Послевыборное...

Сами по себе выборы президента страны уже мало кого интересуют. Наиболее политически активная часть населения (как из числа сторонников, так и противников Владимира Путина) готовится к поствыборному периоду. Каким он будет, никто точно не знает. Но вряд ли спокойным, даже если массовые уличные акции протеста сойдут на нет.
Уже в воскресение страна выберет нового президента. Им станет Владимир Путин – в этом практически ни у кого нет никаких сомнений. Он победит уже в первом туре, готовы признать даже те, кто считают, что это будет обеспечено при помощи масштабных фальсификаций. Что будет после этого – остается только гадать. Центр им. Сахарова, который устраивает дискуссию по поствыборной ситуации в стране, открыто заявляет, что не знает, что придется обсуждать уже 6 марта. В свою очередь стопроцентно "пропутинский" совет "Черный выбор" говорит о подготовке акций по дестабилизации ситуации. Наконец, депутат-"эсер" Илья Пономарев отправляет запросы в МВД, спрашивая, с какой целью в Москву, якобы, переведены сотрудники полицейских подразделений из Чечни.
Даже Владимир Путин и тот уже не думает о выборах. Его пресс-служба распространяет сообщения о том, когда он намерен въехать в Кремль. Сам Путин рассказывает, какими могут быть поствыборные провокации со стороны оппозиции. А еще о том, как он, а точнее, некие загадочные "мы", от лица которых он выступал, намерены действовать после завершения голосования.
Таким образом, пусть в разной мере, но все политические силы в России уже сходятся на том, что с выборами президента ситуация не стабилизируется. Разница разве что в том, что Владимир Путин полагает, что дестабилизация будет связано с тем, что он окончательно прижмет оппозицию. Оппозиция, в свою очередь, надеется, что не пятого марта, так десятого, не десятого, так двадцатого, ей удастся вывести на московские улицы уже не десятки, а сотни тысяч недовольных. Может быть даже и миллионы.
Парламентская оппозиция мечется между своими "несистемными" коллегами (а вдруг за ними пойдет народ?) и правящим классом (а вдруг Путин позовет коммунистов, Миронова и Жириновского в коалиционное правительство?). Даже "новичок" Михаил Прохоров – и тот уже не верит в эти выборы и строит "под себя" политическую партию общероссийского масштаба.
Получается, верят в выборы сегодня только сами избиратели. Они с тоской смотрят на список кандидатов и готовятся выбрать "меньшее из зол". Кто-то считает, что это будет Владимир Путин. Другие готовы выбрать любого иного, но только не фаворита. Немало людей также намеревается придти на избирательные участки в качестве наблюдателей и добиваться, чтобы выборы прошли честно.
Усилия всех этих людей ни правящей, ни оппозиционной элите совершенно не интересны. Для нее сами президентские выборы уже пройденный этап. Она перегруппировывается в ожидании дальнейших баталий, сговоров и предательств.
И все это, к сожалению, единая элита, объединенная одним и тем же опытом восьмидесятых и девяностых годов (вне зависимости от того, позитивно или негативно они их оценивают). Опытом персональной власти и персонального управления.
Иначе говоря, опытом, который в дальнейшем будет вновь продуцировать "Путина без Путина", то есть правителя, мало чем ограниченного в своей власти. И неважно, сколько лет президентства после 4 марта будет отведено нынешнему фавориту. Неважно и кто его сменит (вероятнее всего, кто-то из нынешних оппозиционеров). Важно – удастся ли гражданской оппозиции, которая сегодня оказалась загнанной в ловушку, построенную ей российской политической элитой, вырваться из этого заколдованного круга? Для этого всего лишь и надо избрать президента, который не будет верить в свою исключительность – маленького и, что немаловажно, случайного человека. Вот он-то и мог бы спасти Россию.
Иван Преображенский
Комментарии