Героический подвиг 9 парашютно-десантной роты: бой у высоты 3234

Бой у высоты 3234 — бой за господствующую высоту над дорогой в город Хост между частями Советской Армии и вооружёнными формированиями афганских моджахедов, произошедший в 1988 г. В этом бою ярко проявилась преемственность традиций фронтовиков — самоотверженность и беспримерное мужество воинов восьмидесятых.

После многократных настойчивых просьб афганского руководства командованием Ограниченного контингента было принято решение спланировать и провести крупную совместную войсковую операцию афганских и советских войск. Во время операции «Магистраль», задачей которой было прорыв блокады для обеспечения населения Хоста в первую очередь продовольствием, а также другими видами материальных средств — горючим, медикаментами и т. д., дорога на Хост была взята под контроль советскими и афганскими правительственными войсками.

Группировка оппозиции в этом районе состояла в основном из военизированной части племени джадран. Люди, входившие в эту группировку очень гордые, никогда не подчинявшиеся вообще никакому правительству и действовавшие всегда так, как считали нужным. Общее руководство формированиями моджахедов осуществлял Джелалуддин, выходец из этого племени. Мятежники не раз пытались сбить блокпосты, охранявшие район дороги Гардез — Хост от проникновения моджахедов. Наиболее ожесточённая схватка произошла в районе высоты, обозначаемой на картах отметкой 3234, 7 января — 8 января 1988.



Высоту 3234 защищала девятая парашютно-десантная рота 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка общей численностью 39 человек при поддержке полковой артиллерии. Холодным безжизненным светом искрились на солнце заснеженные отроги хребта Джадранский. В цепи остроконечных вершин выделялась господствующая безымянная высота с крутыми, обрывистыми склонами, заросшими кедром и карагачем. На коричневом поле рабочей карты высота была обозначена отметкой 3234 и обведена тремя красными скобами. Каждая скоба — взвод. Командир полка гвардии подполковник Востротин пристально всматривается в горные цепи, грохотавшие перекатами взрывов: начался очередной обстрел высоты душманами. На ней после яростного ночного броска закрепилась девятая рота. Даже при самом беглом взгляде на карту было ясно: рота защищает дорогу Гардез – Хост на самом важном направлении, местность отсюда просматривается на десятки километров. Ясно было и другое — мятежники вряд ли смирятся с потерей господствующей высоты и пойдут на все, чтобы отбить ее. Вопрос в том, когда начнут действовать.

Участники боя на высоте 3234 в ночь с 7 на 8 января 1988 года:

Офицеры и прапорщики:

1. Старший лейтенант Ткачев Сергей Борисович (Брянск) - заместитель командира 9 пдр;

2. Старший лейтенант Рожков Сергей Владимирович – командир 2 взвода;

3. Старший лейтенант Гагарин Виктор Юрьевич - командир 3 взвода;

4. Старший лейтенант Бабенко Иван Павлович – арткорректировщик;

5. Старший лейтенант Матрук Виталий Васильевич - зам. командира 9 пдр по политчасти;

6. Прапорщик Козлов Василий - старшина роты.

Сержанты и рядовые:

1. мл. сержант Александров Вячеслав Александрович Оренбургская обл., Соль Илецкий р-н, с. Изобильное) - Герой Советского Союза, посмертно;

2. рядовой Мельников Андрей Александрович (Могилёв) - Герой Советского Союза, посмертно;

3. Акулин Сергей Рудольфович; 4. Бобко Сергей;

5. сержант Борисов Сергей – ранение;

6. Борисов Владимир – ранение;

7. ст. сержант Веригин Владимир;

8. Демин Андрей;

9. Каримов Рустам;

10. Копырин Аркадий;

11. мл. сержант Криштопенко Владимир Олегович (Минская обл., пгт. Крупки) – погиб;

12. рядовой Кузнецов Анатолий Юрьевич – погиб;

13. Кузнецов Андрей;

14. Коровин Сергей;

15. Лаш Сергей;

16. Ментешашвили Зураб;

17. Мурадов Нурматджон;

18. Медведев Андрей;

19. Огнев Николай - ранение с ампутацией ноги;

20. Объедков Сергей;

21. Передельский Виктор;

22. Пужаев Сергей;

23. Саламаха Юрий;

24. Сафронов Юрий;

25. рядовой Федотов Андрей Александрович (Курганская обл., г. Шумиха) – погиб;

26. Сухогузов Николай;

27. Тихоненко Игорь;

28. Трутнев Павел (Кемерово) – ранение;

29. Щиголев Владимир;

30. Федоренко Андрей;

31. Фадин Николай;

32. мл. сержант Цветков Андрей Николаевич (Петрозаводск) – погиб;

33. Яцук Евгений.

Цветков Андрей Николаевич

Атаковали защитников высоты 3234 специальные части мятежников, «Чёрный аист», прошедшие подготовку в Пакистане, численностью от 200 до 400 человек. В состав этого отряда мятежников входили те люди, которые совершили преступление перед Аллахом: убили, украли и прочее. Искупить свою вину перед Аллахом они должны были только кровью неверных. Каждый «аист» одновременно исполнял обязанности радиста, снайпера, минера и т. д. К тому же бойцы этого спецподразделения, созданного для проведения диверсионных операций, владели почти всеми видами стрелкового оружия.

В девятой роте погибло шестеро десантников, двадцать восемь получили ранения, из них девять тяжёлые. Младший сержант В. А. Александров и рядовой А. А. Мельников посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. Первым погиб рядовой Федотов Андрей Александрович — реактивный снаряд сработал от ветки, под которой он находился.

В 15:30 начался обстрел высоты, контролируемой взводом старшего лейтенанта Гагарина Виктора Юрьевича. Сильное огневое воздействие из безоткатных орудий, миномётов, стрелкового оружия, гранатомётов, выпущено несколько десятков реактивных снарядов. Потом всё ненадолго стихло залп нескольких гранатометов — душманы пошли в первую атаку. Наверное, им казалось, что все живое уничтожено на небольшом пятачке вершины, — по ней было выпущено около 300 ракет и мин. В первую атаку душманы шли с южного направления — с тыла. Но здесь их встретили огнем пулеметчик гвардии младший сержант Вячеслав Александров, двадцатилетний комсомолец-сибиряк. Худощавый, небольшого роста. Даже побывавшие во многих переделках офицеры дивились его храбрости и дерзости. Словно слившись со своим пулеметом, он короткими прицельными очередями косил черные фигуры, заставил их откатиться назад.

Атака захлебнулась. Но спустя считанные минуты из-за камней снова ударили душманские гранатометы — сигнал к очередной атаке. И опять их встретил в упор пулемет Александрова…

С наступлением сумерек, в 16 часов 30 минут по московскому времени, под прикрытием массированного огня моджахеды бросились в атаку с двух направлений. Их действия координировались по рации. Спустя 50 минут атака была отбита: 10-15 моджахедов убиты, около 30 ранены.

Ближе 60 метров к основным позициям моджахеды подойти не смогли, по всей видимости, они не ожидали такого сопротивления. В 17:35 началась вторая атака, на сей раз с третьего направления. Она была отражена личным составом взвода старшего лейтенанта Рожкова Сергея Владимировича, выдвигавшегося на усиление поста.

Самая дерзкая, третья атака началась в 19:10. Под прикрытием массированного огня из пулемётов и гранатомётов мятежники, не считаясь с потерями, шли в полный рост. Затянутые в черные бронежилеты. В черных касках или чалмах, развевающихся на ветру. Дико орали «Аллах акбар». Атака всё же была отбита.

Старшим на одном из направлении был старший сержант В. А. Александров. Во время первой атаки он приказал рядовым Копырину Аркадию и Объедкову Сергею отойти и занять более удобные позиции. Стрелял до тех пор, пока его пулемет, пробитый пулями, не заклинило. Даже "раненный" в нескольких местах пулемёт, замолчав, преподнёс им неприятный сюрприз. Когда противник приблизился к нему на 10-15 метров, Александров бросил в наступающих пять гранат с криком: «За погибших и раненых друзей!». А ещё через несколько секунд "чернорубашечникам" пришлось уже укрываться от автоматных очередей: воспользовавшись разрывами гранат, Вячеслав успел сменить позицию. А оставил её уже без сознания - на руках товарищей. Прикрывая отход товарищей, бесстрашный комсомолец погиб от разрыва гранаты. В его автомате остался магазин с последними пятью патронами.

В 23:10 началась пятая, одна из самых ожесточённых атак на высоту. Используя мёртвые пространства, под плотным огнём моджахеды подошли к склонам высоты с трёх направлений, в том числе через минное поле. На западном направлении моджахедам удалось приблизиться на расстояние 50 метров, а на отдельных участках — на бросок гранаты. Шквальным огнем встретили врага на этом направлении гвардии рядовые А. Мельников, И. Тихоненко, Н. Мурадов во главе с гвардии старшим сержантом А. Кузнецовым и В. Веригиным. Раненные осколками гранат, гвардии сержант С. Борисов и гвардии рядовой П. Трутнев не оставили боевых позиций.

Особую доблесть и отвагу проявил в этом бою пулеметчик гвардии рядовой Мельников, прикрывший фланг высоты с западного направления. Бесстрашный комсомолец, в руках которого находился пулемет однополчанина Героя Советского Союза Игоря Чмурова, погиб, но мятежников к позициям не подпустил.

В 3:00 началась последняя, двенадцатая по счёту атака, она была наиболее отчаянной, противнику удалось приблизиться к посту на 50, а на отдельных участках — на 10-15 метров. К этому моменту у защитников почти закончились боеприпасы, они уже были готовы вызвать на себя огонь полковой артиллерии. Из рассказа сержанта Сергея Борисова, командира отделения: «Во время последней атаки младший сержант Андрей Цветков получил смертельное ранение в голову. В шоковом состоянии, не выпуская из рук пулемёт, он стал падать. Но пулемёт продолжал стрелять и замолчал, только когда Андрей лёг на землю».

Душманские головорезы, скорее всего, находились в состоянии наркотического опьянения, они всё лезли и лезли на высоту, не обращая ни на свои собственные ранения ни на всё увеличивающиеся потери общей численности состава. В критический момент подошёл разведвзвод старшего лейтенанта Смирнова Леонида, доставивший боеприпасы, что позволило перейти в контратаку и окончательно решило исход боя. Когда подошла помощь, у каждого из защитников поста на высоте 3234 оставалось меньше, чем по магазину с патронами на каждого. Ни одной гранаты на посту уже не было. Когда рассвело, на поле боя были обнаружены брошенные мятежниками безоткатные орудия, пулеметы, минометы и гранатометы, ручные наступательные гранаты, автоматы английского производства. Всего в бою принимало участие 39 человек, погибли шестеро, двадцать восемь получили ранения, из них девять тяжёлые.

В отражении душманских атак большую роль сыграла артиллерия. Корректировщик на высоте гвардии старший лейтенант Бабенко Иван Павлович в критические моменты вызывал огонь орудий вплотную к позициям десантников, куда просачивались мятежники. И артиллерийские залпы точно накрывали цели, словно мечом, отсекали душманов.

За ходом боя на отдалённой высоте пристально следило командование, включая командующего 40-й армии на тот момент ещё генерал-лейтенанта Бориса Громова, которому систематически докладывал обстановку командир 345 полка гвардии подполковник Валерий Востротин, Герой Советского Союза.

Генерал-полковник, Громов Б. В. говоря о войне в Афганистане, приводил в пример геройские действия бойцов 9 роты на высоте 3234: «Анализируя наши афганские будни, тяжелые бои, постоянно думаю о том, как быстро, когда это необходимо, наши молодые воины, вчерашние учащиеся и студенты, рабочие и колхозники и даже так называемые «металлисты» и рокеры, в ходе службы проходят подлинную школу патриотизма и интернационализма и осознают реальную необходимость ожесточенной борьбы с врагом. Любовь к Родине, к своему народу, верность воинскому долгу всегда отличали советского воина. Так было и в годы интервенции, и в годы Великой Отечественной войны, так будет и впредь.

Чтобы подтвердить это, я приведу пример геройского поведения солдат в бою. 7 января 1988 года по высоте 3234, где располагались позиции десантников под командованием гвардии старших лейтенантов С. Ткачева и В. Гагарина, мятежники открыли массированный огонь из реактивных установок и минометов. Обстрел продолжался 40 минут. Под его прикрытием одетые в черную униформу вооруженные группы душманов бросились в атаку, пытаясь обойти высоту с двух сторон. Первыми по врагу открыли огонь пулеметчики гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров. Противник откатился назад. Вскоре началась вторая атака, попытка обхода высоты уже с трех направлений. И опять меткие очереди пулеметчиков отбросили мятежников. Спустя 1 час 10 мин. последовала третья, самая ожесточенная атака. Меняя позиции, воины-десантники в упор расстреливали душманов, вызывая огонь на себя. Когда была отбита третья атака и выдалась небольшая передышка, воины собрались в тесный круг и точно так же, как наши бойцы под Сталинградом, провели короткое собрание. Десантники дали клятву: высоту не сдавать, сражаться до последнего патрона. В этот день было отбито еще шесть атак врага. Вспоминая такие бои, невольно задумываешься, какая сила духа у наших ребят, какая сила воли и преданности военной присяге и боевому приказу!».

Вечная память и слава героям десантникам, погибшим при выполнении задания! Все десантники, участвовавшие в этом бою, награждены орденами Боевого Красного Знамени и Красной Звезды, старший сержант В. А. Александров и рядовой А. А. Мельников посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. Пусть навечно останутся в нашей памяти те, те кто сражался за нашу Родину на далёкой земле Афганистана.