Россия и Крым смешали Европе газовые карты

 

Энергетический вопрос продолжает оставаться ключевым в ситуации вокругКрыма. В то время как "Газпром" примеряется к крымским месторождениям, ЕС и США усиленно ищут пути диверсификации поставок нефти и газа. Пока Европа зависит от российских энергоресурсов, применить к России по-настоящему болезненные экономические санкции вряд ли удастся.

 

"В ближайшие недели мы будем встречаться с нашими европейскими партнерами, чтобы обговорить вопросы диверсификации источников энергии. Это должно улучшить ситуацию с энергетической безопасностью", – заявил вице-президент США Джозеф Байден во вторник в Варшаве на совместной пресс-конференции с премьером Польши Дональдом Туском.

Представитель администрации США в очередной раз пригрозил Москве новыми санкциями в случае продолжения процесса присоединения Крыма. "Очевидно, что международная политическая и экономическая изоляция России усилится, если она будет следовать этим путем", – отметил Байден. Еще более очевидно, что сворачивать с этого пути Кремль явно не намерен, и чем громче возмущаются западные политики, тем быстрее он будет двигаться по выбранному курсу.

Но зачем продолжать стращать Россию гипотетическими экономическими санкциями, когда совершенно ясно, что ей не страшно и пора бы уже перейти от угроз к делу, если действительно есть такое желание? Медлительность в этом вопросе лишь подтверждает мнение о том, что к подобному шагу, чреватому серьезным ударом по собственной экономике, Европа вовсе не готова. И все прекрасно понимают, что никакие переговоры с партнерами не помогут США заместить российский экспорт нефти и газа в ближайшее время. Возможно, пока Вашингтон просто пытается использовать сложившиеся обстоятельства как повод оправдать усиление собственного присутствия на континенте: Байден подтвердил приверженность планам создания ЕвроПРО и пообещал усилить патрулирование неба над Литвой, Латвией и Эстонией.

Между тем вместе с Крымом Россия уводит из-под носа ЕС и некоторые ресурсные перспективы, что еще больше усложняет задачу поиска альтернативных источников. Полуостров является одним из крупнейших регионов в Черноморском бассейне по добыче на шельфе газа и нефти. Сейчас там добывается порядка 1,5 млрд кубометров газа в год, разведанные запасы газа у побережья Крыма составляют почти 2 трлн кубометров, нефти – более 430 млн тонн. Сразу после референдума госсовет Крыма постановил признать собственностью нового государства континентальный шельф и имущество "Черноморнефтегаза", принадлежащего "Нафтогазу Украины". Ранее власти полуострова заявляли о том, что могут продать эти активы российским компаниям, например "Газпрому".

Захочет ли холдинг приобретать спорное имущество (в Киеве закономерно заявили о намерении оспорить национализацию), сказать сложно, но от разработки месторождений точно не откажется. По словам первого вице-премьера Крыма Рустама Темиргалиева, "Газпром" уже обратился к властям республики с этим вопросом. За ним могут последовать и другие российские энергетические компании.

Вызывает определенные сомнения вопрос о прокладке через Крым газопровода "Южный поток" (уже заговорили о возможности пересмотра проекта с учетом нового статуса полуострова). С одной стороны, такой маршрут позволит сэкономить несколько миллиардов долларов и сократить время на строительство примерно на полгода. Но с другой – на данном этапе этот вариант противоречит основной задаче проекта, призванного стать безопасной альтернативой украинскому транзиту. В условиях, когда легитимность присоединения Крыма к России не признается мировым сообществом, политические риски по-прежнему достаточно велики. А ждать, когда будущее полуострова определится более четко, времени нет. Разве что ЕС сам заморозит строительство, что также не исключено.