Равнопророческий чин скифа Анахарсиса

На модерации Отложенный

Выразительное место попалось в книге Владимира Ларионова "От царской Скифии к Святой Руси" (М., Эксмо, 2005):

"...античность делила мир по сторонам света на четыре части, которые назывались в честь наиболее известных народов древней обитаемой ойкумены.

Запад назывался Кельтикой.

Юг был Эфиопией.

Восток — Индией.

Север — Скифией.

В центре же древнего универсума располагались очаги человеческой культуры: Египет, Вавилония, Эллада и Рим. От начала Север — наша геополитическая судьба, а Скифия — историческая! С античных времен все северные страны считались Скифией, страной холодной и загадочной, Скифией, чей народ оспаривал у египтян право называться самым древним народом на земле. И надо сказать, эллинская мысль склонялась в этом споре в пользу скифов.

Откуда у древних скифов была такая непоколебимая уверенность в том, что нет народа древнее их? Уже только этот вопрос должен был вызвать огромный интерес научного мира. Однако никто и нигде не попытался дать вполне обоснованный ответ на эту таинственную скифскую претензию на своего рода исключительность. (Видимо, Владимир Ларионов не читал книги по Русской Северной Традиции - примечание Д.Л.)

Почему в Священном Писании, в Послании апостола Павла, скифы удостоились упоминания, которое совершенно точно указывало на особую роль этого племени как исторически единого народа, который будет призван к тому, чтобы понести перед народами невечерний свет Истинной Веры? И разве не можем мы усмотреть особое промыслительное значение в том, что апостол Андрей, названный Первозванным, будучи первым призванным Господом к апостольскому служению, стал апостолом именно Скифии!

И не через знаменитого ли в древности скифского мудреца Анахарсиса наш народ сделал свой первый шаг в Церковь Христову? Как, каким образом? 

С глубокой древности в христианской традиции известен один важный обычай, по-особому заставляющий нас, христиан, относиться к наследию античной философской мысли. Мудрецы античного мира, «еллинские», как и скифские, философы, достигавшие исключительно путем личного интеллектуального поиска понимания божественных истин, долженствующих, только значительно позже, открыться во всей полноте с воплощением Господа Иисуса Христа, - с первых веков христианства изображались на стенах катакомб и в притворах первых храмов. То есть они были прославлены в особом РАВНОПРОРОЧЕСКОМ чине. К равнопророческому лику святых были причтены: Орфей (Александр Асов доказал, основываясь на песнях книги Веда Словена, что Орфей это Орей, т.е. Арий Гиперборейский - примечание Д.Л.), Омир (Гомер), Солон, Платон, Птолемей, Ермий, Аристотель, Плутарх, Гермес Трисмегист, стоик Зенон, Менандр, Сократ, римская Сивилла, Вергилий, Афродитиан, Диоген и - скиф Анахарсис.

Изображением Анахарсиса философа, скифского мудреца (волхва Макоши - примечание Д.Л.) на стенах катакомб и раннехристианских церквей знаменуется: в гиперборейских лесах Господь пестовал будущих насельников Третьего Рима — народ скифский, чьим первым членом Церкви Божией промыслительно стал Анахарсис, прообразовав будущее вхождение в Ее святые стены и всего народа славянорусского. Скифский мудрец предварил народ скифский, сиречь русский... будущие потомки древних скифов обрели свое место в ряду верных!

А может ли быть случайностью для нашей национальной истории то, что Скифский квадрат, описанный еще Геродотом, в предвечном замысле Всевышнего от начала Истории мыслился как подножие Престола Божиего, о чем писали святые отцы Церкви, о чем свидетельствовали наши прозорливые старцы? Разве нет прямой связи между древней Скифией и современной Россией в свете сокровенных, по определению не случайных, совпадений?

Разве не Россия мыслилась подвижниками благочестия подножием Престола Господнего, Уделом Пресвятой Богородицы? И описанный Геродотом географический квадрат Скифии со сторонами по четыреста километров разве не прообразовал собой это священное подножие?

Эти вопросы есть не просто очередные загадки русской истории, которые автор на досуге разгадывает перед любознательным читателем. Отнюдь. Вопросы эти напрямую касаются становления нашего национального духовного характера, который предопределил нашу историческую судьбу, нашу национальную психею.

Есть в истории Скифии и иные таинственные закономерности, которые позволяют нам заявить свое исконное историческое право на скифское наследие, отторгнутое от нас радением позитивистской науки. Северное Причерноморье с VIII века до Р.Х. занимают:

царские скифы, их сменяют

царские сарматы, далее здесь живут

роксоланы и, наконец,

русы.

Византийские греки называли наших предков скифами и тавро-скифами отнюдь не только потому, что отдавали дань античной литературной моде, не из любви к стилизации исторических трактатов под глубокую античную древность. Безусловно, когда древний и затем более поздний, византийский эллин писал о Скифии, он нередко имел в виду некое географическое обобщение. Скифами часто назывались племена, обитавшие в разное время в северной части известной грекам ойкумены, племена, иногда и не родственные между собой. Однако по отношению к русским Средних веков эпитет скифы столь постоянен, что просто невозможно не видеть в нем совершенно устойчивый этноним. Мы часто заблуждаемся насчет «детской» неразборчивости древних в вопросах этногенеза. Греки были прекрасно осведомлены о своих северных соседях, и никогда для них не было загадкой, каким образом царские скифы превратились в русов. Эллинские историки ведали, что это был один и тот же народ, и недвусмысленно говорили об этом в своих трактатах.

И вот что удивительно. Та же позитивистская наука как-то уж очень усердно старается искусственно разделить историю скифов и славянства, стыдливо обходит стороной свое же, некогда любимое, а теперь гонимое детище — антропологию. А ведь именно эта наука может указывать на генетическую преемственность древних племен, населявших один и тот же регион. И сделано было на этом поприще немало, особенно до 1917 года. Ныне утрачены многие антропологические коллекции императорского периода, но остались научные, неоспоримые выводы, которые позволяют нам вместе с Блоком с гордостью воскликнуть: «Да, скифы мы!»

Как же могло случиться, что нам приходится заново открывать свою Скифию, страну, где древние царские скифы уже одним только своим гордым именем предвещали появление на исторической арене их потомков — христианского русского племени, которому по праву народа, единого со всеми верными Христу, принадлежат слова апостольские: вы царственное священство? Царская Русь стала в истории максимально возможным земным воплощением священного национального идеала — Святой Русью!

Царственность и Святость таинственной Скифии признавали и другие народы древности.

Кельты помнили о своих предках киммерийцах, изгнанных из Скифии.

Для скандинавов Скифия всегда была священной прародиной, Великим Свитьодом, или Великой Швецией, из которой они выселились в Швецию Малую!

Древние считали Скифию «шапкой», или вершиной мира, из которой текут великие реки на Юг, Запад, Север и Восток. Там, за глубокими снегами, лежала счастливая Гиперборея, прародина народов арийского корня, безраздельно доставшаяся в наследство единственно скифам..."

Владимир Ларионов, "От царской Скифии к Святой Руси"