Чего хочет женщина, того хочет Бог

На модерации Отложенный

"Если женщина имеет право взойти на эшафот, она должна иметь право подняться на трибуну"

Влияние прекрасного пола в общественной, политической и экономической жизни большинства стран мира становится все более заметным. За три последних года число женщин-глав государств, включая "церемониальные" должности, выросло на треть - до 28 человек, такими же стремительными темпами растет число представительниц прекрасного пола в парламентах и бизнесе.

В том, что политика будущего будет иметь женское лицо, можно убедиться, глядя на участников молодежного саммита G20, на котором девочек уже больше половины.

Сложно поверить, что еще всего два века назад о привычной социальной активности женщин никто и помыслить не мог. Более того, отношение к прекрасной половине человечества было такое, что фраза Олимпии де Гуж – знаменитого автора "Декларации прав женщины и гражданки" (1791г.), сказанная ей в самый разгар Великой Французской революции: "Если женщина имеет право взойти на эшафот, она должна иметь право подняться на трибуну", прозвучала поистине революционно.

Сегодня во многих странах мира мужчины вынуждены создавать организации в защиту собственных прав. Складывается ситуация, которую не могли себе представить ни Клара Цеткин, ни Роза Люксембург: в XXI веке мужчины борются за равноправие с женщинами. Впрочем, в современной России и женщинам еще есть за что побороться.

Где женщины в русских селеньях?

По данным международной организации Inter-Parliamentary Union, Россия занимает "почетное" 84-е место по числу женщин в политике, уступая Габону, Зимбабве и Гондурасу, не говоря о развитых странах Запада. После нас - только беднейшие африканские государства и арабский мир с запретом на какую-либо значимую политическую деятельность женщин. Последней женщиной на российском престоле была Екатерина II, а было это 216 лет назад.

Между тем стоит лишь перейти границу России, как ситуация кардинально меняется - мировому политическому небосклону определенно есть кем гордиться. Международную политику невозможно представить без "железного канцлера" ФРГ Ангелы Меркель, экс-первой леди и действующего госсекретаря США Хиллари Клинтон, эксцентричного премьер-министра Исландии Йоханны Сигурдардоттир и президента Либерии Элен Джонсон-Серлиф, которая в прошлом году была удостоена Нобелевской премии мира за защиту прав человека и беспощадную борьбу с коррупцией.

Если большинство биографий политиков-мужчин - это последовательное перечисление достижений и побед, хороших вузов и известных родителей, то биографии женщин-политиков часто наполнены крутыми поворотами и личными драмами.

Так, премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина пережила десятки покушений, политические ссылки и убийства членов своей семьи, но все-таки сумела переломить ситуацию и выдернуть страну с последнего места по рейтингу коррупции. Премьер-министру Хорватии Ядранке Косор сложная биография (в прошлом - поэтесса и ведущая радиопрограммы для беженцев, пережила два развода и воспитывает сына одна) не помешала добиться значительного улучшения экономической ситуации в стране и даже присоединения к Евросоюзу.

Политологи часто говорят о "мужском" и "женском" типах руководства. Женщины, как правило, делают основной упор на экономику, экологию, социальное развитие и борьбу с коррупцией. К примеру, премьер-министр Словакии Ивета Радичова в свое время приняла беспрецедентное решение привязать зарплату высших чиновников к макроэкономическим показателям страны. Таким образом, министры фактически приравнивались к менеджерам корпораций: если план по росту промпроизводства и ВВП не выполняется, чиновник лишается премии. Даже не углубляясь в историю, легко заметить успешных женщин-управленцев, которые прямо на наших глазах меняют мир.

Женщина и власть

В России дело обстоит иначе. Россиянки стабильно не попадают в знаменитую сотню самых влиятельных женщин мира американского журнала Forbes, где в ассортименте присутствуют индианки и китаянки. В пику зарубежным коллегам российские СМИ в минувшем году запустили собственный рейтинг "100 самых влиятельных женщин России", который сейчас возглавляет спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. Кроме того, журнал "Финанс" публикует рейтинг "50 самых влиятельных деловых женщин России", на верхней строчке которого в 2011г. оказалась первый заместитель генерального директора "Интерроса" Ольга Зиновьева. До нее пальма первенства была у экс-глава "Интеко" и жены бывшего мэра Москвы Елены Батуриной.

Прекрасный пол в нижней палате парламента России представлен весьма слабо: доля женщин составляет всего 14% - такой уровень был средним по миру десять лет назад. И, хотя в Госдуме VI созыва этот показатель вырос до 14% с 13,3% в Госдуме V созыва, динамика покажется незначительной, если вспомнить, что в 1989г. советским женщинам принадлежало более 30% мест среди делегатов Съезда народных депутатов.

Впереди планеты всей по числу политически активных женщин - страны Северной Европы, где равноправие полов - дело государственной важности. Страны Скандинавии занимают лидирующие позиции в рейтингах качества жизни и развития человеческого потенциала, и никому там не приходит в голову высказаться в духе "место женщины - на кухне". Даже в Иране 27% женщин-членов правительства, а в России - только 11% (министр экономического развития Эльвира Набиуллина, сельского хозяйства Елена Скрынник, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова).

История новой России знает всего один случай участия женщины в президентских выборах. Ирина Хакамада получила 4-процентную поддержку россиян на выборах в 2004г., обогнав С.Миронова и О.Малышкина и доказав миллионам российских женщин, что прекрасный пол может не только достойно конкурировать с мужчинами-политиками, но и побеждать.

Отвечая на вопрос РБК о том, что мешает женщинам баллотироваться на президентский пост сегодня, И.Хакамада выразила мнение, что это "отсутствие интереса к политике, а там, где он есть - отсутствие финансирования: чтобы женщину - кандидата в президенты профинансировали, нужна серьезная политическая карьера". При этом она подчеркнула, что "назначенной сверху" может быть любая из трех министров плюс В.Матвиенко. Но пока у власти, видимо, не возникало такой потребности.

Засилье мужчин в российской политике - это так же ненормально, как засилье женщин в школах и детсадах, уверена И.Хакамада. "Классический пример. В школьном и детсадовском образовании есть проблема - одни женщины. Получается однобокое воспитание. Не хватает там мужчин, у которых лучше чувство юмора, которые больше играют с детьми, чем наставляют. Вот и получается однобокое убогое воспитание детей. То же самое в политике. Если там засилье мужчин, не хватает другого взгляда", - объясняет И.Хакамада.

По ее мнению, дефицит женщин на постах во власти приводит к неправильной диспропорции: "получается, что у нас в стране больше 50% женщин, у них куча проблем, но они не представлены в должной мере в органах государственной власти". Говоря о перспективах на будущее, И.Хакамада выразила уверенность, что "пусть медленно, но тренд будет меняться: подрастает очень активная молодежь, бойкая, и лет через десять все будет возможно".

Женщина и бизнес

В бизнесе прекрасный пол представлен несколько лучше, однако здесь есть небольшой нюанс. Все десять самых богатых женщин мира по версии Forbes не сколотили бизнес с нуля, а получили в наследство. Кроме того, суммарное состояние 20 самых богатых женщин планеты значительно меньше, чем у пяти самых богатых мужчин. Единственная россиянка в этом списке - Елена Батурина - занимает 993-е место в общем списке с капиталом в 1,2 млрд долл. Она же является единственной женщиной в сотне самых богатых людей России по версии журнала "Финанс".

Такая очевидная диспропорция заставляет задуматься. Директор по развитию бизнеса кадровой корпорации ManpowerGroup Ирина Курганова констатирует, что мужчины в России продвигаются по карьерной лестнице в два раза быстрее, чем женщины. "Работодатель скорее примет на должность руководителя-мужчину, чем представительницу слабого пола. Причем в российских компаниях этот вопрос стоит более остро, нежели в зарубежных организациях", - отмечает она.

Сравнивать гендерную политику в России и на Западе при этом не имеет смысла: там такой вопрос просто не стоит. В США по сравнению с прошлым годом количество женщин, занимающих руководящие должности в крупных компаниях, увеличилось на 15%, в России этот показатель продолжает оставаться на незначительном уровне.

При этом, отмечает И.Курганова, "современные женщины-руководители способны конкурировать с мужчинами не только в профессиональном плане. Многие работодатели отмечают, что женщины имеют более высокую мотивацию, они прилежнее и внимательнее мужчин относятся к работе, преданы делу, менее вспыльчивы и импульсивны".

Если в мире бизнеса женщины в чем-то и превосходят мужчин, так это в инвестировании. Согласно исследованию Университета Калифорнии (бизнес-школа Девис), инвестиционные портфели женщин в среднем на 1-1,5% доходнее портфелей мужчин. Разница заключается в отношении полов к инвестированию: там, где женщина проводит глубокое исследование и не торопится действовать, мужчина предпочитает высокорисковые сделки, используя биржу, в качестве казино. Кроме того, на руку женщинам часто работает врожденная интуиция. "Женский" стиль инвестирования, между прочим, использует один из самых успешных инвесторов современности - Уоррен Баффет.

Женщина и благотворительность

Складывается впечатление, что благотворительность - единственная публичная деятельность, которую мужчины готовы предоставить женщинам в нашей стране. Если Россия и плетется позади планеты всей по числу женщин во власти и бизнесе, то практически все видные правозащитники и руководители благотворительных организаций в нашей стране - представительницы прекрасного пола. Среди наиболее ярких из них можно выделить председателя Московской Хельсинкской группы Людмилу Алексееву, лидера движения "Экологическая оборона Московской области" Евгению Чирикову, одну из учредителей фонда "Подари жизнь" Чулпан Хаматову.

Эта точка зрения наглядно проиллюстрирована результатами проведенного ВЦИОМом опроса: каждый четвертый считает, что в политике женщинам не место или их число надо сокращать. Что примечательно, лояльность россиян к дамам во власти падает: если в 1998г. 45% респондентов считали, что представительство женщин в политике следует расширять, то сегодня таких соотечественников всего 37%. При этом 14% считают, что дам на постах власти и так слишком много.

Таким образом, Россия остается страной, где работает негласное правило "стеклянного потолка": формально ничто женщинам не мешает занимать высокие посты, однако фактически создаются искусственные барьеры, мешающие им подниматься по карьерной лестнице столь же стремительно, как это делают мужчины.

Тем временем в развитых странах аллегорию "стеклянного потолка" уже давно не вспоминают: там привыкли оценивать сотрудника исключительно по его профессиональным качествам. Более того, замечателен пример легендарного инвестора Питера Линча, который признавался, что жене и дочерям доверяет в вопросе вложения денег больше, чем аналитикам, потому что "устами младенца глаголет истина, а чего хочет женщина, того хочет Бог".

http://top.rbc.ru/economics/07/03/2012/640794.shtml