Женщины на войне: военные психологи (фоторепортаж)

На модерации Отложенный

                                           Фото:

Говорят, война – дело не женское. Но здесь, в зоне боевых действий, часто можно встретить женщин, которые каждый день помогают мужчинам воевать.

Хотя все-таки воевать – занятие далеко не женское.Вот рассказывал же я о Боевой кнопке – отчаянной медсестре Наталье Назар. А теперь дело за военными психологами, которые также лечат – только душевные раны и "нарывы". Знакомьтесь: Маргарита Мудраченко и Валерия Язловицкая, офицеры-психологи Национальной гвардии Украины.

Сейчас вместе с сопровождающим они прибыли на блок-пост, чтобы проведать бойцов, узнать об их проблемах, помочь обрести равновесие, которое так необходимо на войне. Здесь несут службу бойцы:

Свободная смена отдыхает

Сухая обувь – первое дело

Все было бы как обычно - девушки поговорили с бойцами, что за чаем получается вполне задушевно, вручили желающим иконки, выслушали людей, постарались помочь – кому советом, кому добрым словом, улыбкой.

На том бы все и закончилось, но ведь женский день. И поддержка на сей раз оказалась взаимной. Поздравления, цветы, объятия, шутки. Почти как в добрые мирные времена.

Девушки, конечно, офицерами бывают. Чаще всего в Израиле – там воинская повинность касается всех. Несколько реже в Америке и Европе. Сейчас у нас – не очень часто, тем более немногие стремятся попасть на войну. А потому чуть ли не каждую женщину в зоне АТО смело можно называть героиней.

Валерия закончила Луганский национальный университет им. Т. Г. Шевченко, факультет практической психологии, впоследствии ставший институтом педагогики и психологии по специальности практическая психология. На третьем курсе Валерия попала на практику на областной сборный пункт, где познакомилась с офицером-психологом воинской части.

Валерия с детства хотела служить в армии, но думала, что это невозможно. Но этот случай помог. Будучи студенткой магистратуры, она призвалась в армию телефонистом в звании рядового.

Но пошел уже четвертый год ее службы и сейчас она – младший лейтенант, служит в должности офицера-психолога.

Маргарита училась в Харьковском педагогическом университете им. Г. Сковороды, а также на военной кафедре Харьковского университета воздушных сил, где и получила звание младшего лейтенанта и профессию военного психолога.

Сейчас Маргарита и Валерия наблюдают за состоянием военнослужащих, ведут работу по изучению людей и их отношений в коллективе, дают рекомендации по формированию групп на блок-посты. Это помогает избежать конфликтов между бойцами, когда им подолгу приходится служить в маленьком коллективе. Психологи профессиональным глазом видят микрогруппы в коллективе, знают об отношениях между этими группами и вносят свои предложения, когда командование формирует подразделения.

«Мужчина-психолог - это чаще всего командир – рассказывают девушки. А женщин-психологов бойцы уже не воспринимают как командиров – больше доверяют, больше рассказывают, больше идут на контакт, чаще обращаются со своими проблемами. Люди хотят выговориться, чтобы их выслушали, обратили внимание. А мы стараемся, как можем – выезжаем, встречаемся, общаемся, беседуем".

Кто же если не мы?

"Поначалу люди были просто шокированы, все воспринимали обостренно. Сейчас уже мы, психологи, работаем с ними. Люди стали спокойнее относиться ко всему происходящему, более снисходительно, что ли. Они понимают, что они не брошены, что есть, к кому обратиться с проблемами, есть с кем поговорить.

Из проблем чаще всего – тоска по дому, с этим люди обращаются, просят их успокоить. Мы объясняем, успокаиваем.

Нам помогают психологи из других организаций. Например, перед выездом на эту ротацию с нами проводили практические занятия по оказанию помощи людям в зоне АТО психологи из Лиги офицеров. Нас учили как помочь человеку в стрессовой ситуации, в состоянии шока. А таких много – после обстрелов, например, после выхода из Дебальцево.

Наши ребята были уже на первой ротации, с ними нам легче, они уже подготовленные. Мы с ними на практике тоже прошли тренинги. Многому научились сами, обучали их, как оказать первую психологическую помощь. И сейчас мы готовы на практике применять все переданные нам знания."

Есть ли разница в работе гражданских психологов и военных? В чем она?

«Одно дело работать с мирными гражданскими людьми, совсем другое – работать с людьми, которые постоянно находятся в состоянии стресса – отвечают Рита и Лера. Война очень давит людям на психику. Есть такое понятие как профессиональная деформация, которой подвержены и военнослужащие. Это очень специфическая работа, особенно в нынешней ситуации. Вряд ли где-то в мирной жизни можно столкнуться с аналогичными проблемами.

Когда закончится война, люди будут отходить очень долго, особенно те, кто были в самых горячих точках. У психологов будет очень много работы.»

Как понравился прием на блок-посту? Цветы, поздравления – приятно ли было?

«Конечно приятно, что ребята помнят, что есть такой праздник, поздравляют, дарят цветы, говорят приятные слова. Это нас радует, вдохновляет. Когда в землянке нам преподносят цветы – это совершенно неожиданно, и до чего же приятно! А когда тебя переполняют приятные эмоции, ты готов этим поделиться с окружающими. Ведь для поднятия боевого духа нужно не так уж много. Улыбка, приятное слово, добрый взгляд уже поднимает настроение.»

С праздником вас, дорогие наши сестры, любимые, жены, матери, подруги! С такой поддержкой никакая война не страшна. Мы победим.

...А Риту и Леру по возвращении ждала хоть и маленькая, но награда – простой сине-желтый бантик. Его легко не заметить на гражданке, но он так приятен здесь и сейчас.

Награда – героиням

Сергей Ермаков, «Харьков криминальный»