Могут ли страны БРИКС создать новый мировой порядок?

Однодневный ежегодный саммит так называемых стран БРИКС – Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки – не привлек много внимания со стороны Запада. Это может быть связано с тем, что группа мало чего достигла в конкретных вопросах с момента своего создания в 2009 году. Критики подшучивают, называя ее местом для фотосессий и болтовни.

Но такое пренебрежение или презрение может также отражать тот факт, что страны БРИКС, представляя  собой почти половину населения мира и отвечая за почти одну пятую мирового объема производства, являются нежеланной проблемой для установившегося мирового порядка, в котором правила пишут Совет Безопасности ООН (в котором доминируют США), МВФ и Всемирный банк. Скорее всего, правда находится где-то посередине. Пять лидеров стран – президент Бразилии Дилма Руссефф (Dilma Rousseff), российский президент Дмитрий Медведев, Ху Цзиньтао (Hu Jintao) из Китая  и Джейкоб Зума (Jacob Zuma) из ЮАР, а также премьер-министр Индии Манмохан Сингх (Manmohan Singh) – не отличаются иконоборческим радикализмом.

Руссефф высказывалась смелее всех, настаивая на том, что развивающиеся страны должны быть защищены от мирового «цунами» дешевых денег, которое было инициировано США и ЕС в связи с финансовым кризисом и сделало экспорт стран БРИКС менее конкурентоспособным. «Мы будем защищать наше производство от методов, используемых развитыми странами во избежание кризиса,  которые приводят к каннибализации развивающихся рынков», - заявила она в марте.

Сторонники БРИКС заявляют о грандиозных  планах. Министр торговли Индии Ананд Шарма (Anand Sharma) заявил на этой неделе, что группа стремится к созданию - ни много ни мало - «новой глобальной архитектуры». Но обозреватели воспринимают подобные амбиции исключительно как антиамериканское бахвальство. Отмечая отсутствие существенных политических соглашений, они считают, что желание противостоять мировому господству Вашингтона является единственной объединяющей силой БРИКС.

«Существуют призывы создать постоянный секретариат и даже банк развития в попытке усилить политическое влияние группы», - написал Уолтер Лэдвиг (Walter Ladwig) из НИИ оборонных исследований ВС Великобритании (Royal United Services Institute). «Но подобная концентрация усилий на создании институтов неуместна. Фундаментальная несовместимость стран БРИКС, а не отсутствие организованности, не позволяет им играть значительную роль на мировой сцене».  Лэдвиг продолжает: «Помимо вопросов экономического управления, во многих ключевых вопросах страны БРИКС являются стратегическими конкурентами. Внутри Азии Индия и Россия являются потенциальными препятствиями для возможного господства Китая в регионе. На международном уровне Россия, Бразилия и Индия мечтают о появлении мультиполярной международной системы, в которой они стали бы играть главные роли -  Бразилия  и Индия попытались получить членство в расширенном Совете Безопасности ООН».

«Напротив, Китай стремится к биполярному миру, в котором страна играет роль противовеса американской власти».

На данный момент Пекин противостоит попытке Индии получить постоянное членство в Совбезе ООН.

Совместное заявление, озвученное на закрытии саммита, объединило страны в жесткой критике по отношению к западной экономической политике. «Развитые экономики должны принять ответственные макроэкономические и финансовые меры, избегать создания излишней мировой ликвидности и провести структурные реформы с тем, чтобы добиться роста, который создает рабочие места», - гласит заявление. Было также достигнуто согласие на то, чтобы продолжать усилия по созданию банка БРИКС «Юг-Юг», который бы в какой-то момент мог составить конкуренцию Всемирному банку и Азиатскому банку развития.

БРИКС вновь озвучили свои требования по расширению прав на голосование для развивающихся стран в МВФ и выступили с критикой относительно западной политики в отношении Ирана, отметив, что военные действия, призванные сдержать предполагаемые ядерные амбиции Тегерана, являются неприемлемыми, и что БРИКС не задевают предстоящие санкции против Ирана.

Заявление гласит, что кризисы в Иране и Сирии должны быть решены дипломатическим путем.

«Мы должны избегать политических расколов, которые создают нестабильность на мировом рынке энергоносителей и влияют на торговлю… мы должны обеспечить политическую согласованность с тем, чтобы возродить экономический рост», - заявил индийский лидер Манхоман Сингх. Страны БРИКС усилят сотрудничество в вопросах терроризма и пиратства, добавил он. Относительно реформы Совбеза ООН, он обратился к группе с просьбой выступать единым фронтом.

Амбиции стран БРИКС изменить мир по своему подобию ведут к возникновению вопросов о фундаментальных ценностях, а также о геополитическом влиянии. Важнейшие игроки, Россия и Китай, вряд ли или вовсе не преданы демократическим принципам, таким, например, как честные выборы, свобода слова или прессы. Индия также столкнулась с критикой после попыток  заглушить открытые дебаты.

Тибетские активисты говорят, что около 250 человек были задержаны на этой неделе результате попыток индийского правительства предотвратить антикитайские протесты. Подход к соблюдению основных прав человека в России и Китае, совсем недавно продемонстрированный на примере отношения к сирийскому кризису, не является моделью, которую бы развитые страны радостно приняли.

Таким же образом, менее мощные и не входящие в крупные альянсы страны пытаются понять, является ли рост БРИКС признаком появления очередной эгоистичной мировой элиты, которая будет обращать столько же внимания на их интересы, сколько западные страны.  Специалист по международным отношениям из Индии Срирам Чаулия (Sreeram Chaulia) заявил New York Times, что меньшие по размеру и более бедные развивающиеся страны, особенно в Африке, пытаются понять, смогут ли БРИКС стать настоящими защитниками незападных интересов. Развивающиеся страны хотят мультиполярного мира, а не такого, в котором господствуют США, «или, если уж на то пошло, Китай», заявил он.

Источник: http://www.inosmi.ru/fareast/20120330/189376040.html

5
1228
4