изменения политического ландшафта не произойдет. Этот вариант мог бы быть наиболее вероятным, если бы не одновременные выборы в других регионах, где участие ЕР куда  проблематичнее, нежели в Саратове. Поэтому вполне вероятен запрет ЕР в праве участвовать во всех региональных выборах, в том числе и в лояльном «ЕР» Саратове.

2 вариант, переходный, на выборах появляются списки двух новых «партий власти», продвигаемых прежними способами. Если на выборах появляется список ОНФ в его нынешнем размытом образе его вероятно возглавит спикер облДумы Радаев (впрочем, так же как и список «ЕР» в первом варианте), но ключевую роль будут играть те же люди, что и сейчас.  Часть старых депутатов вынужденно переберется на новенький тонущий корабль  медведевских либералов-меньшевиков, которых может возглавить, если не покинет страну и свободу - Ипатов. В громкой победе ОНФ  сомневаться не приходится, медведевцы едва переберутся через проходной барьер.  Но в сумме эти два списка могут набрать много - под 70% голосов. Появление этих новых фракций в думе оживит политический театр области. «Справедливая Россия» в думу вряд ли попадет, КПРФ уменьшит свое представительство, ЛДПР и партия Прохорова под большим вопросом, остальные новые партии все окажутся за бортом.

3 вариант, наступательный, ОНФ превращается в агрессивную электоральную машину. Если ситуация обострится и маховик смены не только формы, но и содержания политического механизма будет запущен уже сейчас  перемены произойдут разительные.  Финансы и кадры под саратовские «образцовые» выборы вероятнее всего будут спущены из Москвы, а частично кардинально обновлены в самом регионе. В руководящие органы ОНФ придут новые неожиданные для кого-то люди, лучше вписывающиеся в образ новых «большевиков». Саратовскую городскую группировку от этого ОНФ с большой вероятностью отодвинут, ограничат столицей области и столкнут со старыми олигархами «на драку-собаку». Скорее всего в этом случае им достанется «медведевская партия» за неимением другой. Что касается нынешних первых лиц области, то некоторые из них вполне могут оказаться за решеткой.

На выборы ОНФ вероятно поведет в этом случае депутат госдумы Панков, лучше вписывающийся в новый образ партии власти.  Но и сам Володин прятаться от выборов не будет, напротив, рулить показательными выборами непосредственно было бы логичным. Силовые методы окончательно возобладают. Фракция ОНФ, не исключено, в итоге сможет тотально контролировать областной парламент,  так что даже КПРФ, не говоря уже о «медведевской партии» в думу могут не пройти. В этом случае на наших глазах будет создаваться образец новой России, готовящейся преодолеть шторма мирового кризиса закручиванием гаек и новой социальной мобилизацией.