Трагическая история евреев Испании - 9 ава

На модерации Отложенный

Всесторонний обзор преследований, стипендий и изгнания евреев Испании.

 

Поселение евреев на Пиренейском полуострове очень древнее. Дон Исаак Абарбанель, лидер испанского еврейства 15-го века, писал, что вавилонский завоеватель Навуходоносор привез евреев в Испанию в качестве рабов после разрушения Первого Храма.

Самая ранняя документированная история испанского еврейства восходит, по крайней мере, к 2000 лет тому назад, когда римляне разрушили Второй Храм в Иерусалиме и десятки тысяч евреев отправились в Европу, некоторые из которых поселились в Испании. Очень мало известно об этих ранних еврейских поселениях.

Известно, что антиеврейские настроения в Испании существовали с самого начала. В 305 году н.э. докатолическая церковь собралась на Синоде Эльвиры, недалеко от Гранады. Там они издали 80 канонических решений, некоторые из которых были направлены на изгнание евреев из общей испанской общины. 16-е правило запрещало брак христиан с евреями. Канон 49 запрещал евреям благословлять свои посевы, а 50-й канон отказывал в причастии любому священнослужителю или мирянину, который ел с евреем.

Раннехристианские гонения

В 409 году н.э. вандалы захватили Пиренейский полуостров у рушащейся Римской империи, а три года спустя вестготы завоевали полуостров. При германских христианах положение евреев ухудшилось.

После обращения короля в католицизм в 587 году и его заявления на третьем толедском соборе о том, что его королевство будет официально католическим, ситуация ужесточилась.

Король позаботился

В 612 г. н.э. в ужасающей декларации вестготский король Сисебут приказал, чтобы все евреи подчинились крещению в течение года или подверглись «бичеванию, увечьям, изгнанию и конфискации товаров». В результате многие евреи эмигрировали, и многие, кто остался, стали христианами внешне, чтобы избежать опасности, но продолжали тайно практиковать иудаизм. Из истории также ясно, что не все евреи, из оставшихся крестились, о чем свидетельствует количество дополнительных указов, направленных против евреев в течение 7-го века. Однако эти указы применялись непоследовательно, и взятки по правилам способствовали поощрению «терпимости» еврейских граждан.

Мусульманское правление и золотой век Испании

В 711 году н.э. мусульманские солдаты, известные как мавры, перешли из Северной Африки на Пиренейский полуостров. Их возглавлял генерал Тарик ибн Зияд, который продвинул свою армию состоявшую из почти десяти тысяч человек через пролив и высадился в месте, которое он назвал Джабаль Тарик (гора Тарик), сегодня известное как Гибралтар. Мавры вступили в битву с христианскими вестготскими солдатами и в конечном итоге убили монарха, короля Родерика, тем самым начав мусульманское правление в Испании.

Генерал Тарик ибн Зияд

Поскольку христиане жестоко преследовали евреев, они приветствовали мусульманских завоевателей в 8-м веке, с радостью, и было сказано, что еврейское население Толедо «открыло ворота» города и приветствовало мусульманских захватчиков. Невероятно, но завоеванные города Кордова, Малага, Гранада, Севилья и Толедо какое-то время даже находились под контролем еврейских жителей, которых вооружали мавританские захватчики.

Хотя арабы успешно завоевали Испанию, у них не было навыков, для формирования правительства и социальной  инфраструктуры для своей новой земли. Поэтому они возложили на евреев руководящие роли в управлении, инвестициях и разработке политики, при условии, что евреи признают свое подчинение арабским лидерам. Часть самых высокопоставленных чиновников Испании в то время были евреями.

Условия в Испании настолько улучшились при мусульманском правлении, что евреи из Европы и Северной Африки переехали жить в Испанию во время этого еврейского возрождения. Она стала крупнейшей еврейской общиной в мире. Так начался период, известный как Золотой век Испании.

В дополнение к своему политическому успеху, евреи процветали и экономически. Из-за связей евреев со своими собратьями-евреями по всему миру, они естественным образом развивали Испанию благодаря торговле. Кроме того, поскольку мусульманский и христианский миры были вовлечены в войну и не общались между собой, евреи служили посредниками для развития торговли на Дальнем и Ближнем Востоке и в Европе.

Произведения искусства из Барселонской Агады, 14-го века

 

Евреи были выдающимися врачами и лечили как неевреев так и евреев Испании, включая лидеров страны. Среди самых известных врачей были Маймонид, Нахманид, Раббен Ниссим из Жироны и рабби Хасдай ибн Шапрут. Евреи Испании также отличились и получили известность в астрономии, философии, математике и науке.

И самое главное, -  евреи преуспели в изучении Торы, многие из выдающихся лидеров Торы того времени проживали в Испании.

Великие ученые, которые жили и преподавали в Испании и чьи работы изучаются до сегодняшнего дня, включали раввина Ицхака Альфаси, Ри Мигаша, Рамбама, Рамбана, Рашбу, Ритву, раввина Авраама ибн Эзру, раббейну Башью ибн Пакуду и рабби Иегуду ха-Леви.

Действительно, дела у евреев в Испании шли настолько хорошо, что по сей день большая часть еврейского мира известна как сефарды, что означает «испанский». Другая крупная группа позже стала известна как ашкенази, что означает «немецкий». Во Введении к Ховос ха-Левавос (Долг сердца) основная работа еврейского ученого 11-го века, раввина Башьи ибн Пакуда, определяет сефардов как евреев из мусульманских земель, а ашкеназов как евреев, которые происходят из христианских земель. Несмотря на то, что существовало много мусульманских земель, Испания была выбрана в качестве идентифицирующей из-за ее известности как ведущей и наиболее значимой еврейской общины.

Благодаря евреям, в течение столетия после завоевания Испании, мавры развили цивилизацию, основанную в Кордове, которая превзошла любую в Европе. В конце восьмого века это была самая густонаселенная, культурная и трудолюбивая земля всей Европы и оставалась таковой на протяжении веков.

Еврейские лидеры Испании

Около 912 года Абд-ар-Рахман III избрал своим придворным врачом и министром раввина Хасдая бен Исаака ибн Шапрута. Раввин Хасдай славился своей блестящей дипломатией и непревзойденными медицинскими навыками и знаниями. В дополнение к своей роли в правительстве, раввин Хасдай был ученым Торы, который построил и поддерживал академии изучения Торы в Испании. Он также вел увлекательную переписку с царем Хазар и был покровителем рабби Менахема бен Сарука, раввина Дунаша бен Лабрата и других еврейских ученых.

Рабби Хасдай бен Исаак ибн Шапрут

Рабби Шмуэль ха-Нагид был учеником великого раввина Ханоха, который был привезен в Кордову в детстве среди легендарных «четырех пленников» при жизни рабби Хасдая ибн Шапрута. Блеск раввина Шмуэля и свободное владение арабским языком, грамматикой и литературой в конечном итоге привели его к должности визиря. Несмотря на свое участие в государственных делах, раввин Шмуэль также служил раввином своей процветающей общины, директором иешивы Гранады и сторонником еврейских ученых. Рабби Шмуэль Ханагид умер в Гранаде в 1055 году и был оплакан как еврейским, так и арабским населением. Ему наследовал его сын раввин Йосеф Ханагид.

Конец Золотого Века

Несмотря на успех и процветание евреев под мусульманским правлением, Золотой век Испании начал приходить в упадок, поскольку мусульмане боролись с христианами за контроль над Пиренейским полуостровом и испанскими королевствами. Хотя исламское правление продолжалось в значительной части Испании, полуостров был разделен на многочисленные небольшие мусульманские королевства, каждое со своим собственным правителем, и эти небольшие королевства начали воевать между собой. Как только мусульмане перестали жить дружно, христианские армии закрепились на полуострове, что в конечном итоге привело к краху мавританского господства.

Резня в Гранаде

С ослаблением мусульманской власти одновременно наблюдался рост антисемитизма даже в районах, которые были терпимы и уважительно относились к евреям. В 1066 году - всего через 11 лет после смерти раввина Шмуэля Ханагида - мусульманская толпа штурмовала королевский дворец в Гранаде и убила его сына, визиря раввина Йосефа Ханагида. Они также уничтожили большую часть еврейского населения города. В отчетах о резне в Гранаде говорится, что более 1 500 еврейских семей были убиты всего за один день.

В 1090 году в контролируемых мусульманами районах ситуация еще больше ухудшилась в связи с вторжением Альморавидов, мусульманской секты из Марокко. Даже при Альморавидах все еще было терпимо для евреев. Однако в 1148 году, когда более крайние альмохады вторглись в Испанию, евреи были вынуждены бежать, быть убитыми или принять ислам. Альмохады конфисковали еврейскую собственность, закрыли знаменитые еврейские учебные заведения и разрушили синагоги по всей стране. Среди евреев, бежавших от Альмохадов, были Рамбам (Маймонид) и его семья.

Раннехристианское правление в Испании - терпимое, но недолговечное

С усилением христианского контроля над Испанией ситуация начала улучшаться для евреев. Альфонсо VI, завоеватель Толедо (1085), был терпим и доброжелателен к ним. Он даже предложил евреям полное равенство с христианами и права, предоставленные дворянству, надеясь отвлечь богатых и трудолюбивых евреев от мавров.

Альфонсо VI, завоеватель Толедо

 

Чтобы выразить свою благодарность королю за предоставленные им права, евреи вызвались служить в царской армии. Служило 40 000 евреев, отличавшихся от других бойцов черно-желтыми тюрбанами. Фаворитизм короля по отношению к евреям стал настолько очевидным, что папа Григорий VII предупредил его, чтобы он не позволял евреям править христианами.

В начале XIII века положение евреев вновь ухудшилось. Католики начали антисемитские беспорядки в Толедо в 1212 году, которые распространились с нападениями на евреев по всей Испании.

Церковь становилась все более враждебно настроенной по отношению к ним. Папская булла, изданная папой Иннокентием IV в апреле 1250 года, запретила евреям Испании строить новые синагоги без специального разрешения, запретила обращение в иудаизм и запретила многие формы контактов между евреями и христианами. Евреи были вынуждены жить отдельно в Юдерии (еврейских гетто).

Диспут Барселоны-1263

Во время правления короля Якова Арагонского испанская монархия начала интересоваться еврейской философией и религией, вероятно, чтобы лучше понять евреев и убедить их обратиться. В 1263 году король Иаков созвал специальный совет доминиканских и еврейских священнослужителей для обсуждения трех ключевых богословских вопросов: появился ли мессия, был ли Мессия божественным или человеческим, и какая религия является истинной верой.

Рамбан (Нахманид), выдающийся ученый и лидер общины, должен был представлять евреев, в то время как Пабло Кристиани, еврей-отступник, представлял Церковь. Рамбан вел запись дебатов, которая все еще изучается сегодня. После дебатов король Джеймс дал Рамбану 300 золотых монет и заявил, что он никогда не слышал, чтобы кто-то, кто настолько неправ, защищал свое дело так хорошо. Тем не менее, Рамбан понял, что больше не может оставаться в Испании, и иммигрировал в Землю Израиля, где умер в 1270 году.

Ухудшение условий - Массовые убийства и насильственное обращение в другую веру

Когда Генрих II взошел на престол в 1369 году, для евреев началась новая эра страданий и преследований. Генрих II ввел декреты, которые ослабляли евреев политически, финансово и физически. Он постановил, что евреи должны содержаться вдали от дворцов, им запрещено занимать государственные должности, они не могут ездить на мулах и должны носить четкие значки, указывающие на то, что они евреи, а также им запрещено носить и продавать оружие.

При правлении Иоанна I в 1379 году ситуация для евреев еще больше ухудшилась, поскольку правительство начало выдвигать требования в отношении самого иудаизма. Евреи были вынуждены изменить молитвы, которые считались оскорбительными для Церкви, а неевреям было запрещено переходить в иудаизм.

 

В 1390 году по всей стране прокатились беспорядки, были разрушены синагоги, уничтожены десятки тысяч евреев.

 

После смерти короля Иоанна I в 1390 году в Испании наступил хаос, что привело к многочисленным нападениям на еврейскую общину. Беспорядки распространились по всей стране, синагоги были разрушены, а десятки тысяч евреев были убиты.

6 июня толпа напала на Юдерию в Севилье со всех сторон и убила 4000 человек. Многие евреи решили обратиться в христианство, это был единственный способ избежать смерти.

На законодательном фронте были приняты антисемитские законы, чтобы обеднить и подчинить евреев и, как предполагалось, привести их к обращению в христианство от отчаяния. Согласно этим законам, евреям было запрещено практиковать медицину; запрещено продавать хлеб, вино, муку или мясо; запрещено заниматься ремеслами или любой другой формой торговли; запрещено занимать государственные должности или выступать в качестве денежного брокера; запрещено носить оружие, нанимать христианских слуг, дарить подарки или посещать христиан; запрещено подстригать бороды или стричь волосы. Наконец, им также было абсолютно запрещено покидать страну и добиваться прекращения своего бедственного положения.

Хотя эти законы были направлены на унижение евреев, все королевство Испания подверглось крайнему негативному воздействию. Правила невольно остановили почти всю торговлю и промышленность и потрясли финансы страны до основания.

Великий спор о Тортосе: Конец близок

В 1413 году яростный антисемитский проповедник Винсент Феррер, испанский антипапа Бенедикт XIII и еврейский отступник Иегошуа ха-Лорки разработали план, который, как они были уверены, приведет к обращению оставшихся евреев Испании. Они проведут массовые дебаты между евреями и христианами под председательством папы. Согласно их плану, христианские представители, несомненно, выйдут победителем и заставят побежденных евреев принять христианство.

В отличие от диспута, в котором Нахманид успешно защищал евреев Испании, спор о Тортосе был организован с явным уклоном в сторону христиан. Последнее слово всегда оставалось за христианской стороной, а царь, служивший судьей, был негативно настроен по отношению к евреям и не открыт для честных дебатов.

Дебаты продолжались более года и евреи все убедительнее доказывалисвою правоту. Ситуация еще больше ухудшилась. Христиане начали оказывать давление на еврейских представителей, чтобы они ограничили свои аргументы, и евреи поняли, что им не выгодно продолжать. Бенедикт заявил о победе в конце дебатов, а копии Талмуда были конфискованы и сожжены.

Дебаты были деморализующим опытом для еврейской Испании. К середине 15-го века многие испанские евреи признали, что еврейская община больше не жизнеспособна на их родине. В поисках альтернатив в 1473 году евреи предложили купить Гибралтар у короля в качестве убежища для своей общины, но предложение было отклонено.

Фердинанд и Изабелла

Короля Фердинанда и королеву Изабеллу помнят как монархов, которые поддержали Христофора Колумба в его открытии Америки. Однако в еврейской истории их помнят как правителей, изгнавших всю еврейскую общину.

Брак Фердинанда V Арагонского и Изабеллы I Кастильской в 1469 году объединил Испанию и превратил ее из комбинации провинций в могущественное королевство. По иронии судьбы, королевский брак был организован богатым и образованным еврейским лидером Авраамом Старшим, который трагически обратился в католицизм в 1492 году, и не был изгнан из Испании.

Изабелла была ревностной христианкой и в партнерстве с папой создала инквизицию в 1478 году, чтобы найти и бороться с ересью в христианском мире. В королевском указе, который основал инквизицию, прямо говорилось, что инквизиция была учреждена для поиска и наказания новообращенных из иудаизма, которые преступили христианство, тайно придерживаясь еврейских верований и соблюдая еврейские законы. Ни одна другая группа не была упомянута, что ясно дало понять, что евреи были основной целью этого декрета.

«Изгнание евреев» Роке Гамейру (Quadros da História de Portugal, 1917).

 

Основной целью инквизиции было разоблачение евреев, которые не были подлинно обращенными в христианство, и все еще тайно практиковали иудаизм. На самом деле, это часто было так. Дело дошло до того, что христиане называли обращенных евреев «новыми христианами», чтобы отличить их от «старых (подлинных) христиан». Уничижительно, евреев, обращенных в христианство, также называли conversos, что означает «новообращенные», или, что еще хуже, Marranos, что означает «грязные свиньи».

В 1483 году Томас де Торквемада был назначен Великим Инквизитором. С этого момента инквизиция стала печально известна своей жестокостью. Торквемада установил процедуры для инквизиции, где суд будет установлен в новом районе, и жителям было предложено сообщать информацию о евреях, соблюдающих еврейские практики.

 

Основной целью инквизиции было разоблачение евреев, которые обратились в христианство, но все еще тайно практиковали иудаизм.

 

Принятые доказательства включали отсутствие дыма из трубы по субботам (признак того, что семья могла тайно соблюдать субботу), покупку многих овощей перед Пасхой или покупку мяса у мясника конверсо. Затем суд применял физические пытки для получения признаний и сжигал тех, кто не подчинялся на костре.

Высылка

1492 год ознаменовал падение Гранады, последней мусульманской крепости на Пиренейском полуострове, и год, когда Фердинанд и Изабелла решили изгнать всех евреев из Испании. Печально известный Декрет Альгамбры, который предписывал изгнание, был издан в январе 1492 года. На этот раз монархи нацелились не на евреев, обращенных в христианство, а на евреев, которые никогда не обращались.

Основная причина, изложенная в Эдикте об изгнании, заключалась в том, чтобы помешать евреям повторно иудаизировать конверсо. Другим фактором, который, безусловно, сыграл значительную роль, было то, что еврейские деньги были необходимы для восстановления королевства после дорогостоящей войны против мусульман. Самый простой способ получить средства состоял в том, чтобы изгнать евреев и конфисковать богатство и имущество, которые они оставили. (Этот метод неоднократно повторялся в средние века в Европе, когда европейские страны изгоняли евреев, чтобы снять с них долги и забрать деньги у евреев, которые были вытеснены из их страны.)

Евреи во главе с доном Исааком Абарбанелем пытались добиться отмены эдикта. Абарбанель был великим знатоком Торы и ведущим раввином, а также служил казначеем Испании. Будучи самым влиятельным евреем в Испании, он изо всех сил пытался отменить приказ о высылке и даже предложил монархам 300 000 дукатов за отсрочку.

Дон Исаак Абарбанель

Ему почти удалось заставить монархов отменить эдикт, но великий инквизитор Томас де Торквемада сорвал его попытку.

Согласно легенде, Торквемада, который имел огромное влияние на королеву Изабеллу, вошел в комнату, где Абарбанель умолял ее о своем деле. Разъяренный он бросил крест в царицу, ударив ее по голове, и закричал: «Иуда продал своего господина (Иисуса) за 30 сребреников. Теперь ты продашь его заново!» При этом мольбы Абарбанеля были отклонены, и указ остался.

Тем не менее, дон Исаак Абарбанель был настолько важен для монархов, что они предложили ему специальное разрешение оставаться в Испании без обращения, включая оговорку, что еще девять евреев могут остаться с ним, чтобы он мог молиться с миньяном. Он отказался от их предложения и повел евреев Испании, когда они отправились в изгнание.

 

Испанская еврейская община отправилась в изгнание 2 августа 1492 года, что соответствует 9 августа 1492 года.Й ав.

 

Календарной датой, когда испанская еврейская община закончилась и отправилась в изгнание, было 2 августа 1492 года. Первоначальная дата должна была быть 31 июля, но Торквемада продлил ее на несколько дней, невольно переключив ее на дату, соответствующую 9-му Аву, Тиша Бе-Ав. Это был день разрушения как Первого, так и Второго Храма в Иерусалиме, послание, которое евреи понимали как напоминание о том, что их изгнание было лишь продолжением первоначального изгнания сотни лет назад. Когда евреи покидали Испанию, Абарбанель распорядился, чтобы играла музыка, хотя это и был Тиша Бе-Ав, чтобы поднять людям дух и дать утешение и надежду на будущее.

Десятки тысяч евреев решили остаться, согласившись обратиться, по крайней мере, на словах. Число евреев, покинувших Испанию, даже приблизительно не известно. Историки того периода приводят невероятно высокие цифры: историк Хуан де Мариана говорит о 800 000 человек, а дон Исаак Абарбанель о 300 000.

Большинство евреев,  бежавших из Испании, пересекли границу Португалии. Однако пять лет спустя Португалия навязала выбор обращения или смерти евреям в своей стране, и евреи, кто сумел выбраться, снова оказались в бегах.

Тысячи евреев, изгнанных из Испании, решили отправиться в Турцию. Султан турецкой Османской империи Баязид II приветствовал их и заметил: «Они говорят мне, что Фердинанд Испанский — мудрый человек, но он дурак. Ибо Он берет сокровище Свое и посылает все это Мне».

Многие евреи также решили поехать в Италию, Голландию и Новый Свет.

Христофор Колумб

3 августа 1492 года, на следующий день после изгнания, Христофор Колумб отправился в свое знаменитое путешествие открытий. Его дневник начинается так: «В том же месяце, когда их Величества издали указ о том, что все евреи должны быть изгнаны из королевства и его территорий, в том же месяце они отдали мне приказ провести с достаточным количеством людей мою экспедицию по открытию Индии».

Оглядываясь назад, на те исторические времена, мы можем увидеть глубокую связь между путешествием Колумба в Америку и изгнанием. Именно в тот момент, когда прекратила существование одна из самых ярких еврейских общин средневековой Европы, Бог готовился к основанию места для евреев, ищущих свободы от преследований - в Америке.

Через сотни лет, в 1834 году, инквизиция была упразднена, и евреи смогли вернуться в Испанию. Однако указ о высылке был отменен только в 1968 году. Это означало, что с 1868 по 1968 год евреям было разрешено жить в Испании как личностям, но не образовывать еврейских общин.

Испания во время Холокоста

Когда началась Вторая мировая война, Испания объявила нейтралитет, но сначала поддержала нацистов. Тем не менее, Испания решила не депортировать евреев и, фактически, помогла 25 600 евреям спастись от нацистов. Испанские дипломаты защитили около 4000 евреев-сефардов во Франции и на Балканах, хотя это было против воли их начальства. Кроме этого, в 1944 году посольство Испании в Венгрии помогло спасти евреев Будапешта, приняв 2 750 беженцев.

Легенда гласит, что генерал Франко отказался передать евреев нацистам, несмотря на их неофициальный союз, потому что многие в Испании имели «еврейскую» кровь, включая самого Франко, и нацисты включили бы их в свои указы.

Современный антисемитизм

Остатки антисемитизма продолжают существовать в Испании, хотя временами это «новый антисемитизм» антисионизма. Испания даже не признавала государство Израиль до 1986 года, когда она сделала это в качестве условия для вступления в Европейский Союз. Кроме того, согласно исследованиям Антидиффамационной лиги и Pew Polls, испанская общественность по-прежнему питает много антисемитских стереотипов, в большей степени, чем в других западноевропейских странах.

 

Вместо «аплодисментов» местный тост перед выпивкой звучит так: «Мы собираемся убивать евреев».

 

Даже в культуре Испании можно услышать антисемитизм, уходящий в глубь веков. Например, в Леоне пьют лимонад, смешанный с красным вином под названием matar judíos («убивать евреев»). Вместо «аплодисментов» местная фраза для питья звучит так: «Мы собираемся убивать евреев». В течение сотен лет деревня на севере Испании называлась Castrillo Matajudios («Кастрильо убивают евреев»). Жители, наконец, проголосовали за изменение названия — в 2014 году.

Испания сегодня, и урок, который остается

Сегодня в Испании проживает около 45 000 евреев. Большинство из них живут в Мадриде, Барселоне и Южной Испании.

11 июня 2015 года испанский парламент одобрил разрешение на восстановление гражданства потомкам евреев-сефардов, которые были изгнаны во время инквизиции. Закон позволяет родственникам лиц, которые были изгнаны в 1492 году, подавать заявления на двойное гражданство. На сегодняшний день 36 000 евреев получили гражданство.

Действительно, был Золотой век Испании, но для евреев он всегда был немного запятнан. Раввин Иегуда Халеви, живший во времена Золотого Века, писал: «Хотя я нахожусь на Западе, мое сердце находится на Востоке».

<hr/>

Об авторе

 

Раввин Менахем Левин

Дополнительные сведения из этого авторского >

Раввин Менахем Левин является генеральным директором JDBY-YTT, крупнейшей еврейской школы на Среднем Западе. Он служил раввином конгрегации Am Echad в Сан-Хосе, штат Калифорния, с 2007 по 2020 год. Он является популярным оратором и писал для многочисленных публикаций.

Источник