Энергетическая гильотина: Как газовая политика ЕС заставляет сдаться европейский бизнес

На модерации Отложенный Энергетическая гильотина: Как газовая политика ЕС заставляет сдаться европейский бизнес в плен России. Александр Роджерс


Ситуация на газовом рынке Евросоюза (и в европейской энергетике в целом, но об этом как-нибудь отдельно) выглядит всё более абсурдно. Нет, я не совсем точно выразился. Ситуация-то как раз предельно логична, а вот поведение европейских чиновников на этом фоне — форменное безумие.

 

Когда-то была такая серия художественных фильмов про Африку, называлась "Наверное, боги сошли с ума". Нынешние события можно по аналогии назвать "Наверное, еврочиновники сошли с ума".

Уровень запасов в европейских газохранилищах беспрецедентно низкий. Потребление, а соответственно, и спрос при холодной погоде околопиковые. Отбор из ПГХ достиг максимума за несколько лет и составил 11,2 миллиарда кубометров. Цены на газ в несколько раз выше, чем год назад.

И тут выходят один еврочиновник за другим и делают такие заявления, от которых ценник на хабе в Нидерландах каждый раз подскакивает на сотню-другую. Один заявляет: "Мы должны придерживаться всех процедур при сертификации СП-2", после чего цена вырастает больше чем на 100 долларов за 1000 кубометров. Второй говорит: "У СП-2 нет стратегического значения, поэтому торопиться некуда" — цена подскакивает ещё на двести. Третий — что "строительство СП-2 было ошибкой", после чего рынок вообще впадает в истерику.

Весь европейский бизнес, хоть что-то производящий — от сельского хозяйства до металлургии, — сидит перед телевизором и кричит: "Молчите! Молчите! Не надо больше таких заявлений!" Хотя я сильно смягчаю, потому что в реальности там в основном нецензура.

У меня есть два логичных объяснения подобных действий еврочиновников. Или они клинические идиоты, или они агенты "Газпрома" — в доле от его прибыли. Хотя нет, есть и третье, композитное — они клинические идиоты, которые в доле. А если серьёзно, то можно предположить, что это безвольные марионетки Штатов, которым вашингтонским обкомом поставлена задача любой ценой угробить европейскую экономику как прямого конкурента американских производителей.

Иначе просто не объяснить с позиций здравого смысла, зачем в разгар энергетического кризиса уничтожать три угольных электростанции — по одной в Великобритании, Германии и Нидерландах. Для наглядности, что происходит на газовом рынке Европы прямо сейчас.

 

Вчера, 20 декабря, цена на газ к закрытию торгов составила 1723 доллара за тысячу кубометров. При такой цене огромное количество различных производств попросту не имеет смысла, потому что нерентабельно. А сегодня к 11 утра цена поднялась уже до 1800 долларов за тысячу кубов.

"Газпром" эта ситуация вполне устраивает, и он совершенно не торопится удовлетворять спрос европейцев. Поэтому прокачка по газопроводу Ямал — Европа по состоянию на 18 декабря просела примерно в десять раз по сравнению с 16-м числом, а позже и вовсе остановилась. "Газпром" выполняет только свои контрактные обязательства, а этого в текущих обстоятельствах явно недостаточно. Впрочем, проблемы евроиндейцев русского шерифа не волнуют.

Несколько лет назад я читал очень интересную фантастическую (как оказывается, не очень) книгу, где на очень холодной планете мятежные вассалы отказались признавать нового короля. А тот вместо войны против них просто у местного аналога "Газпрома" выкупил месячный объём поставок газа — и через неделю все мятежники сдались от холода.

Сегодня Евросоюз находится в очень схожей ситуации. Там, похоже, пока этого не осознают — пытаются грозно надувать щёки, чего-то требовать, даже угрожать. Но при этом все их карты биты, а последствия текущего развития событий ещё только дадут о себе знать в ближайшие несколько месяцев.

Потому что вопрос не только в отоплении, но и в удобрениях, а самое главное — в цене на электричество. Которая уже подскочила в несколько раз и продолжает расти. А при такой цене любое производство оказывается заведомо нерентабельным.

 

И через полгода европейцы не только больше не увидят тепличных огурцов из Голландии, но и значительная часть их производства просто закроется. Та, которая не поспешит перебраться поближе к энергоресурсам и в те места (читай в Россию), где ценник на газ и электричество останется достаточно низким.

И тогда уже будет неважно, что будут заявлять еврочиновники и европолитики. Потому что бизнес уже капитулирует и сдастся в российский плен (где хорошо, тепло и светло).

Александр Роджерс

Цивилизационный выбор между Россией и Украиной

Приснился мне странный сон (реально приснился, не для красного словца). Будто я собираюсь на публичные дебаты с Зеленским. Не спрашивайте, зачем мне это надо – вот должен участвовать, прямо сейчас. А никакой заготовленной речи и никаких предварительных тезисов у меня нет (я, собственно, так почти никогда и не делаю, но не важно).


Я понимаю, что нужно говорить о самом важном. Можно, конечно, уничтожать маленького наполеончика цифрами нищенских зарплат, высокой коммуналкой, темпами вымирания населения, общим упадком экономики и разгулом преступности. Но всё это мелко, бытовуха, о таком может и Тимошенко с Рабиновичем вещать. Нужно о более глобальном и важном.

И тут я проснулся. Не получилось дебатов.

Но вопрос о самом важном остался. Поэтому напишу текстом, уже не торопясь.

Можете со мной не соглашаться, но я считаю, что самое главное – это культура. В широком смысле этого слова. История, традиции, сказки, песни, музыка, искусство, архитектура, литература, философия. И то, сложноуловимое и слабо поддающееся определению, что обычно называют «духовность».

Суверенитет – дело наживное. Были в нашей истории моменты, когда Русь его утрачивала. Потом собирались, напрягались – и возвращали.

Хотя опять же, отношение к суверенитету – это важно. Русские всегда стремились его обрести и удерживать. Какие-нибудь шотландцы или ирландцы тоже. У них не получалось, сил не хватало, но они продолжают регулярно пытаться. Столетиями.

 

А «Украина» всегда вела себя как распутная девка, под крики о незалежности пытающаяся продаться и лечь под кого-то, под кем лежать выгодно – под Польшу, под Россию, под Германию, под далёкую Швецию, даже под Турцию.

То есть для каких-нибудь болгар или сербов православие и славянские корни важны. А «украинцы» готовы есть сало и одновременно служить мусульманским правителям в качестве янычар (в том числе воюя против единоверцев), подкладывая под них своих лучших девок – как ту самую Роксолану, которой некоторые даже умудряются гордиться (как и поляки продажной девкой Валевской, сделав её национальной героиней).

Дело и не в вере. Хотя в «украинцы» изначально записывали малороссов и русинов, которые переходили из православия в католичество и/или униатство.

Дело и не в географии. Потому что «украинцем» может стать и рождённый в Курске Климкин, и рождённый в Архангельске Степанов, и рождённый в молдавских Бендерах Вальцман-Порошенко.

Возможно, частично дело в уме. Ибо, как говорил Лев Николаевич Гумилёв «Когда украинец умнеет, он становится русским». И наоборот, кстати, тоже – если ты тупой, как Климкин, то превращаешься в «украинца».

Но главное дело именно в культуре. Русские – это культура городов. Недаром викинги называли Русь «Гардарики», то есть «Страна городов». У скандинавов и немцев «гард», у русских «город», у украинцев «мисто».

Украинская культура – это культура села. Хутора. Хатынки с соломенной крышей.

Город – это цивилизация. Город – это долгосрочное мышление, стратегия, наука, технологии. Село – это «дожить бы до весны», дальше село не думает. И это очень наглядно видно.

У русских есть непобедимый Суворов на суше и непобедимый Ушаков на море. У «украинцев» есть Сирко. Так обычно собак называют, причём гадящих исподтишка.

У русских есть Куликовская битва, Полтава, Рымник, Бородино, Осовец. У «украинцев» тоже есть Полтавская битва. Правда, они там были с обеих сторон, и с обеих сторон их не рискнули выпустить на поле боя – потому что чем с такими союзниками, то лучше без них.

Понятно, почему русские воюют лучше? У нас для этого есть соответствующие традиции и образцы для подражания. Украинцы просто не знают, что это такое – побеждать. Когда-то знали. Когда были русскими. Но перестали и забыли. А у нынешних образцы для подражания – это «воякы УПА*», каратели против мирного населения и схронные сидельцы.

В архитектуре у русских Большой театр, Эрмитаж, Зимний дворец, Петергоф, соборы, построенные лучшими европейскими зодчими. В архитектуре у украинцев – то, что построили русские.

Для полной украинизации ведь нужно снести в Одессе памятник Дюку Ришелье и разобрать Потёмкинскую лестницу. Убрать ступеньки. Не, не так: «розибраты сходынкы». И солому постелить. Оцэ будэ гарно!

В литературе у русских Пушкин, Толстой, Достоевский – их экранизируют во всём мире, от Голливуда до Китая. У украинцев Тарас Шевченко, которого не экранизирует никто (включая самих украинцев).

А, вру! У галичан ещё есть Леопольд Захер-Мазох (он, правда, австриец). Но я бы таким не гордился. Хотя удовольствие от унижения – это у галичан в крови, тут не поспоришь.

В музыке у русских Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Глинка, Бородин. У украинцев – пустота.

В живописи у русских Рублёв, Васнецов, Репин, Суриков, Куинджи. У украинцев – пустота.

В философии у русских Соловьёв, Бердяев, Кропоткин, Фёдоров, Бакунин. У украинцев – Сковорода, принадлежащий к Санкт-Петербургской философской школе (да что ж ты будешь делать!).

В науке у русских Ломоносов, Менделеев, Циолковский, Попов, Курчатов. У украинцев – отчаянные попытки записать в свои Сикорского и Королёва.

И так во всём. Понимаете? Во всём!

Большой театр и пустота!

Как там у товарища Гегеля? Исторические и неисторические народы. Быть русским – это вершить историю. Стать «украинцем» – это вычеркнуть себя из истории.

Есть те, кто побеждает нацизм и отправляет человека в космос, а есть те, кто моет польские унитазы и собирает там же клюбнику для пана.

И это не предопределённость, не судьба. Это сознательный выбор каждого.

Космические корабли, бороздящие просторы Большого театра – или садочок вышнэвый возле хаты на обочине истории.

Каждый выбирает для себя – женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить, или пророку…

Александр Роджерс