Патриарх рассказал о бесноватых и митингах

Настоящие верующие не ходят на митинги и манифестации, хоть и переживают всей душой за то, что происходит в современной России, выразил уверенность Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Их голосов не слышно, они молятся в тиши монастырей, в домах», — объяснил он. Подборку высказываний Святейшего Патриарха, сделанных им в проповедях и публичных выступлениях, в преддверии выборов опубликовало издание «Не дай бог!».

Газета приводит также объяснение Патриархом Кириллом понятия «бесноватые»: «Под беснованием следует подразумевать не только буйное поведение. Бесноватый может быть человеком респектабельным, образованным, воспитанным. Но если его ум захвачен силой бесовской, то все, что он делает и говорит, каким бы привлекательным оно ни было, несет погибель. И мы знаем, что иногда десятки миллионов людей оказывались в плену таких мыслей, которые в конце концов приводили их к гибели. Ради достижения целей, которые те или иные философы или политические лидеры ставили перед людьми, перемолачивались человеческие судьбы и кровь лилась рекой, но никому в разгар борьбы за навязанные идеи и в голову не приходило спросить: а не бесноватые ли их навязали?».

«Не превращаемся ли мы в свиное стадо, которое бросается с крутизны в море? — задался вопросом Патриарх. — Иногда только по прошествии многих лет, выйдя из некоторого оцепенения, народ начинает понимать, что то было беснование — так было много раз в человеческой истории, в том числе и в нашем общем Отечестве, и в иных европейских странах.

При этом он признал право общества на высказывание недовольства, но убежден, что «должна быть определенная мудрость». Глава РПЦ отметил: «Вот если бы демонстрации, предшествующие революции 1917 года, закончились выражением мирных протестов и за ними не последовала кровавая революция и братоубийственная война, то сегодня Россия имела бы больше 300 миллионов населения и была бы по уровню экономического развития либо такой, как Соединенные Штаты, либо даже выше».

Что до призывов к радикальной смене власти, то это, по мнению главы Русской православной церкви, всегда означает и смену элит. «Помните замечательные призывы наших демократов в конце советской эпохи: „Нужно разрушить номенклатуру!“, „Нужно отказаться от всех тех людей, которые ездят на черных „Волгах“!“ „Шторки снять!“ — ведь под этот лозунг тысячи выходили. Что произошло? Взяли власть, из черных „Волг“ пересели на черные „Мерседесы“, поставили мигалки и разделили ресурсы страны. Я не оправдываю то, что было, я просто говорю о том, как легко соблазнить человека», — констатировал предстоятель.

Не оставил Патриарх верующих и без ответа на извечный вопрос «Что делать?». «Задача заключается в том, чтобы протесты, правильным образом выраженные, приводили к коррекции политического курса. Вот это самое главное. Если власть остается нечувствительной к выражению протестов, это очень плохой признак — признак неспособности власти к самонастройке», — приводит его слова газета «Не дай бог!».

«Для России, пожалуй, самое важное — это чувство справедливости. Когда-то, обращаясь к международному сообществу, я сказал, что у каждой великой страны есть некий лозунг, с которым она могла бы обратиться, а иногда и обращается, к миру. Например, лозунг Америки — демократия, и мы знаем, что во имя этой демократии происходит во всем мире. А какой мог быть лозунг России? Только один — мир и справедливость. Потому что для нашего человека справедливость — это невероятно важное измерение качества человеческой жизни», — убежден глава РПЦ.