Св. Климент Александрийский: только истинный гностик обла­дает святостью

На модерации Отложенный

Раннехристианское богословие это мир, богаче которого трудно себе представить. И многое, открывающееся в нем, шок вызвало б у конфессий нынешних.

По крайней мере - у протестантов. Да также и у католиков, хоть немного и в меньшей степени. А православные бы, наверное, с шоком справились. Но даже и православным теперешним это стоило бы усилий. После никонианской реформы многого из того, чем гордились, едва не стыдиться начали. А ведь оно-то и суть исконное - от Христа и апостолов...

Каток позднейших реформ как бы заасфальтировал живую жизнь раннего христианства. Кое-кому после них стало ехать удобней по мертвому ровному покрытию. Только вот… что пунктом назначения своего езда такая имеет?

Однако - милостив Бог - пробивается пока еще все ж трава сквозь асфальт. Из глубины времен, из животрепещущих веков первых. Пока еще мы имеем возможность прочесть как учил, например, святой второго века Климент Александрийский. О гнозисе как учил он, к примеру.

Нынче только это слово скажи: гнозис, гностицизм - заклюют в момент! Произнесут речь на тему: гнозис это, де, для христианина неприличное что-то, это сектантство какое-то! Держатся надобно в границах богословия признанных официально святых отцов, а не…

Подержимся же! Вот богословие раннехристианского святого Климента Александрийский (II век). Или теперь уж и он не признан?

Климент родился в тот самый год, в который праведный Маркион (ему с официальным признанием повезло меньше) предложил канон христианской Библии (см. статью «Библия канона 144 года», Дмитрий Логинов, 2014).

По благословению св. Пантена в 190 году Климент основал Александрийскую богословскую школу (на базе огласительного[1] училища Пантена). Святой Климент возглавлял ее 12 лет, а преемником его стал – в 202 году – сам Ориген.

Немало вышло из-под пера Климента богословских трактатов. Но вот названия большинства из них мало что говорят нашему современнику. «Протрептик». «Строматы». «Ипотипосы»…

Однако есть и название, смысл которого вполне внятен. «Церковное правило против иудеев».

Но вот именно сей трактат и оказался «утрачен». Это не особенно удивительно. Усилий заинтересованными кругами трачено столь, что могла ведь потеряться и даже память о том, что такое было вообще писано. Да только слишком часто упоминают это «Церковное правило против иудеев» Евсевий, Фотий, другие… То есть утратить не только текст, но еще и память, что был он писан, в данном случае оказалось непросто.

Строматы же Клемента, Бог милостив, сохранились. И сохранили нам взгляды Климента на, например, этот самый гностицизм. Раскроем же Строматы:  

«Настало время показать, что человеком истинно благо­честивым является лишь гностик. Пусть, узнав из наших слов каков истинный христианин, с одной стороны, уви­дят собственное свое невежество и убедятся, что безрассудно и не­справедливо преследуют это имя, а с другой — повинятся, что лож­но называют безбожниками тех, кто чтит истинного Бога… Мы намерены доказать, что только истинный гностик обла­дает святостью, лишь он воздает Богу почитание, достойное его ве­личия. А из того, что он воздает Богу такое поклонение, следует, что он любит Бога, и сам любим им.

Из различных учений он чтит преимущественно древнюю философию и Древнейшие из пророчеств (гностики помнили: предсказание, что Сын Бога Всевышнего воплотится на Земле - много древнее Библии; оно запечатлено в книге Веста, которую принес Арий; подробней см.

текст "Ведизм как исконный гнозис" - примечание Д.Л.). Из предметов умопостигаемых он чтит древнейший по происхождению, вневременный и несотворенный Первый Принцип, источник остального бытия, Сына, благодаря которому мы можем знать веч­ное начало, Отца всего сущего, древнейшего и благодетельного, который невыразим словом, но которого мы чтим в молчании, святом восхищении и с величайшим почтением… Итак, почитание, воздаваемое истинным гностиком Богу, состоит в неусыпной его заботе о собственной душе и непрестанной любви, обращенной к Господу.

Что же касается его благодеяний людям, то одними из них он старается сделать их лучше, другими же помогает и утешает их. Медицина врачует тело; философия — душу. Служением является также и забота детей о родителях, а подданных — о своих правителях. То же видим мы и в Церкви. Пресвитеры служат для улучшения и исправления; диаконы оказывают помощь. Таким же двойным служением ангелы служат Богу, помогая в управлении земными делами. Гностик тоже служит Богу. Будучи призва­нным учить и исправлять, он открывает людям смысл своих возвышен­ных прозрений, стремясь улучшить их. Ни в ком из смерт­ных нет ни такого благочестия, ни такой богобоязненности, как в верующем, который в делах земных служит Богу со славой и безуп­речностью.

Подобно тому как старательный уход за посевами, исполь­зующий различные приемы, навыки и знания земледельца, приносит обильный урожай и немалую выгоду, так и благочестие гностика, собирая плоды, приносимые теми, кто через его служение пришел к вере, собирает богатейший урожай. Он пробуждает от греховной жизни и приводит на путь спасения многих собратьев.

Если богосоответствие (qeoprepeia) есть сохранение того, что присуще Богу, то соответствует Богу только тот, кто любит его. Только он знает, что угодно Богу с теоретической и с практической точки зрения. Ему ведомо, какую жизнь должен вести тот, кому предстоит в будущем достигнуть обожения, а в насто­ящем — уподобиться ему. Следовательно, прежде всего истинный гностик любит Бога. Чтить отца — значит любить его; точно так же и чтить Бога равнозначно любви к нему.

Сила гностика проявляется в трех способностях:

во-первых, он способен проникнуть в суть вещей;

во-вторых, он исполняет заповеди Логоса;

в-третьих, он может передавать тайны познания в наставлениях, отвечающих величию Божию.

Чем же объяснить тот факт, что верующего в бытие Вседер­жителя и получившего из уст самого несотворенного Сына от­кровение Божественных тайн называют безбожником? Безбожник ведь — это тот, кто отрицает бытие Бога, страшась вместо него демонов, обожествляя подряд все вещи, будь то дерево, камень или нечто им подобное, низводя до степени раба, движимого лишь страхом, душу и разум человека».

Климент Александрийский, Строматы, Книга 7, глава 1: Гностик есть истинный почитатель Бога 

[1] Огласительное – т.е. подготовительное для принятия святого крещения во имя Христа. В огласительном училище св. Пантена в качестве подготовки к свешению главного христианского таинства изучали: скифскую философию (стоицизм), а также пифагорейство, платонизм, эпикурейство и… скептицизм. Готовиться ко крещению так было делом обычным в период раннего христианства.