это не очень хорошо для современного художника – уметь рисовать

В те дни, когда либеральные СМИ выносят мозг, призывая Патриарха проявить милосердие к участницам Pussy Riot и отпустить их по-добру, по-здорову, из щелей и прорех эфиров лезет все понимающая и всепрощающая тень бульдозера американского пошиба на рынке современного искусства в России Марата Гельмана. Оказывается, Марат Гельман тоже не приемлет выходки придурошных в Храме Христа Спасителя, но…

Есть мнение, что не без затеи маратов гельманов те и устроили оргии бесноватых. Скажу больше, сейчас им лет по двадцать с небольшим. Пройдет года три-четыре… И со страниц журнала Interview о них заговорят как о героях, как о новых Мухиных приблизительно также, как говорят сегодня о художнице Диане Мачулиной.

Напомним, Диана Мачулина рванула в лидеры современного искусства во время суда над кураторами выставки «Запретное искусство – 2006» в Сахаровском центре. Напомним, среди экспонатов выставки была запрещенная к показу в Третьяковской галерее работа Александра Косолапова «Икона икра», была «Реклама «Макдоналдса», где потребление гамбургеров сравнивается с церковным причастием, были полотна Авдея Тер-Оганьяна, Вячеслава Мизина и других, что содержат сексуальные сцены, табуированную лексику и шутки на тему Православия. Так вот, во время суда над кураторами выставки 25-летняя Диана Мачулина, девушка решительная — устраивала перформансы, заявляла о себе как о фанатичном борце за современное искусство. Потом тусовалась с крайними радикалами, потом попала в конюшню самой роскошной московской галереи Stella. Участвовала в основном проекте 2-й Московской биеннале. После преобразования Stella в некоммерческий фонд перешла к Гельману. Сегодня делает большие псевдореалистические холсты, на каждом из которых можно найти липучку для мух.

Теперь Диана Мачулина художник знаменитый и успешный. Фрагмент беседы с ней из журнала Interview весьма характеристичен:
— «А вот еще забыла спросить, а как вы попали в Галерею Гельмана?
— Ну есть такая практика у нормальных галеристов искать молодых художников. Только не все этим занимаются. Скорее молодые художники ищут галереи, но мне всегда казалось бредом ходить с папочкой. Перспективнее делать свои работы и показывать их на групповых выставках. А галереи сами не дураки, они все отслеживают. Вот так я и стала с галереей Гельмана работать с 2007-го года.
— В ваших работах видна рука человека, который умеет рисовать.

Это с детства у вас?
— Ну отчасти это мое проклятие, это не очень хорошо для современного художника – уметь рисовать
— Ох, я знаю, но я очень люблю, когда все-таки умеют.
— Вот как раз Бархин советовал пробовать рисовать левой рукой. Это хорошо для театрального художника и детского книжного иллюстратора. Для современного художника важно иметь оригинальное видение и свой стиль, а когда уже есть норма и идеал, от них очень сложно отказаться и найти свой способ. А я вот пытаюсь не отказываться от того, чему я научилась, «свое» я понимаю как темы и идеи, а не стиль или технику.
— Мне кажется, работать с традиционными техниками – это тренд. Можно здорово впрягать их в канву современного искусства. Ну а непросвещенная публика видит, что современные художники, оказывается, что-то умеют.
— На Западе никто так не думает. Там гораздо более благожелательное отношение к современному искусству. Это исключительно отечественная проблема: «А что ты умеешь? » Если бы меня такое спросили, я бы сказала, что те, кто учился на физика или филолога, прекрасно могут быть при желании современными художниками. А уродам я могу ответить: «Я до фига всего умею, но это не помогает быть современным художником. Скорее, мешает». А кстати, вы меня не спросили, зачем я сделала эту выставку? »

P. S. Interview был основан в 1969-м Энди Уорхолом. Журнал сразу заполучил неофициальное название «Хрустальный шар поп-культуры» и состоял из доверительных разговоров между деятелями этой самой поп-культуры — звездами музыкальной сцены, художественной, сцены кино и прочими «арт-мыслителями». Реанимированный господином Дорониным Interview в России формирует и пропагандирует поп-культуру в России. Что ни страница – то о гении Уорхола…
Но вот об этой истории журнал молчит. Уорхол мечтал сделать для своего журнала интервью с Рудольфом Нуреевым. Долго он добивался согласия на интервью, наконец Нуреев согласился. «Какого цвета у вас глаза? », — первый вопрос Уорхола. «Интервью закончено», — сказал Нуреев и выключил диктофон. 

Марина Алексинская


Фото: Рудольф Тер-Оганезов