Второй закон Ротенберга. Новая поправка писалась в финансовых интересах очень узкого круга конкретных персонажей

На модерации Отложенный

Две недели назад россиянская госдума голосами “ЕдРа” приняла поправку в Налоговый кодекс, которую уже окрестили “вторым законом Ротенберга”. Суть поправки в том, что физические лица, попавшие под международные санкции, могут не платить налоги с доходов, полученных за рубежом. Поправка принята практически без обсуждения, спустя всего лишь несколько дней после ее первоначального внесения.

Напомним, что в РФ налоговые резиденты определяются как физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее полугода в течение следующих подряд двенадцати месяцев, в то время как в большинстве других стран используются иные критерии налогового резидентства - например, место проживания семьи. Поэтому возможны ситуации, когда человек оказывается налоговым резидентом одновременно и в РФ, и в какой-то другой стране.

В РФ нерезиденты платят подоходный налог только с доходов, полученных в РФ по ставке 30% вместо стандартных 13%. Резиденты же должны платить как с россиянских, так и с зарубежных доходов. Однако на практике двойного налогообложения не происходит благодаря наличию у РФ со всеми государствами, кроме некоторых офшорных юрисдикций, международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Таким образом, новая поправка позволяет лицам, находящимся под санкциями, избежать декларирования своих зарубежных доходов и уплаты налогов с них в бюджет РФ, если они станут налоговыми резидентами в некоторых офшорных юрисдикциях. В частности, находящиеся под санкциями лица смогут освободиться от обязанности подавать отчетность по своим контролируемым иностранным компаниям, включая компании, зарегистрированные в офшорах.

Персональные санкционные списки ЕС, США и других западных стран включают в основном политиков и госслужащих – большинство из этих людей не может иметь иностранного гражданства или налогового резидентства.

Поэтому очевидно, что новая поправка писалась в интересах очень узкого круга конкретных персонажей – а именно, находящихся под санкциями путинских приятелей, таких как, например, Тимченко, Ротенберг или Сечин.

Такой законопроект не мог не вызвать шквала критики – сразу вспоминается похожий “закон Ротенберга”, который так и не был принят во многом из-за резко негативной реакции общественности. Напомним: законопроект 607554-6, именуемый в прессе “законом Ротенберга”, был внесен депутатом от “ЕдРа” Поневежским в сентябре 2014 года и предполагал выплату из федерального бюджета компенсаций гражданам РФ и организациям, зарубежное имущество которых подвергнуто аресту или другим взысканиям по решениям иностранных судов. Законопроект связывался с именем Ротенберга, так как у него были арестованы в Италии недвижимость и банковские счета. В октябре 2014 года законопроект был принят в первом чтении, но негативная реакция общества на него была столь сильна, что “кремлевские” не решились выставлять его на второе чтение.

Таким образом, “второй закон Ротенберга” по сути является заменой “первого закона Ротенберга”: россиянские власти попытались заменить один закон о преференциях некоторому кругу лиц на другой – похожий, но пока еще не столь нашумевший. Причем из неудачи с принятием закона Ротенберга были извлечены уроки: на этот раз провести законопроект через Госдуму постарались столь стремительно, чтобы никто ничего не успел понять.

Отметим, что это не первый случай применения подобной практики “ускоренного” рассмотрения сомнительных законопроектов в россиянской госдуме. Роль парламента в РФ свелась к автоматическому одобрению принимаемых “кремлевскими” решений, то есть разделение исполнительной и законодательной власти фактически стерто: исполнительная власть полностью подмяла под себя власть законодательную.