Александр Немец: Путин делает Китаю "прощальный подарок"
Конец 2019 – начало 2020: некоторые итоги и перспективы китайской экспансии

Постараюсь обойтись без деталей и при этом дать максимум информации.
Существует широко распространенное мнение, что Китай широко наступает по пространству России от Урала до Тихого океана, с "выбросом десантов" в некоторые точки к западу от Урала. А на самом деле, как показали события 2018-2019 годов, это не так.
Китай действительно "выбрасывает экономические десанты", только не к западу от Урала, а к западу от Енисея. Сюда входят китайские лесоразработки в Томской области, реконструкция Омского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), кое-какие китайские сельхозпредприятия в Западной Сибири, на Урале и даже в Чувашии, некоторые бизнес-проекты в Москве... Все это интересно, но не больше.
По-настоящему серьезная, массовая экспансия Китая идет от Енисея до Тихого океана. Во всех ли регионах этого огромного пространства? Нет. В 2018-2019 годах я получил огромное количество сообщений – сотни и сотни – о росте китайского экономического, политического и даже военного присутствия в восточных регионах РФ. Часть сообщений пришла "самотеком", часть была получена путем поиска на ютюбе и гугле. Поэтому я считаю накопленную информацию достаточно репрезентативной.
И сейчас, в начале январе 2020 года я заново просматриваю накопленную информацию и не нахожу ни одного сообщения – ни одного! – об экономическом присутствии китайцев в следующих регионах:
– Якутия (если не считать нескольких юго-западных районов, где находится газовый бассейн Чаянда и где проходит газопровод Сила Сибири от Чаянды в направлении Сковородино и, далее, Китая);
– Чукотка (здесь активно действуют несколько крупных американских и канадских фирм в сфере добычи золота и олова), Магадан и Камчатка, а также часть Хабаровского края к северу от реки Уда. В Магаданской и Камчатской областях западные фирмы тоже работают.
– Сахалин, ставший "вотчиной" нескольких крупных западных нефтегазовых фирм.
Я не стану утверждать, что в перечисленных регионах совсем нет китайцев и китайской торговли. Есть. Но китайское присутствие на конец 2019 года было здесь очень ограничено. Я склонен считать, что в ближайшие несколько лет в данных регионах китайское присутствие не вырастет. Для Пекина эти регионы, скорее всего, особого интереса не представляют. За исключением, может быть, Якутии. Пока не знаю.
Просто перечислю эти регионы "полного экономического и политического контроля" Китая, по состоянию на конец 2019 года:
– Республика Тыва. В этом очень бедном регионе позиции Китая определяются формулой "что хочу, то и ворочу". При этом немалую роль играет прокитайская позиция военного министра Шойгу, выходца из Тувы.
– Республика Бурятия, где позиции Китая так же сильны, как и в Тыве. С той разницей, что в Бурятии гораздо лучше развита инфраструктура, включая железные и автодороги. В Бурятии еще сохраняется присутствие московских кланов (Ротенберги). Да вот надолго ли? Китайцы занимаются лесом, сельским хозяйством, туризмом, ураном, золотом... и всем чем угодно. Обедневшее местное население махнуло на все рукой, приспосабливается к "новой власти" и практически не сопротивляется. Не помогло даже "пришествие" в Бурятию шамана Габышева (кажется, в июле 2019 года).
– Забайкальский край (бывшая Читинская область). Здесь позиции Китая, пожалуй, даже крепче чем в Бурятии. Сорок тысяч квадратных километров на 49 лет (т.е. насовсем) отданы в аренду Китаю за символическую плату для лесодобычи. И это не считая "дополнительных приобретений" для лесоразаботки и сельского хозяйства 2018-2019 годов.
Китайцы занимаются здесь и добычей золота, а Москве "отстегивают" 30% добычи. Очень бедное местное население, как и в Тыве и в Бурятии, не сопротивляется, а приспосабливается. Москву здесь, пожалуй, ненавидят. Москва явно готовится к уходу. Характерно, что военные силы РФ в 2019 году в Забайкальском крае сократились до одной бригады неполного состава.
– Амурская область. Здесь позиции Китая во всех областях еще крепче, чем в Бурятии и Чите. Очевидно, чем дальше на восток, чем дальше от Москвы и чем ближе к Харбину (даже не к Пекину), тем крепче. Нет необходимости подробно перечислять сферы экономического контроля Китая в Амурской области. Называйте любую и не ошибетесь.
– Хабаровский край, включая Еврейскую автономную область (ЕАО), но без районов к северу от реки Уда (ее устье находится примерно в 400 километрах к северу от Комсомольска-на-Амуре). Здесь, то же самое что и в других "юго-восточных" регионах. Но стоит кратко рассказать о превращении в "китайский город" Комсомольска-на-Амуре. Китайцы реконструируют местный НПЗ, а после будут на нем работать. Местный судостроительный завод поставляет (или поставлял до недавнего времени) китайцам блоки ("узлы") для дизель-электрических подлодок, а местный авиазавод шлет Китаю истребители палубной авиации СУ-35 (J-15). Выходит, что вся сохранившаяся серьезная промышленность города так или иначе работает на Китай!
– Приморский край. Здесь, как и в остальных регионах Сибири и Дальнего Востока, за последние 30 лет, площадь пахотных земель сократилась в несколько раз. Китайцы в Приморье, как и в Амурской области, взяли в аренду многие десятки тысяч гектаров бывших сельхозугодий для выращивания сои. Разумеется, и в Приморском крае китайцы рубят лес, а также добывают уголь и руды цветных металлов. Стоит отметить, что китайцы отправляют из Приморья на экспорт продукцию принадлежащих им предприятий. Рабочая сила и комплектующие в основном поступают из Китая.
Еще раз следует подчеркнуть: местное население, от Кызыла (Тыва) до Владивостока, практически не сопротивляется приходу Пекина (Харбина) и де-факто уходу Москвы. Просто приспосабливаются или уезжают на запад. А местное начальство – в основном, назначенное Москвой – "не возражает", точнее, совсем не вмешивается.
Особого внимания заслуживает местная инфраструктура. В июне-июле 2019 года были, наконец, введены в эксплуатацию – после многих лет строительства – два современных автодорожных моста. Один из них связывает Благовещенск, центр Амурской области, и процветающий город Хэйхэ на китайской стороне. Другой связал Нижнеленинское (ЕАО) и китайский город Тунцзян. В результате пропускная способность коммуникаций между Китаем и указанными регионами существенно выросла.
В сентябре 2019 года появилось сообщение, что РЖД приступили к модернизации и увеличению пропускной способности Транссибирской магистрали к востоку от Байкала и Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Это как раз то, что нужно Китаю. Очевидно, возникла потребность увеличить перевозки по этим железным дорогам леса и прочего в Китай из приграничных регионов РФ (пока еще РФ), а существующие мощности не позволяют. Выходит, Путин делает Китаю "прощальный подарок", а путинские друзья-подрядчики на этом заработают.
Помимо перечисленных "покорных" регионов, существует еще и настоящая "зона боев", включающая Красноярский край, Хакассию и Иркутскую область. Активное экономическое наступление Китая встречает здесь серьезное сопротивление. Доходит дело до "малой партизанской войны" населения против китайских предприятий. Но это, пожалуй, тема для отдельной статьи.
Комментарии
Сейчас Россией правит капитал, поэтому обеспокоенность правительства страны о гражданах России на нулевом месте, а вседозволенность китайской и западной экспансии российской территории является не чем иным, как орудием воздействия "российского капитала" на представителей этих стран в случае их неправильного отношения к нему.. Интересы Народа России, в данном случае, не рассматриваются вовсе
Комментарий удален модератором