Казаки и казахи. Кому выгодно переписывать историю в учебниках, разжигая межнациональную рознь?

На модерации Отложенный

Мнение: историк и журналист Александр Белый

 

 
Казаки и казахи. Кому выгодно переписывать историю в учебниках, разжигая межнациональную рознь?
В конце 17-начале 18 века наибольшая угроза казахскому ханству исходила от государства Джунгарии.
Многим казахам, интересующимся историей памятны еще годы Великого бедствия 1723-1727 годов, когда казахские аулы джунгары превратили в руины, а население превратили в рабов или уничтожили. Тогда на помощь казахской степи пришла царская Россия, а точнее военная гвардия царя – казачество.
Именно казаки стали главными участниками войн против джунгар. И именно казакам казахская степь должна быть благодарна за то, что их избавили от такого серьезного внешнего врага как Джунгария. Не вступись Россия в то время за Казахстан и кто знает, что было бы с казахской степью. Однако в последние пять лет все учебники по истории Казахстана дают казачеству одну-единственную оценку, а именно, что казаки-переселенцы выгнали казахов с плодородных пастбищ и на их территории безо всякого согласия кочевников стали строить военные укрепления и крепости. Так кто такие казаки по отношению к  казахскому народу - союзники или заклятые враги?

Затронуть эту тему я решил не случайно. Я как преподаватель и журналист считаю очень неправильным такую позицию, когда ребенка, живущего в Казахстане уже в пятом классе призывают ненавидеть русскую нацию. Притом большинство негативной информации говорится как раз о казачестве. Поэтому я сделаю свою оценку событий происшедших в казахской степи на протяжении нескольких лет. В 1731 году Анна Иоановна императрица России подписала хану Абулхаиру грамоту о вступлении Младшего жуза в подданство России.

Притом вполне, естественно, что России, чтобы защитить казахскую степь от внешних врагов, нужно было в спешном порядке строить военные крепости и поселять в них русских воинов - казаков. Казахи указывают на то, что казаки стали строить крепости на лучших кочевьях казахов. Но господа, а как было устранить иначе внешнюю угрозу. Естественно строительством военных укреплений и оборонительных линий. Однако, многие казахи считают хана Абулхаира прорусским ханом и уверены что это из-за него казахи лишились лучших пастбищных угодий.  Мало того,  русское правительство запретило казахам кочевать на правую сторону Урала и Иртыша. Но только почему никто даже не задумывается, почему вышел этот закон. Дело в том, что за Иртышом и Уралом проживали другие российские народы башкиры, каракалпаки и другие. Так вот кто не знает историю, могу подсказать. Именно у башкир казахи угоняли скот, а захвативших людей, чаще всего женщин превращали в рабов. Если внимательно проследить всю историю, то можно заметить, что у многих казахских султанов жены были башкирки и татарки. Ведь те рабыни, которые вступали в брак с казахами, автоматически становились свободными. Но двинемся далее. Более всего меня смущает фраза, написанная в учебнике пятого класса – «Оставшиеся без земли казахи стали зависеть от русских – казаков и крестьян». О какой зависимости может идти речь, если казахи в большинстве своем скотоводы, а русские земледельцы. А казаки так это вообще вольные люди! И, надеюсь, царского жалования за военную службу им вполне хватало на то, что жить достойно, а не обирать и грабить казахов-скотоводов. И как можно казахам противопоставлять себе казаков, когда в восстании Емельяна Пугачева 1773-1775 года казаки и казахи воевали плечом к плечу! Вот тут-то и сказывается определение вольный человек. И определение русские казаки тоже не совсем верное. Так как на службе в казачестве состояло, иногда, до нескольких десятков наций. Таким образом, не стоит в казахской истории весь негатив сливать на казачество и считать казаков виновниками отсутствия казахской независимости.