НАТО в Ульяновске: механизмы лоббирования

На модерации Отложенный


Министр иностранных дел Сергей Лавров на днях заявил: «В США какое-либо финансирование из зарубежья политической, особенно электоральной деятельности американских НПО категорически запрещено законом. Нам надо «подгонять» свое законодательство под эти демократические стандарты». Действительно, нам придется это сделать и в отношении электоральной, и в отношении политической деятельности западных НПО.

«Окно возможностей», связанное с выборами, скоро закроется, и западные общественные и экспертные сети перейдут на другие проекты: помимо «оранжевых» функций, они играют существенную роль в административных, экономических и военных прозападных инициативах.

Рассмотрим модель их действий в военно-политической сфере. В начале февраля 2012-го прошла информация о планах по открытию «перевалочного пункта» НАТО в Ульяновске для обратного транзита военных грузов из Афганистана. Согласно схеме, грузы должны доставляться воздушным путем из Афганистана в Россию, минуя Узбекистан, затем железнодорожными составами по территории России перевозиться в страны НАТО. Узбекистан отказал НАТО в обратном транзите через свою территорию, обеспокоенный потоком оружия и наркотиков, который пойдет с грузами. И депутат Государственной Думы от КПРФ Анатолий Локоть справедливо назвал базу в Ульяновске «киргизским Манасом в России».

Из западных экспертных центров немедленно раздались голоса в поддержку «ульяновского маршрута». Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Арбатов также уверен: «Это решение абсолютно правильное».

По его мнению, если бы Россия отказалась содействовать НАТО в организации перевалочного пункта в Ульяновске, то она бы дискредитировала себя как стратегического партнера.

Идея присутствия НАТО в Ульяновске, оказалось, пользуется восторженной поддержкой губернатора области Сергея Морозова. «Мы уже давно занимаемся этим проектом, – сообщил он. Сотрудничество с НАТО – это «прекрасная возможность дать толчок развитию нашего аэропорта», которая «реально подтвердит международный статус аэропорта». Озабочен ли губернатор увеличением потока афганского героина в непроверяемых грузах? «А ни о каких наркотиках речи и быть не может, - считает глава региона. - Ведь американцы очень серьезно смотрят за наркоканалами». Возникает вопрос: губернатор сам дошел до такого понимания интересов Ульяновской области? Или ему «объяснили»? Тогда – кто?

В России существует организация, которая называется Московская школа политических исследований - МШПИ. С 1992-го она занимается «гражданским просвещением региональных лидеров». Согласно отчету за 2009-й, на тот момент было проведено 1600 семинаров, в которых приняли участие более 8000 человек. Более 70 выпускников стали членами российского парламента, более 200 воспитанников школы были избраны в региональные, городские и районные органы власти. В списке влиятельных выпускников школы фигурируют, помимо Владимира Рыжкова, несколько заместителей министров правительства страны, несколько десятков губернаторов, вице-губернаторов, мэров городов и глав региональных законодательных собраний.

Сам Джордж Сорос «впечатлен непрерывными усилиями школы по продвижению основ демократии», - с гордостью сообщается на сайте организации.

Наряду с советом директоров школа имеет международный попечительский совет, председателем которого является сэр Родрик Брейтвейт. В 1992-1993 годах сэр был советником британского премьер-министра и председателем британского Объединенного комитета по разведке, который обеспечивает координацию всех спецслужб и их связь с ЦРУ. Финансируют школу Агентство международного сотрудничества в области развития, Агентство США по международному развитию, программа «Открытый мир» библиотеки конгресса США, соросовский институт «Открытое общество», Совет Европы, американский фонд Чарльза Стюарта Мотта, ведущая американская корпорация военно-промышленного комплекса «Локхид Мартин», есть и другие спонсоры. Среди частных доноров фигурируют Роберт Макфарлейн – советник по национальной безопасности в администрации Рональда Рейгана, один из главных архитекторов концепции «звездных войн» и участник скандала «Иран-контрас»; Тоби и Чарльз Гати – она заместитель госсекретаря по разведке и анализу в 1993-1997 годах, он - старший советник госдепартамента по политическому планированию в начале 1990-х; Томас Грэм – специальный помощник президента и старший директор по вопросам России в администрации Джорджа Буша-младшего; Анжела Стент – офицер национальной разведки по России и Евразии в совете по национальной безопасности в 2004-2006 годах, Элизабет Джоунс – заместитель госсекретаря по Европе и Евразии в 2001-2005 годах и другие «компетентные лица».

Московская школа политических исследований также собрала группу экспертов, в которую - помимо членов международного совета - входят другие видные зарубежные деятели: известные русофобы Ричард Перл и Ричард Пайпс, бывшие и нынешние послы США и Великобритании в России Томас Пикеринг, Джеймс Коллинз, Александр Вершбоу, Уильям Бернс, Джон Байерли и Майкл Макфол, Эндрю Вуд, Энтони Брентон и Энн Прингл, президент нефтяной компании ТНК-БП Роберт Дадли и другие.



Среди экспертов также присутствуют известные россияне: Александр Волошин, Людмила Алексеева, Аркадий Дворкович, Сергей Караганов, Владимир Рыжков, Игорь Юргенс, а также… губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.

В аппарате правительства Ульяновской области на различных должностях работает с десяток выпускников и участников семинаров Московской школы политических исследований. Председатель Ульяновской городской думы Василий Гвоздев и два его заместителя Александр Данилов и Сергей Кузьмин также прошли обучение в МШПИ. Выпускники школы работают в областной Общественной палате, местных СМИ - главный редактор информационного агентства «Ульяновский корпункт», редактор «Первого молодёжного телеканала», выпускающий редактор «РЕН-ТВ-Репортер», руководят общественными организациями - региональное отделение Российского союза налогоплательщиков, молодежное отделение Российской ассоциации политической науки, Ульяновский клуб гражданского образования и несколькими экологическими организациями.

Очевидно, что вопрос об открытии военной базы НАТО не решается на уровне губернатора. Но, вкупе с московскими лоббистами обслуживания Россией интересов НАТО, соответствующим образом подготовленный губернатор, вместе с лояльным законодательным собранием, при поддержке «дружественных» СМИ, общественных и экспертных НПО сможет создать такую атмосферу в регионе, что население покорно примет военную базу Североатлантического альянса, не задавая вопросов.

Открытие военной базы НАТО в Ульяновске – это очередной шаг в поступательном вовлечении России в операции «наших партнеров». Поступательность здесь – ключевой термин. Если бросить лягушку в кипящую воду, она из нее выпрыгнет. А если опустить лягушку в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, причем и сама того не заметив – мозг отключается первым. Когда пойдут грузы, окажется, что для обеспечения их безопасности и «чтобы не разворовали», потребуется дополнительное присутствие сил НАТО. Далее, «для вашей же безопасности», появится необходимость «содействовать» местным правоохранительным органам. В ответ на взрывной рост наркотрафика НАТО предложит «совместную борьбу с наркотиками» – уже в центре России, не в Афганистане, где «международные силы» на выращивание мака особо и не реагируют. Население Ульяновска будет, тем временем, приучаться к присутствию людей в натовской военной форме, а местная экономика – к зависимости от обслуживания потребностей Североатлантического блока. И попробуйте потом выставить эту «временную» военную базу из Ульяновска – местные неправительственные организации грудью встанут на ее защиту, вбивая в людей известные клише насчет того, что силы НАТО «обеспечивают нашу безопасность и дают нам рабочие места», а вот «Путин обеспечить их не может».

Собственно, все аргументы у губернатора готовы уже сейчас. Как он рассказал, у выпускников местного училища гражданской авиации, «благодаря сотрудничеству с НАТО, появится возможность найти хорошую и высокооплачиваемую работу в Ульяновске».

Также, верит глава региона, «это работа для нашей авиакомпании «Волга-Днепр»: один из крупнейших налогоплательщиков Ульяновской области заплатит нам как минимум в два раза больше налогов». Разрабатывавший концепцию Северной сети снабжения Эндрю Качинс из вашингтонского Центра стратегических международных исследований говорил об этом и раньше: российские компании, перевозящие грузы и войска НАТО «стали глубоко зависимы от этого бизнеса».

Аналогичным образом прозападные сети обеспечат ход сепаратистским инициативам, приватизации стратегических предприятий, выгодным Западу реформам.

При этом в Кремле не заметно наличия адекватного понимания масштаба и деталей деятельности западных сетей в России, их истинных задач и механизмов реализации.

В этом контексте либерализация политической системы, предложенная Дмитрием Медведевым, для Вашингтона – манна небесная. Создание «карманных» политических партий для решения конкретных задач, прямые выборы губернаторов – это возвращение в «золотые времена» проведения своих интересов в московских коридорах власти и наращивания влияния в регионах. Если этот пакет законопроектов пройдет без фундаментальных изменений, наша политическая система будет открыта для «боев без правил». Отсутствие жесткой конкуренции и фильтров позволит проникнуть на легитимное политическое поле людям, которым в силу их интересов места там быть не должно. Далее они пойдут в «расширенное правительство», напрямую к рычагам исполнительной власти, откуда смогут реализовывать выгодную Западу политику при массированной поддержке западных экспертных и общественных НПО.

Я уж не говорю о выборе. Если раньше Ульяновск гордился тем, что он - родина В.И. Ленина, то теперь готов прославлять себя как гостеприимный российский город, первым принявший у себя базу НАТО. Да, выбирая место для организации перевалочного пункта, изощренные вашингтонские умы не могли лишить себя такого удовольствия…

Александр Чайковский - эксперт Института внешнеполитических исследований и инициатив (ИНВИССИН, Москва).