Канцлер Давоса.
На модерации
Отложенный
И приснится же такое!.. А вообще, управлять — дело многоаспектное, управлять разумно ох как непросто. Помимо знаний и вложенного очень большого предварительного труда, наличия терпения и понимания того, где нужно идти на компромисс и в каких пределах, а где позицию нужно держать твёрдо, нужно почти постоянно решать в себе задачу согласования собственных эмоций, суда и условий действования.
Начинается же всё с маленького. С научения человека тому, что считать правильным, а что неправильным, и почему. То есть нужно научить правильному — и закрепить это научение.
Взять правила дорожного движения. Закон? Закон. А вот его исполнение блюстителями закона… не правда ли, оно есть объект пристального наблюдения прочими гражданами. Некоторое время назад, будучи в возрасте не слишком большом, переходил я, где мне вздумалось, хорошей ширины проспект. Дошёл до тротуара и вдруг увидел, что в упор не замечавшийся мною страж порядка стоял как раз на том месте, куда я направлялся. Журить не стал, а просто оштрафовал. Меня это впечатлило. Ведь я правила знал… но как он там оказался?.. Да… После того большие проспекты в неположенных местах стараюсь не переходить.
А вот другие… Смотрю, вылезает из новенькой иномарки замначальника милиции и, не обращая внимания на находящийся в 20 метрах пешеходный переход, со своим семейством семенит через четыре полосы движения, между проезжающими машинами, к магазинчику. Интересно: подначаленный ему гаишник осмелился бы оштрафовать своего начальника? Или вот другая картина: июнь 2011-го, на скамейках возле магазина сидят люди, бутылки не бьют, матом не ругаются. Начальник милиции, переодевшись в «гражданку», подходит к скамейкам и начинает саморучно тянуть на себя людей, кого за руку, кого за голову, то есть учиняет хулиганство. Это наблюдает стоявший с ним надзиратель, как люди говорили, из КГБ. Спрашивается, почему представитель КГБ позволил гражданину милиционеру учинять хулиганство? В какой это стране видано, чтобы лица, по долгу службы обязанные соблюдать законы, так нагло их нарушали? А ведь большие и меньшие начальнички, раз за разом допуская нарушения закона, не только не укрепляют позиции государственной власти, но и вышибают из-под своих задниц перспективу на какое-либо помилование себя. Раз посеяли зло, то должны его и пожать.
Но управление заключается не только в создании разумных законов и в правильном их исполнении. Очень важна глубина понимания. А она достигается упражнением. Я наблюдал, как проходят дебаты будущих политиков, студентов одного из топовых западных университетов: жарко… Люди учатся рассуждать и отстаивать свою точку зрения. Белорусские же политологи и в тон им выверенные журналисты и прочая рать, говоря о происходящем, почему-то отказываются увидеть в решениях тех же западных политиков простое человеческое стремление к правде, к основанной на взаимном уважении свободе, и выдумывают на них какую-то ахинею. Зачем? У человека не так уж много дней жизни, чтобы тратить их на пустое и дерьмовое, пусть и оплаченное руками неразумных.
Ведь там, где высвечивается и анализируется, а не прячется, там заразе трудно завестись. А там, где прихлебатели друг друга покрывают в том, в чём не нужно покрывать, там, естественно, всегда есть проблемы — а цены завышаются, работа оборудования не соответствует нормативным требованиям, процветают воровство, низкий уровень знаний персонала и рисование вводящих в заблуждение показателей.
Я не верю, что Белоруссия — бедная страна. Не верю, невзирая на то что в декабре 2011-го зарплату ниже 1 млн. бел. руб. получали не в 104 организациях, а — если считать филиалы и отделения разных РУПов отдельными организациями — возможно, в нескольких тысячах организаций (и здесь, как и во многих других случаях, дело в методиках статистики. Например, многие люди, занимающие разные должности, говорили, что они получают около 850-950 тысяч бел. руб. А когда призываешь к ответу руководителя, то он клянётся, что у него они получают 1,2 миллиона или около этого; прямо хоть под гильотину клади такого…). Но, к сожалению, демократии здесь на сегодня ещё меньше, чем в Северной Корее — поскольку там, со сменой правителя, общество стало оживать. Богатство же — оно скрытое, прикрытое неумением поступать по правде, скупостью на делание добра, отсталостью в самоорганизации, удовлетворённостью посредственным, незаинтересованностью начальников искать пути улучшения (действуют по принципу «лишь бы меня не вынуждали делать работу эффективно. А цифры подгоним, сделаем любые, какие потребуют представить на бумаге»), а подчинённых — приобретать авторитет (складывающийся из многих факторов) и работать въедливо, с разумной инициативностью.
Итак, этот потенциал должен быть пущен в ход. Я не хочу, чтобы жители Белоруссии, являющиеся её гражданами, пришельцами были вытеснены за двери в белорусских магазинах, студенческих общежитиях, органах управления, спорте… Да, нам нужны умные — как свои, так и иностранцы, но не в пропорции «10 китайцев на 1 белоруса», и на это следует обратить пристальное внимание нашим миграционным стратегам. Пусть Нигерия, Китай, пусть другие страны — особой разницы в этом нет. Преобладание исконных жителей над пришлыми должно быть не мене семидесяти процентов, в ином случае угроза стать чужими в собственной стране нисколько не преувеличена. Это, к слову, актуально и для России.
А я заинтересован в России, заинтересован в Белоруссии, Украине. Заинтересован в стабилизации системы евро и доллара США. Уверен, что знаю, как сделать здоровой белорусскую финансовую систему, а в перспективе — европейскую, американскую и некоторые другие валюты. Конечно, в каждой стране есть свои особенности, среди главных — менталитет людей и законы, и чтобы это учитывать яснее, есть необходимость бывать не только в Минске (на что хватает денег обычному белорусу) и не только в качестве экскурсанта.
А широкий проспект тот соединён мостами Троицким и Ушаковским с Суворовской площадью и Военно-морской академией имени Н. Г. Кузнецова и рад, что называется не советским Кировским. Я разделяю его радость.
Комментарии