Кризис погнал школьников на работу

На модерации Отложенный Кризис погнал школьников на работу

12.10.2017 Общество Инна Лушина

 

 Фото: Сергей Куликов / Интерпресс Фото: Сергей Куликов / Интерпресс

 

Экономическая ситуация в стране заставляет подростков выходить на работу, а дефицит кадров на рынке труда вынуждает работодателей приглядываться к школьникам, как к потенциальным сотрудникам

 

Ежегодно в России рынок труда теряет около 800 тысяч экономически активных людей из-за демографической ямы 90-х годов, а также резкого старения населения, рассказала Юлия Сахарова, директор по Северо-Западу рекрутинговой компании HeadHunter.

И рынок потенциальных работников приходится расширять в том числе за счет подростков от 14 до 18 лет.  

Доля экономически активного населения в России сегодня составляет 59% от всего населения страны - это около 85,2 миллионов человек.

По прогнозам Росстата, к 2020 году их станет еще меньше - 81 миллион человек, это 55% от населения РФ.

«Из-за демографической ситуации в стране мы ежегодно будем терять, примерно, 800 тысяч человек трудоспособного возраста.

Дефицит кадров, в основном, обусловлен провалом в рождаемости в 90-х годах.

Минимальный показатель рождаемости был отмечен в 1999 году, сегодня эта молодежь выходит на рынок труда. Нехватка человеческих ресурсов неизбежно повлечет за собой расширение возрастных рамок на рынке труда», поясняет Юлия Сахарова. 

В связи с этим компания HH ввела на своем сайте возможность публикации вакансий с маркировкой «для соискателей от 14 лет».

Проще говоря, теперь работодатель может поставить галочку в соответствующем поле и этим показать, что рассматривает подростков в качестве потенциальных работников.

Правда, проект коммерческий, и для самой компании возможность «поставить галочку» означает затратные программные разработки ради привлечения аудитории.

Вакансии для категории 14-18 лет в Петербурге можно найти и на сайте городского Центра занятости населения. Там в основном предлагают работу с административным функционалом.

Зачем им работать? Пусть учатся!

По закону подростки от 14 лет могут работать только с разрешения родителей, не на вредной работе, с сильно укороченным рабочим днем и нагрузкой, которая не будет мешать учебе.

И именно боязнь юридических сложностей в оформлении отталкивает большинство работодателей от того, чтобы начать использовать труд старших школьников.

По словам Лианы Акопян, заместителя генерального директора трубного завода «Икапласт», сбором расширенного пакета документов для оформления занимаются сами подростки и их родители, так что это не доставляет сложностей работодателям.

«Мы работаем с подростками уже почти три года, в том числе и с поддержкой городского Центра занятости населения.

Школьники приходят в основном на административную работу. Сейчас у нас на одну вакансию приходится 3-4 кандидата», - рассказала Лиана Акопян.

По ее словам, городской бюджет при окладе подростка в 16 тысяч рублей в месяц компенсирует работодателю почти половину этих затрат.

Также работодатели боятся, что подростки не смогут справиться с работой, будут требовать повышенного контроля и иметь проблемы с ответственностью.

«Но низкий уровень ответственности кандидатов - это проблема и всех взрослых соискателей.

И любому новому сотруднику нужен контроль на начальном этапе. Так что это просто стереотипы», - уверена Юлия Сахарова.

Каждый пятый работодатель в городе имел соответствующий опыт и готов нанимать подростков.

Это и некая социальная миссия, нацеленная на «прививание культуры труда» подрастающему поколению, и возможность «сыграть на опережение», чтобы в условиях дефицита талантов привлечь внимание подростков к бренду компании, считает Борис Вольфсон, директор по развитию HH.

 Школьники хотят денег и независимости

Как показывает опрос работодателей HH, чаще и охотнее всего подростков берут на работу компании из сферы общепита и сервиса: рестораны, кафе, гостиницы.

В частности, сеть пекарен-кондитерских «Буше» уже пятый год работает с детьми - как в режиме сезонной летней работы, так и подработки после уроков. 

Екатерина Аксенова, директор по управлению персоналом сети «Буше», пояснила, что речь идет о позиции «работник торгового зала»: ребята разносят заказы, следят за чистотой, убирают посуду.

К работе с кассой и всем, что связано с деньгами, их, конечно, не допускают.

«Летом 2015 года, когда в стране начала ухудшаться экономическая обстановка, мы увидели резкий приток подростков на летнюю работу.

Видимо, вместо летних лагерей и развлечений в это время у них появилась необходимость в дополнительном заработке», - отметила представитель «Буше».

Также детей приглашают на производственные площадки, хотя и не на производственные должности.

«При этом для нас это больше социальный проект.

Мы открываем вакансии, подбираем ту работу, которую подросток может выполнить - это в основном административная работа, работа с бумагами и за компьютером.

И мы видим, что к нам приходят очень хорошие ребята, целеустремленные, готовые больше часа ежедневно тратить на дорогу от дома до работы, чтобы  иметь возможность работать. Просто не все школьники знают, где можно найти надежную работу», - рассказала Лиана Акопян.

17-летняя Мария, которая работала на заводе «Икапласт» в отделе внешних связей, подтвердила, что такая работа в первую очередь нужна целеустремленным школьникам для финансовой независимости от родителей.

«Все зависит от приоритетов, опыт и возможность получить новые знания очень важен.

Но не буду лукавить - в моем возрасте заработок является крайне важным», - поделилась девушка.

Для работодателя же главный плюс таких работников - возможность «разгрузить» более квалицированные кадры, избавив их от рутинной работы, а также взрастить талант «с молодых ногтей».

Ведь сегодняшние подростки и старшие школьники - это так называемое цифровое поколение, digital-native, выросшее с планшетами и смартфонами в руках.

Для них новые технологии близки и понятны, они реже впадают в ступор от слов типа «блокчейн» или «биткойн» и гораздо более обучаемы, чем люди старшего возраста.