Турецкий лидер пытается решить свои внутреннеполитические проблемы с помощью российского газа, но его коллегам по блоку НАТО это не очень нравится
Итоги переговоров Путина и Эрдогана в Сочи эксперты называют неоднозначными. С одной стороны, турецкий лидер, по их мнению, сможет решить с помощью России внутренние проблемы своей страны, с другой же, западные страны уже задумываются и над санкциями в отношении Турции из-за слишком доверительных отношений этой страны-члена НАТО с Россией.
Почему Путин сделал Эрдогану щедрый подарок
Так, эксперты агентства Bloomberg пишут в своем материале «Эрдоган вовремя получил поддержку Путина», что встречей в Сочи Путин в самый критический момент спас Эрдогана, помог восстановить рейтинг и затормозить инфляцию:
«Итогом четырехчасовых переговоров с Путиным в Сочи стали договоренности, которые позволят Турции уйти от доллара в части импорта. Это огромный подарок для турецкого лидера. До всеобщих выборов остался меньше, чем год, а рейтинги одобрения президента зависли на рекордно низком уровне - так что Эрдогану нужно стабилизировать турецкую экономику после чрезмерно либеральной кредитно-денежной политики, которая привела валюту к плавающему курсу.
Падение курса лиры — более чем наполовину по сравнению с прошлым годом — привело к росту цен на все, от продуктов до электроэнергии и услуг, и подстегнуло инфляцию потребительских цен до 80% - это один из самых высоких уровней в мире.
Расчеты с Россией в рублях за часть поставок газа помогут стабилизировать лиру и предотвратят новую волну роста цен перед выборами следующего года.»
Турция зависит от Европы намного больше, чем от России
Аналитики канала «Кремлевский Мамковед», в свою очередь, сообщают, что ЕС готов противостоять сближению Турции и России:
«По информации Financial Times, в Европе обсуждают новые антитурецкие санкции. Страны Евросоюза могут призвать свои компании и банки вывести свои активы из Турции. Причиной такой позиции стала встреча Эрдогана с Путиным в Сочи, на которой была достигнута договорённость об оплате газа в рублях и дельнейшем переходе на расчёты в нацвалюте.
Очевидно, что нацвалютой может быть только российский рубль. Торговые отношения с Турцией для России носят исключительно профицитный характер. Импорт из Турции в 2021 году составил $6,5 млрд, а экспорт за счёт поставок энергоресурсов – $26,5 млрд. Разница четырёхкратная. Для проведения расчётов за газ Турции нужны рубли, значит поставки в Россию тоже будут проводиться в рублях. Также для выравнивания баланса на рубли может быть переведена оплата туристических услуг. ЕС выступает категорически против такого сближения, поскольку расчёты в нацвалютах заодно упростят обход западных санкций – Турция может быть транзитёром товаров и технологий.
У Евросоюза есть мощные рычаги влияния. Экономика Турции от Европы зависит куда больше, чем от России. 2/3 прямых иностранных инвестиций в экономику Турции приходят из стран Европы, из 55,6 тыс. иностранных компаний, финансируемых за счёт внешнего капитала, более 22 тыс. из стран ЕС. Если будут разорваны отношения с Европой, то Турция останется без рынка сбыта для своих товаров. В топ-10 стран-импортёров турецкой продукции – 6 из Евросоюза, на которые приходится 32,03% экспортных поставок соответственно. Ещё 8,77% дают США и Израиль, которые могут присоединиться к санкциям. На Россию приходится только 2,65% поставок.
В структуре импорта Турции Россия находится на третьем месте с долей 8,12%. Но в основном за счёт минеральных продуктов (нефть и газ), которые составляют 51,5% поставок их России в Турцию. В целом, в структуре импорта также доминирует ЕС. Если Эрдоган окажется перед однозначным выбором – ЕС или Россия, то результат более, чем предсказуем.
Но главное, что Евросоюз даёт сигнал и другим странам: дружба с Россией опасна. Если готовы принять жёсткую позицию относительно члена блока НАТО, то с другими странами тем более не будут церемониться…»
А не бросит ли Эрдоган Россию в трудную минуту?
А вот обозреватель «Коммерсанта» Дмитрий Дризе отмечает двойственность в поведении Эрдогана, которая не может не бросаться в глаза:
«Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков жестко прокомментировал информацию о том, что на Украине начинается строительство завода по производству турецких беспилотников Baykartar ТВ2.
Ранее украинский посол в Анкаре Василий Боднар сообщил, что компания Baykar Makina приобрела необходимый земельный участок, разработан соответствующий проект, так что началу работ ничего не мешает. Дмитрий Песков заявил, что данный объект попадает под цели демилитаризации Украины.
Одновременно с этим появились сообщения, о том, что Киев получил первую партию турецких бронемашин Kirpi в количестве 50 штук.
Но и это еще не все. По данным турецких СМИ, не исключен телефонный разговор президентов Турции и Сирии Эрдогана и Башара Асада. В Кремле это крайне скупо прокомментировали — мол, не наше дело.
Однако с данным утверждением можно поспорить. Нас это очень даже касается. Анкара собирается начать в Сирии свою собственную специальную военную операцию с целью очистить страну от последних террористов. А там, как известно, находится российский контингент.
Эрдоган и Асад недолюбливают друг друга — и это очень мягко сказано. Турецкий лидер предлагал Асада свергнуть, называл его вызовом для Сирии и причиной всех ее бед. Понятно, что телефонный разговор — это, видимо, попытка Москвы как-то их примирить.
Таким образом, можно сделать предварительный вывод: с турецким кейсом все совершенно неясно. И разговор в Сочи явно был непростым.
Что это может означать? За возможность обходить санкции, отдыхать на всенародно любимых россиянами курортах, прятать яхты российских олигархов, а также не опасаться за, скажем так, непредвиденные события в Сирии — за все это нужно заплатить определенную цену. И цена эта может быть весьма высокой. Причем в прямом денежном смысле.
В итоге как-то все терзают и терзают смутные сомнения: можно ли сильно рассчитывать на Эрдогана в трудную минуту? Вот в том-то и дело, что непонятно…»
Эрдоган попытается «соблазнить» страны ШОС
А вот эксперты канала «Методичка» отмечают, что Турция имеет шанс хорошо заработать на противоречиях Европы и России:
«Руководству Турции недостаточно дополнительных доходов от продажи БПЛА «Bayraktar» Украине. Анкара рассчитывает перепродавать российский газ европейским потребителям, выдавая его за азербайджанский, якобы полученный по трубопроводу TANAP. Не исключено, что будут организованы и поставки СПГ в Европу.
Президент Турции Реджеп Эрдоган на сентябрьской встрече Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Узбекистане поднимет вопрос о создании энергетического коридора. Анкара предложит начать транзит трубопроводного газа и СПГ в Евросоюз через территорию Турцию на фоне проблем с российскими поставками углеводородов через «Северный поток – 1».
Примечательно, что турецкий президент стал продвигать эту идею после переговоров с Владимиром Путиным в Сочи. Именно российский лидер предложил ему принять участие в саммите ШОС. Не исключено, что предлагаемые Эрдоганом альтернативные поставки СПГ в Европу являются результатом консультаций с Кремлем.
Идея Эрдогана с поставкой сжиженного природного газа вызывает вопросы. Непонятно, зачем европейцам закупать СПГ через Турцию? Ведь СПГ-терминалы можно разместить и в Греции, и в Италии, и в Хорватии.
Анкара давно позиционирует себя в качестве газового хаба для Европы, однако, главные успехи в этом направлении достигнуты не на рынке сжиженного природного газа, а на поставках трубопроводного - через российский «Турецкий поток» и азербайджанский TANAP.
СПГ слишком мобилен, чтобы кто-то в ЕС в здравом уме привязал его закупки к Турции. Да и США вряд ли позволят потеснить себя в качестве ключевого экспортера СПГ на европейский рынок.
Вместе с тем, нынешняя политика Евросоюза дает возможность Турции заработать. Заявленное Брюсселем нежелание покупать российские энергоносители по политическим причинам, спровоцировало создание различных «серых схем» поставки.
Имея построенный в «нулевых» трубопровод «Голубой поток», дополненный мощностью «Турецкого потока», Анкара может перепродавать европейцам до 20 млрд кубометров газа ежегодно. Правительство Турции рассматривает противостояние РФ и ЕС в качестве отличного способа заработать. Эта страна превратилась для России в транзитный хаб, турки даже согласились оплачивать газ в рублях. Турецкая экономика находится не в лучшей форме – лира на данный момент стала слабейшей валютой G20. Анкара желает извлечь из нынешнего кризиса максимум дивидендов…»
Комментарии